Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Анализ состояния организации производства СП ЗАО "МАЗ-МАН" и конкурентоспособности выпускаемой продукции

Анализ состояния организации производства СП ЗАО "МАЗ-МАН" и конкурентоспособности выпускаемой продукции

2

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

На тему:

"Анализ состояния организации производства СП ЗАО "МАЗ-МАН"

и конкурентоспособности выпускаемой продукции"

МИНСК, 2008

1. Общие сведения о СП ЗАО "МАЗ-МАН"

Совместное предприятие ЗАО "МАЗ-МАН" как объект изучения является обособленной производственно-хозяйственной единицей, обладающей правами юридического лица, занимающейся производством и реализацией грузовых седельных тягачей "МАЗ-МАН".

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения интересов собственников предприятия. Предприятие создавалось для осуществления двух основных целей:

создание более дешевой по себестоимости автотехники, соответствующей по всем параметрам мировым стандартам качества;

выполнение стратегии проникновения на рынок СНГ.

10-летний опыт совместной работы немецкой компании "MAN Nutzfahrzeuge AG" и ПО "БелавтоМАЗ" убедил партнеров в 1997 году принять решение о создании совместного предприятия по производству конструктивного ряда современных, технически высококачественных большегрузных автомобилей.

Договор о создании совместного предприятия между его учредителями был подписан 10 декабря 1997 года. В целях практической реализации инвестиционного проекта 5 марта 1998 года Министерством внешних экономических связей было зарегистрировано совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество "МАЗ-МАН". В конце апреля того же года на СП "МАЗ-МАН" был собран первый автомобиль. А спустя полгода, в октябре, пущена сборочная линия На предприятии действует смешанная форма собственности (государственная с участием иностранного капитала). Соучредителями СП выступили компания "MAN Nutzfahrzeuge AG" с немецкой стороны, Минский автомобильный завод и ЗАО "Лада-ОМС Холдинг" - с белорусской. Держателем контрольного пакета акций (51%) является "MAN Nutzfahrzeuge AG". Доли белорусских партнеров в уставном капитале составляют 39% и 10% соответственно.

Уставный фонд СП на первоначальном этапе его деятельности составляет 7 млн. долларов США. Инвестиции компании "MAN Nutzfahrzeuge AG" на сегодняшний день - 2,8 млн. долларов США.

На производственных площадях, предоставленных Минским автозаводом в качестве его вклада в уставный фонд, располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание.

Инвестиционная стоимость предприятия состоит из трех основных частей:

материальное имущество, то есть земельный участок, здания, сооружения, оборудование и все сопутствующие расходы (транспортные и строительно-монтажные);

нематериальные активы, в частности патенты на научно-конструкторскую и проектную работу, приобретение интеллектуальной собственности, расходы на обучение специалистов;

потребности в оборотном капитале - запасы товарно-материальных ценностей и наличности.

Капитал, вкладываемый в средства производства или активы, балансируется с источниками финансирования инвестиций, которые подразделяются на собственный и оборотный капитал.

Организациионная структура управления СП ЗАО "МАЗ-МАН" имеет классическую функциональную направленность (рис.1).

Начальник - финотдел - отдел по снаб- - технический сборочного цеха - бухгалтерияжениюотдел - отдел качества - ПЭО - отдел сбыта - технологический - энергетический - начальник вспомогательного цеха.

Рис.1. Организационная структура управления СП ЗАО "МАЗ-МАН"

Руководящим органом СП является наблюдательный совет. Председатель совета - ген. директор "MAN Nutzfahrzeuge AG". Заместитель председателя - ген. директор РУП "МАЗ", члены совета: 2 представителя "MAN Nutzfahrzeuge AG", 3 представителя РУП "МАЗ", 2 представителя "Лада ОМС".

Наблюдательный совет собирается один раз в квартал в Мюнхене и Минске (по чередованию). Очередное заседание совета должно состояться в Мюнхене.

Управлением в СП занимаются генеральный, коммерческий, финансовый директора - представлены со стороны зарубежного партнера; директор по производству и технический директор (МАЗ) и начальник финансово-экономического отдела (Лада ОМС).

На предприятии работает 117 человек, в том числе рабочие -77, специалисты - 17, руководители - 6, служащие - 17. Изначально предприятие создало 93 новых рабочих места. Подготовка и переподготовка кадров осуществляется СП (затраты - 3% от фонда заработной платы фирмы), переподготовка руководителей и специалистов производится сторонними opганами (затраты - 2% от фонда заработной платы управленческого персонала). На конвейере 60% специалистов имеют высшее образование, а остальные 40% закончили техникумы.

На предприятии существует ряд социальных льгот, что отличает СП от других предприятий. В частности, разработана система оплачиваемых отпусков для сотрудников, обучающихся заочно в высших учебных заведениях, на период сессии. Оплата производится по средней заработной плате. К отпуску каждый сотрудник предприятия получает материальную помощь в размере месячного оклада. К Новому году СП "МАЗ-МАН" дарит подарки детям своих сотрудников, а на летнее время оплачивает путевки в пионерские лагеря. Для рабочих оборудована специальная комната отдыха, где во время обеденного перерыва персонал имеет возможность разогреть пищу в печах СВЧ. Также каждому рабочему, несмотря на то, что сборочное производство не относится ко вредному, каждый день выдается бутылка минеральной воды. На заводе МАЗ вода выдается только рабочим литейного цеха.

Регулярно на СП проводятся семинары, выписывается специальная литература.

В среднем заработная плата в 1,5-1,7 раз выше получаемой на других предприятиях данной отрасли. Необходимо также отметить, что СП практически полностью отсутствует текучка кадров, так за 8 лет работы уволилось только 3 человека.

2. Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции

Предприятие выпускает две модели магистральных седельных тягачей МАЗ-МАН с колесной формулой 4x2 ("ЕВРО-1") и 4x6 ("ЕВРО-2"), предназначенных для перевозки грузов на большие расстояния. Номенклатура новых изделий и модели будут комплектоваться новыми двигателями с большой выносливостью, что означает большую прибавку по сравнению с предшественниками. В конструкции 4-х клапанных дизелей заложены возможности перехода к нормам "ЕВРО-3".

Модельный ряд предлагаемых седельных тягачей соответствует требованиям рынка и способен удовлетворить запросы различных покупателей (возможна комплектация для перевозки огнеопасных грузов, различные климатические исполнения и др. дополнительные опции):

МАЗ-МАН 543268 (4х2) с двигателем MAN D 2866 LF 31, мощность 300 кВт (410 л. с), EURO-2;

МАЗ-МАН 543265(4х2) с двигателем MAN D 2866 LF 21, мощность 272 кВт (370 л. с), EURO-1;

МАЗ-МАН 642268 (6х4) с двигателем MAN D 2866 LF 31, мощность 300 кВт (410 л. с), EURO-2;

МАЗ-МАН 642269 (6х4) с двигателем MAN D 2866 LF 31, мощность 300 кВт (410 л. с), EURO-2.

Также существует ряд модификаций данных моделей, в частности "северное исполнение до -600", "южное исполнение до +500", для перевозки опасных грузов.

Основная ориентация на национальный рынок будет дополняться проникновением на рынки России и других сопредельных государств с организацией торговых представительств в крупных городах.

Конкуренция с солидными зарубежными фирмами, такими как "МАН", "Вольво", "Скания", "Мерседес" и другими заставляет изучать их опыт и историю сотрудничества, и отвечая всем европейским стандартам качества производить "МАЗ-МАН" значительно ниже по цене западных машин того же класса. На рекламные мероприятия планируются затраты в размере 3% от объема продаж. Стратегия средних цен предприятия потребует снижение нормы рентабельности, но обеспечит рост товарооборота.

Для производства автомобилей "МАЗ-МАН" доля комплектующих, деталей и узлов, поставляемых от многочисленных иностранных партнеров, превышает 65% от потребности в них. Покупаемые у иностранных производителей комплектующие, узлы и детали не могут быть приобретены в РБ, так как в настоящее время не производятся. Ими является германский концерн "Ман", "Вабко", "Континенталь" и др. Из белорусских деловых партеров СП работает с ГП "МАЗ" "Белкард", "Щучинский автопровод", "Барановический агрегатный завод", "Жодинский Белавтомаз". С основными поставщиками заключены долгосрочные контракты на поставку комплектующих, деталей и узлов, что обеспечивает стабильность предприятия. В соответствии с договором о сотрудничестве СП приобретает у РУП "МАЗ" детали по их себестоимости, а МАН предоставляет скидки на количество комплектующих деталей до 20%.

Сравнительные цены на грузовые автомобили приведены в таблице 3. Предоставлены данные о ценах на автомобили ЕВРО-1 и ЕВРО-2. Стоимость тягачей "МАЗ-МАН" такого же класса составляет 40000 и 45000 у. е. соответственно. Можно сделать вывод, что продукция СП в среднем дороже автомобилей отечественных и российских конкурентов на 50%, что объясняется большой долей импортных комплектующих (в частности двигателей и кабин "МАН"), и в два раза дешевле западных аналогов.

Таблица 3.

Сравнительные цены на грузовые автомобили

Модель автомобиля

Цена, у. е.

Примечание

IVECO MT 400 E 30Т

MAN 18.403 FLT

MERCEDES 1838 LS

RENAULT AE 38 STI 19 TD

SCANIA R 143 MAR

МАЗ 54323

МАЗ 84321

МАЗ 64229

МАЗ 64221

КаМАЗ 5410

КрАЗ 6444-010

93.000

102.000

96.000

90.000

111.000

37.000

51.000

50.000

56.000

23.000

26.500

шасси+кабина 4х2

шасси+кабина 4х2 шасси+кабина 4х2 шасси+кабина 4х2 шасси+кабина 4х2

4 х 2

4 х 2

6 х 4

6 х 4

6 х 4

6 х 4

Грузовые автомобили, используемые для дальних грузоперевозок, чаще всего подвергаются длительным экстремальным нагрузкам. Работать надежно долгие годы должна не только машина как целостный организм, но и каждая ее деталь в отдельности. Высокие требования к себе и своей продукции стали для СП "МАЗ-МАН" саморазумеющимся обязательством: 100% качество с самого начала.

Достигнутый уровень качества, стандарты, к которым стремится "МАЗ-МАН", а также их постоянное развитие привели к созданию целостной системы управления качеством. В соответствии с ней:

1. Каждая монтажная операция сопровождается обязательной отметкой в журнале сборки автомобиля, что позволяет повысить персональную заинтересованность персонала, работающего по принципу "самоконтроля".

2. Общий контроль за качеством выполнения работы на каждом этапе производят руководители бригад, имеющие оперативную информацию о результатах приемки и испытаний автомобилей. Таким образом осуществляется принцип обратной связи "производство - ОТК".

3. По аналогии с предприятием в г. Мюнхене создаются мобильные группы, осуществляющие выборочный контроль за соблюдением установленного технологического процесса.

4. На последнем этапе монтажа автомобиль проходит полную функциональную проверку. Кроме того, каждый автомобиль проходит контрольные испытания пробегом, проверку на станции диагностики (по аналогии с европейской системой TUV), после чего осуществляется окончательная комплексная приемка готового изделия.

5. На предприятии работает постоянная группа специалистов "MAN Nutzfahrzeuge AG", следящая за соблюдением технологических процессов и поддержанием стабильного качества выпускаемой продукции, соответствующей уровню головного предприятия "MAN Nutzfahrzeuge AG".

6. Важнейшим элементом системы качества является входной контроль 100% материалов и комплектующих, поступающих на завод.

7. В данный момент внедряется практика участия специалистов "МАЗ-МАН" в процессе производства и контроля комплектующих непосредственно на МАЗе.

8. СП "МАЗ-МАН" получило Европейский сертификат в области качества ISO серии 9000, что позволит на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями автомобильной техники.

3. Анализ состояния организации производства на СП ЗАО "МАЗ-МАН"

На совместном предприятии создан конструкторский отдел, главной задачей которого является разработка новейших моделей автотехники, совершенствование уже выпускаемых тягачей и повышение эффективности производственного процесса. В отделе работают 13 человек, возглавляет его технический директор предприятия. Разработки конструкторского отдела посылаются в головной офис компании "MAN Nutzfahrzeuge AG", где проводится проверка, доработка изобретений. После чего новейшие технологии используются на производстве.

Проект создания СП "МАЗ-МАН" рассчитан на 10 лет, с долей иностранного капитала 40%, в том числе первый год - реконструкция производства и освоение нового на 55%, второй год - 75 и третий - 80% мощности. Начиная с четвертого года - переход на полную производственную мощность. При планировании и учете СП ЗАО "МАЗ-МАН" группируется по признакам, представленным в табл.3.

Таблица 3

Признаки классификации при планировании и учете

Признаки классификации

Виды производственного процесса

Характер выпускаемой продукции

Средства производства

Отрасль производства

Автомобилестроение

Размер предприятия

Среднее

Степень специализации

Предметная(сборочная)

Значение и роль в изготовлении продукции

Основные

Характер протекания

Простые

Стадии изготовления

Выпускающие

Степень непрерывности

Прерывные

Тип производственных процессов

Серийного производства

Степень технической оснащенности

Комплексно-механизированные

Метод организации производства

Поточные

Особенности использования оборудования

Дискретные

Производственный процесс представлен как единство и взаимодействие трех его элементов: рабочей силы, предметов и средств производства. Сравнительная характеристика типа производства представлена в табл.4.

Таблица 4.

Сравнительная характеристика производства СП ЗАО "МАЗ-МАН"

Показатели

Тип производства - серийный

Номенклатура продукции

Ограниченная - седельные тягачи "МАЗ-МАН" (ЕВРО-3), (ЕВРО-2), (ЕВРО-1).

Специализация рабочих мест

На каждом рабочем месте закрепляется периодически повторяющаяся операция

Тип оборудования

Специализированное и специальное

Характер производственного процесса

Периодически изменяющийся

Вид движения предметов труда с операции на операцию

Паралелльно-последовательный

Доля ручного труда

Средняя

Производительность труда

Средняя

Себестоимость единицы продукции

Средняя

Уровень использования оборудования

Средний

Длительность производственного процесса

Средняя

Соответствие запросам потребителей

Среднее

На СП ЗАО "МАЗ-МАН" разрабатывается собственная программа выпуска седельных тягачей "МАЗ-МАН" на год, с разбивкой по месяцам. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции материальными и трудовыми ресурсами. Номенклатура производственной программы - три вида выпуска седельных тягачей "ЕВРО-1", "ЕВРО-2" и "ЕВРО-3". Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции по заказам и договорам потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для осуществления этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. Применяются натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование. Учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.

ЛИТЕРАТУРА

Данные о деятельности предприятий с иностранными инвестициями в РБ за 2007 г. / Министерство статистики и анализа РБ. - Минск, 2008. - 30 с.

Добрянский К.В. Прямые иностранные инвестиции (мировой процесс и ситуация в Беларуси) // Веснiк БДЭУ. 2008. №3. С.91-96.

Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 2008. - 119 с.

Совместное предприятие и другие формы организации совместного бизнеса // Межд. бизнес. 2005. №9. с.17-18.

Соркин, С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Курс лекций. - Гродно: Изд-во Грод. филиала негос. ин-та совр. знаний, 2008. - 309 с.

Статистический бюллетень за 2007 г. / Министерство статистики и анализа РБ. - Минск, 2008. - 50 с.

Хабинихт, Хельмут. Как создавать совместные предприятия в странах СНГ // Проблемы теории и практики управления. 2005. №6. С.96-101.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека