Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Эволюция отраслевой структуры экономики региона

Эволюция отраслевой структуры экономики региона

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Факультет непрерывного профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Региональная экономика"

Тема: Эволюция отраслевой структуры экономики региона

Проверил: зав. кафедрой

менеджмента и права, д.э.н., проф. А.К.Осипов

Выполнил: Студент 3 курса

Спец. 060800 "ЭКУ"

И.В. Завойских

Гр.15, шифр 5108

Ижевск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Проблема неоднородности экономического пространства России

Кластерные стратегии развития экономики региона

Эволюция отраслевой структуры экономики региона

Заключение

Список литературы

Проблема неоднородности экономического пространства России

Профессор Орехова Е.А., кандидат экономических наук, на основе анализа статистических данных показала процесс усиления неоднородности экономического пространства России, сопряжённый с дифференциацией уровня социально-экономического развития в регионах страны. Выявлены причины этого процесса и возможные его последствия для будущего развития российской экономики. Показано, что следствием сложившегося в 1990-е годы усиления неоднородности экономического пространства России и увеличения ее межрегиональной экономической дифференциации стало расширение ареалов бедности и депрессивного экономического развития, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия, нарастание межрегиональных противоречий. На основе анализа статистических данных выявлены различия между российскими регионами по основным экономическим индикаторам: объему производства, численности безработных, денежным доходам населения, индексу потребительских цен и стоимости минимального набора продуктов питания, обеспеченности жильем на душу населения. Причины неоднородности экономического пространства России связаны с крайне неравномерным распределением населения и национального богатства по территории страны, регулируемым перемещением населения, ростом крупных городов, процессом депопуляции, объемами и направлениями внутренней и внешней миграции.

По мнению профессора, обеспечить однородность, единство и целостность экономического пространства позволит тщательно взвешенная консолидированная политика государства, учитывающая региональное многообразие национального хозяйства и ориентированная на использование преимуществ каждого региона и межрегиональной кооперации, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.

В поддержку данной позиции, Верещагина Т.А., кандидат экономических наук, утверждает, что необходимо развивать малый город, его самодостаточность, чтобы с учетом реальных ограничений и объективных процессов обеспечить максимум возможных экономических, социальных и экологических благ. Для этого необходимо создать условия развития интеллектуальных, творческих, эстетических, этических, духовных, культурных, информационных ценностей для самореализации каждого жителя города, а не только чисто материальные блага. Социальное положение конкретных людей в обществе порождает социальные интересы, которые влияют на содержание экономических и экологических интересов: стремление людей занять определенное социальное положение в обществе может вести к увеличению имеющихся потребностей, к возникновению новых. Производство и воспроизводство экономических благ возможно за счет благ природы, которые во многом зависят от характера воспроизводства социальной системы и социальных интересов.

В свою очередь Аралбаева Г.Г., кандидат технических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, проанализировала уровни жизни населения Оренбургской области, а также регионов Приволжского федерального округа и среднероссийскии уровень. Как оказалось, средний уровень доходов в регионе ниже среднего уровня по России. В регионе наблюдается высокая дифференциация населения по уровню доходов. Причем, если использовать методику расчета, принятую в развитых странах, дифференциация населения будет еще выше.

В современных условиях цель стратегии административно-территориального развития заключается в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности региона, его гармоничном функционировании на основе оптимальной специализации в мирохозяйственном разделении труда, использовании ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. При этом необходимо учитывать, что социальная, экономическая, политическая, институциональная, правовая подсистемы целостной системы "регион", отдавая свою энергию и заимствуя ее у других, стремятся к максимальному самосохранению.

Кластерные стратегии развития экономики региона

На современном этапе перед Россией поставлена задача: занять прочное место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Особое значение для успешного решения поставленной задачи в российских условиях имеет развитие регионов как субфедеральных территориальных образований. Одним из путей повышения эффективности деятельности предприятий является формирование благоприятного факторного пространства при различных организационно-экономических ситуациях, а также построение кластерной системы на базе регионального отраслевого комплекса. В свою очередь, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведёт к повышению конкурентоспособности государства. Опыт США и других государств показал, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, финансовых и научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Основная задача кластеров состоит в обеспечении производственно-коммерческой деятельности на основе эффективного стратегического альянса и делового сотрудничества.

Янгиров А.В, кандидат экономических наук, и Юсупов К.Н., доктор экономических наук, (Башкирский государственный университет) предложили новую концепцию исследования воспроизводственного потенциала региона, отличается от других выделением трех составляющих: потенциала ресурсов; потенциала факторов (условий); потенциала достигнутых результатов функционирования региональной экономики. Такое выделение трех глобальных составных может стать одной из базовых концепций его исследования. На основе рейтингов, построенных по каждому виду потенциала, произведена группировка регионов на 9 групп. Кроме того, предпринята попытка графического отображения воспроизводственного потенциалов регионов Приволжского федерального округа в совокупном выражении. На основе разработанной методики произведена группировка регионов на 27 кластеров по уровню совокупного и удельного потенциала.

Предлагаемая концепция исследования, на взгляд авторов, достаточно универсальна и может быть использована не только при анализе воспроизводственного потенциала в целом, но и отдельных видов потенциала - инвестиционного, финансового, промышленного и экспортного. Состояние и динамика развития воспроизводственного потенциала объективно покажут сильные стороны и недостатки в функционировании региона, в целом, а удельная оценка воспроизводственного потенциала (на душу населения) позволит обоснованно определять объем федеральных трансфертов в данный регион.

В перспективе же следует обратить особое внимание на исследование прогнозируемой и скрытой части воспроизводственного потенциала.

Эволюция отраслевой структуры экономики региона

Советская плановая экономика была крайним, вырожденным случаем дирижизма. В ней государство было по сути единственным собственником и предпринимателем, управлявшим экономикой посредством всеохватывающей бюрократической иерархии. Эволюция этой системы в силу ее врожденных пороков привела к краху, который удалось оттягивать 20 лет благодаря высоким ценам на нефть и освоению в России богатейших нефтяных месторождений. Но когда цены на нефть упали (1986 г.), кризис стал неизбежен, и будущие поколения получили, кроме тяжелого наследства, предупреждение относительно опасных крайностей преувеличения роли государства в экономике.

Выход из положения обеспечили рыночные реформы, которые в силу многообразных обстоятельств, прежде всего оказались весьма радикальными, и, возможно, отчасти усилили болезненность трансформационного кризиса. Как всегда радикальные перемены нуждаются в радикальном идеологическом обосновании и какой-то период реформаторы, по-видимому, преувеличивали возможности рыночных механизмов, особенно применительно к начальным шагам их действия на развалинах планового хозяйства. Во всяком случае их оппоненты с основанием, а чаще и без него упрекали реформаторов в чрезмерном и слишком быстром уходе государства из экономики, включая прекращение субсидий (ужесточение бюджетных ограничений) и массовую приватизацию значительной части госпредприятий.

Споры на эту тему будут продолжаться очень долго. Но, скорее всего никакая другая политика не могла дать позитивный результат, особенно учитывая параллельно протекавшие политические процессы и резкое ослабление государства в силу всей совокупности факторов. Но именно в это время и при тех обстоятельствах роль государства оказалась очень высокой, а именно в функции институциональных реформ.

Любопытно, что, осуждая либералов за отказ от государственного регулирования экономики, включая цены, объемы и структуры производства и.т.п., их критики отмечали: "Парадокс в том, что все это сопровождается усилением вмешательства государства в социальную направленность экономических процессов (видимо, имеется в виду сокращение социальных трансфертов в целях финансовой стабилизации - Е.Я.), жестким административным контролем за ходом, сроками, методами и формами их реализации. Государство целенаправленно контролировало разрушение государственного сектора экономики, принудительно насаждало определенные типы и формы хозяйства...". Стало быть, не так уж ушло государство из экономики, только оно содействовало ее преобразованию в рыночную.

В короткие сроки были восстановлены институты свободных цен, конкуренции, открытой экономики, частной собственности. Созданы практически заново налоговая и банковская системы - институциональные столпы рыночной экономики. При всем изначальном несовершенстве этих институтов, от них пошел поток импульсов, придававших экономике направление и энергию развития. Трансформационный кризис был весьма глубок (сокращение ВВП на 40%, промышленной продукции - на 55% в течение 1991-98 гг.) и казалось, что именно он является главным результатом реформ. На деле они только вскрыли болезни планового хозяйства и положили начало пассивной фазе структурной перестройки. А главным их результатом были упомянутые институциональные изменения, открывшие перспективы развития, что и стало ясно после 1998 года.

В то же время другие функции государства сократились, особенно государственного предпринимательства и контроля, социальные гарантии оказались сильно обесценены. Вместе с этим ослабли и функции охраны законности и правопорядка, тем более что в корне должно было измениться ее содержание - от директив по действиям в интересах начальства, передаваемых по ступеням иерархии, к верховенству закона. Для России это было бы огромной важности нововведением. Оно и по сей день не прижилось. Отсюда вместе с экономической и политической свободой - рост преступности, коррупции, криминальные разборки в бизнес-среде, в том числе из-за передела собственности при активном участии госчиновников, которые практически открыто занимаются собственным бизнесом, что входит в конфликт с их государственными обязанностями.

Основные рыночные реформы были проведены в 1992-93 годах. Последующий этап - 1994-97 гг. - период финансовой стабилизации. Темп институциональных изменений резко упал, шел процесс приживления результатов реформ предыдущего этапа. Инфляция, сокращение субсидирования и открытие экономики привели к существенным структурным сдвигам, проходившим спонтанно, без участия государства, со значительными потерями созданных ранее производственных мощностей, непригодных для выпуска конкурентоспособной продукции в новых условиях. Государство реагировало на это умеренными протекционистскими мерами: были введены отмененные в 1992 г. импортные пошлины, появились количественные ограничения импорта, впрочем, вскоре вновь отмененные под давлением МВФ/МБРР.

Это был также пик "дикого капитализма" российского первоначального накопления. Появился крупный капитал. Его верхушка - олигархи, пыталась захватить государство. Экономика являла картину хаоса, налоги собирались из рук вон плохо, экономическая политика, казалось, никак не способствовала преодолению кризисных явлений. Тем не менее, финансовую стабилизацию удалось осуществить. В 1995 г. федеральный бюджет был исполнен на 95 %, тогда как в 1993-94 гг. его исполнение не превышало 70-75%, а в 1997 г. инфляция снизилась до 11% против 320% в 1994 г. Ниже этого показателя она впервые опустилась только в 2005 г. - 10,9%. Кризис 1998 г., более чем наполовину обусловленный внешними факторами (азиатский кризис, резкое падение цен на нефть) стал нижней точкой падения, угроза новой дестабилизации была предотвращена жесткой монетаристской политикой правительства Е.М. Примакова. Благодаря этому были созданы предпосылки для перехода к этапу модернизации.

Экономический рост начался уже в 1999 году, в основном за счет загрузки имеющихся мощностей. В этом смысле его можно назвать восстановительным ростом. В данном случае не имеется в виду никакой аналогии с тем, что называлось восстановительным ростом в годы НЭПа, но только одно, - что рост 1999-2001 гг. лишь в незначительной степени был связан с модернизацией в узком смысле, а именно с инвестициями в обновление оборудования, повышение квалификации персонала, инновации, основание новых предприятий. Модернизация должна была начаться следом.

Следует подчеркнуть: рост возобновился, как и ожидали либералы, без вмешательства государства, если не считать того, что оно удержало рыночные реформы и добилось финансовой стабилизации, затем под давлением вынужденных обстоятельств девальвировало рубль. Последний шаг, ценой скачка инфляции до 84% в 1998 г. и падения уровня жизни, повысил сравнительную конкурентоспособность отечественных производителей. Подоспевший затем рост цен на нефть помог решить накопившиеся проблемы с неплатежами и бартером, долгами по зарплате и пенсиям, улучшить сбор налогов, преодолеть бюджетный кризис, повысить монетизацию экономики с 14% в 1998 г. до 28 % в 2005 г.

За эти годы произошли существенные структурные сдвиги. (таб.1) По численности занятых наиболее резкое снижение доли промышленности - на треть, хотя к 2003 году выпуск в этой отрасли достиг примерно 80-85 % уровня 1990г. С 1998г., когда этот показатель составил 45%, численность занятых в ней практически не выросла. Другой важный сдвиг - рост доли торговли и финансового сектора, что и естественно при переходе к рыночной экономике, ибо эти отрасли выполняют в ней регулирующие функции, замещающие недавнее планирование. Они, собственно, и есть рыночные механизмы. Третий заметный сдвиг - снижение в целом доли отраслей материального производства и повышение доли отраслей, производящих рыночные и нерыночные услуги. Таким образом, действительно произошла пассивная структурная перестройка экономики. Отраслевая структура производства и занятости изменилась в соответствии со спросом.

Таб.1 Сдвиги в отраслевой структуре экономики РФ в 1985-2003 гг. (по численности занятых,%)

В таб.2 приведена динамика структуры ВВП (валовая добавленная стоимость в основных ценах, без налогов на продукты и субсидии), которая позволяет увидеть и процесс изменений. Здесь мы также видим снижение доли промышленности, хотя и в меньшей степени, обвальное сокращение доли сельского хозяйства притом, что занятость сократилась незначительно - с 13,1 до 11% в 1985-2003 гг., тогда как по ВДС - с 16,6% в 1990 г. до 5,8% в 2002 г. Доля связи после сильного падения в 1992 г. к 2002 г. выросла в 1,5 раза, благодаря развитию мобильной телефонии.

Особенно выразительна динамика торговли и финансовых услуг. Если по занятости торговля вместе с общепитом и заготовками (специфическая советская отрасль по закупке сельхозпродукции) в 1985 г. занимала 8,5 %, то в 2003 г. - 16,8 %, а по добавленной стоимости она выросла с 6,3% в 1990 г. до 22,5% в 2002 г. Интересен пик 1992 года - в условиях кризиса и высокой инфляции торговля притягивала повышенную долю ВДС, в том числе путем перераспределения за счет разницы внешних и внутренних цен. Многие на этом делали состояния, но в то же время это, видимо, был необходимый момент формирования рыночной экономики, включение в действие закона спроса и предложения.

Таб.2 Динамика структуры ВВП РФ в 1990-2002 гг. (%, в основных ценах)

В докладе Всемирного банка по России 2004 года, подготовленного под руководством Кристофа Рюля, сделан вывод, что повышенная доля торговли в российской экономики объясняется тем, что значительная часть добавленной стоимости, созданной в нефтяной и других экспортных отраслях, реализуется в торговле посредством применения трансфертных цен.

Расчеты, выполненные в этом докладе, показывают, что по этой причине доля нефтегазовой промышленности в ВВП сильно занижена: официально в 2000 г. ее удельный вес в ВВП составлял 7,8 %, тогда как по оценке авторов - 19,2%, а доля торговли занижена - официально 27,3%, а по расчетам доклада = 14,6%. В основу пересчета положена замена российского размера торговой наценки на канадскую, которая составляла (%):

Сопоставление с Великобританией, Нидерландами и Норвегией дают еще более разительные результаты, доля нефти и газа в российском ВВП вырастает до 22%, а торговли снижается до 9,7% (по условиям Великобритании) и 8,4 % (Нидерландов). Общая оценка доклада: только недобор налогов вследствие применения трансфертных цен составил в 2000г. около 2 % ВВП. Недаром, стало быть, российская генпрокуратура заготовила обвинение против Ходорковского и ЮКОСа за применение трансфертных цен, которое в равной мере может быть предъявлено любой нефтяной компании, а также Газпрому, да и многим другим вертикально интегрированным компаниям.

Сам по себе факт трансфертного ценообразования несомненно имеет место и он активно использовался (да и сейчас используется, хотя и скромнее) для "оптимизации" налогообложения. Но масштабы перераспределения добавленной стоимости, сильно преувеличены: реально доля торговли составляет примерно 20%. Причина неточности - в методе применения торговых наценок развитых стран к России - стране только выходящей их переходного периода, в которой торговля играла роль мотора структурных изменений.

В переходный период Татарстан отличался политикой "мягкого вхождения в рынок", которая базировалась на значительных экономических ресурсах и особых финансово-бюджетных отношениях с федеральным центром. Татарстан -- самая развитая республика в составе России. По душевому объему ВРП она входит в пятерку ведущих субъектов РФ, на его долю приходится 2,8% суммарного ВРП регионов России. В Приволжском федеральном округе Татарстан лидирует по объему ВРП, а по душевым показателям уступает только Самарской области.

Отрасли реального сектора дают 63% ВРП, в том числе промышленность -- 44%. По динамике промышленного производства Татарстан не только значительно опережает среднероссийские показатели, но в 2004г. уже практически восстановил объем производства конца советского периода. Республика лидирует не только среди регионов ПФО, но и опережает экономических "тяжеловесов" Уральского федерального округа, в том числе нефтедобывающий Ханты-Мансийский АО (рис. 4). Это удалось сделать благодаря тому, что кризисный спад первой половины 1990-х годов был в Татарстане менее сильным, чем в подавляющем большинстве регионов страны.

Рис. 4. Динамика промышленного производства в "сильных" регионах России, в % к 1990г. (1990=100%)

Чем же объясняется успешность модели "мягкого вхождения в рынок", которую реализовали власти республики?

Среди важнейших факторов более успешной динамики развития -- отраслевая структура экономики и структура собственности, сформировавшаяся в переходный период. Татарстан занимает 2-е место в стране по добыче нефти (более 29 млн. т в 2004г.), это почти 7% российской добычи. Нефтяная промышленность стала важнейшей отраслью экономики в переходный период, потеснив отрасли машиностроения, сократившие объемы производства в полтора раза. Еще одна отрасль специализации -- химическая и нефтехимическая промышленность -- стала дополнительной опорой, хотя она не дает таких доходов, как нефтедобыча. В России немало нефтедобывающих регионов, но среди них Татарстан (наряду с Томской областью) показывает лучшую динамику роста объемов промышленного производства, несмотря на то, что его месторождения истощены, а качество нефти низкое -- она высокосернистая и нуждается в специальных технологиях переработки.

Успех республики, с точки зрения сторонников государственного контроля над экономикой, можно объяснить тем, что наиболее прибыльные сектора экономики (нефтяная и нефтехимическая промышленность) остались в региональной собственности, на частные предприятия приходится меньше 18% объемов промышленного производства (в РФ -- 45%). Но реальная причина в том, что Татарстан в 1990-е годы практически не делился своими доходами с федеральным бюджетом, став регионом с "особым" бюджетным режимом. Именно это позволило в 1990-е годы обеспечить инвестициями "кормильца" -- нефтяную промышленность, смягчить спад в других отраслях промышленности, поддержав их дотациями из бюджета, такими же дотациями поддерживалось и сельское хозяйство. Республика создала замкнутую финансовую систему, которая обеспечивала преимущества в развитии все 1990-е годы -- ведь ей не нужно было делиться доходами со слабыми регионами. Но и позднее, с восстановлением перечислений налогов в федеральный бюджет, Татарстан получал из него особо щедрое финансирование. Например, в 2002г. из федерального Фонда регионального развития, финансирующего все региональные программы, Татарстан получил 12 млрд. руб., а весь объем этого фонда составлял 18 млрд. руб. И в последующие годы дотации и субсидии республике составляли значительные суммы, особенно в преддверии празднования 1000-летия Казани. Особые финансовые отношения с федеральным центром не имеют экономической мотивации, они объясняются чисто политическими причинами.

Власти республики по-прежнему стремятся максимально контролировать ситуацию в основных отраслях экономики. Для этого был создан холдинг "Связьинвестнефтехим", куда были включены ведущие промышленные предприятия нефтедобычи (ОАО "Татнефть"), нефтехимии, машиностроения ("Казанкомпрессормаш", Казанский вертолетный завод), связи ("Таттелеком"), а также крупнейший в республике банк "Акбарс".

Другие регионы, к сожалению, не могут похвастаться такими успехами. Но и они не стоят на месте в своем развитии. Успешно набирает ход малое предпринимательство. Это динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Малое предпринимательство играет важнейшую роль в формировании рыночной экономики, создании устойчивого слоя частных собственников. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников. А сложившаяся за последние годы отраслевая структура распределения малого бизнеса свидетельствует о его развитии в двух основных отраслях: сфере торговли и общественного питания и строительстве.

Анализируя динамику отраслевой структуры малых предприятий за последние годы, можно с уверенностью сказать, что торговля и общественное питание занимают наибольшую долю в общем количестве предприятий малого бизнеса, что объясняется простотой организации данного вида деятельности и возможностью быстрого накопления капитала при наименьших трудовых затратах. Так в 2004 году большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания - 32,6% от общего количества малых предприятий. В строительстве осуществляли свою деятельность 25% малых предприятий. Положительные тенденции наблюдались в сферах промышленности и транспорта: с выпуском промышленной продукции было связано более 6,8 % предприятии малого бизнеса, и такой же процент малых предприятий функционировал на рынке транспортных услуг. Не изменилось в течение года число предприятий, осуществляющих свою деятельность в области образования и здравоохранения.

За отчетный период увеличилась среднесписочная численность работающих на предприятиях малого бизнеса, и в настоящее время она достигла более - 2,6 тыс.человек. На конец 2004 года в городе зарегистрировано более 2 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, что на 10% выше показателя 2003 года. Индивидуальное предпринимательство по-прежнему остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. Таким образом, численность работающих в малом бизнесе в 2004 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 12,2% и составила 4,6 тыс.человек. Ежегодный прирост создаваемых малых предприятий и регистрации индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что желание у населения создать свое дело, реализовать свои способности и повысить благосостояние своей семьи, растет.

Одной из особенностей малого предпринимательства является распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В 2004 году численность внешних совместителей и граждан, работавших по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера на малых предприятиях составила 217 человек, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 4,3%. Доля работающих по совместительству и по договорам составляет около 4,7% от общей численности занятых в малом бизнесе.

На доходы от малого бизнеса живет почти 8% населения города. Это обеспечивает не только занятость населения, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

По предварительной оценке в 2004 году малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями произведено продукции, работ и оказано услуг на сумму более 1,7 млрд.рублей, что на 13% выше аналогичного показателя прошлого года.. Увеличение данных показателей объясняется главным образом ростом числа малых предприятий.

Повысился уровень организации трудовых отношений на предприятиях малого бизнеса, социальной защищенности работающих. Этому способствовало введение обязательной регистрации в органах власти трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами. За 2004 год было заключено 713 таких договоров, что на 38 % больше показателя 2003 года.

Фактически вклад малого бизнеса в экономику города значительно больше, но несовершенство статистического учета экономических показателей по действующим субъектам малого бизнеса и, довольно часто, нежелание предпринимателей давать объективную информацию о своей деятельности, не позволяет увидеть реальную ситуацию в этом секторе экономики.

Из вышесказанного четко видна прямая и перекрестная зависимость между экономикой целой страны и каждого региона в отдельности. Поэтому сегодня особенно важно экономическое районирование, т.к. регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда, районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения проблемы неоднородности экономического пространства России от разных авторов статей нескольких выпусков журнала "Региональная экономика: теория и практика" мы увидели ее суть - дифференциация социально-экономического развития регионов. Уровень жизни населения в них гораздо ниже, чем среднероссийский, и материальный, и духовный, и социальный. Жителю заброшенного региона не к чему стремиться, он не растет как личность и не растет как рабочая единица. Провинциальный город постепенно деградирует.

Обеспечить однородность, единство и целостность экономического пространства позволит тщательно взвешенная консолидированная политика государства, учитывающая региональное многообразие национального хозяйства и ориентированная на использование преимуществ каждого региона.

Разработано несколько кластерных стратегий развития экономики региона. Основная задача состоит в обеспечении производственно-коммерческой деятельности на основе эффективного стратегического альянса и делового сотрудничества.

Для чего потребовалось изучить эволюцию отраслевой структуры экономики региона РФ. На примере Республики Татарстан мы убедились, на сколько важно сохранять целостность стратегического плана, грамотно распределять финансовые, промышленные и трудовые ресурсы, а главное привлечь инвестиции в свой проект, не смотря на кризисное положение в стране в целом, и тем самым уберечь свой народ от дифференциации социально-экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журнал "Региональная экономика: теория и практика" 5(44) - 2007 май. Ст. "Региональные кластеры" Автор:Раевский С.В./Винокурова Ю.В.

2. Журнал
"Региональная экономика: теория и практика" 9(66) - 2008 март. Ст. "Кластерные стратегии развития экономики региона" Рыжаков Е.Д./ Царегородцев Е.И.

3. Журнал
"Региональная экономика: теория и практика"10(67) - 2008 апрель. Ст. "Влияние характеристик и свойств экономического пространства на развитие территории" Орехова Е.А

Ст.
"Теоретические основы обеспечения самодостаточности малых городов", автор Верещагина Т.А

Ст.
"Экономический анализ уровня благосостояния населения региона", автор Аралбаева Г.Г.

Ст. "Теоретические аспекты формирования концепции и парадигмы эффективного социально-экономического развития региона", автор Смирнов В.В.

Ст. "Концептуальные основы исследлования воспроизводственного потенциала региона", авторы Янгиров А.В./Юсупов К.Н.

4. www.liberal.ru 14.04.2006 Евгений Ясин "Государство и экономика на этапе модернизации"

5. www.admmegion.ru

6.
www.tatarlar.spb.ru

7.
www.vusnet.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека