Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Образ женщины в творчестве Г. Климта

Образ женщины в творчестве Г. Климта

Творческая работа по спецкурсу:

"История мировой художественной культуры"

На тему: "Образ женщины в творчестве Г. Климта"

студентки 201-р группы Тиуновой Ольги.

Образ женщины в творчестве Густава Климта.

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум, и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

В.Я. Брюсов

Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят

значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно

завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.

Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы,

но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую

действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины

двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается

не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал. Отсюда

возникает серия блистательных портретов, образ "роковой женщины",

постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера

Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз.

Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и

сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что

подчеркивается контрастностью одежды; то есть с самого начала ставиться

попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом

мире.

В это время Климт пишет и портреты. Портрет Сони Книпс(1898), который

кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален. С одной -

стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона,

но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно

прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут

присущи эти черты.

Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична.

Русалки - это обобщенный образ "роковой женщины". По преданиям,

обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их

за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки -

девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть: он облекает ее в

оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но

постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.

По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка(1901-02). По лицам

девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается. Но, мне

кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют

одурманенные и опьяненные ими мужчины. Зловещая улыбка рыжеволосой

обольстительницы подчеркивает разрушительную силу "рыбок".

Тему "роковой женщины" продолжает картина Юдифь и Олоферн(1901).

Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном

варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке

отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу,

которой наделена "роковая женщина". В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где

происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин.

Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего это

было сделано. Автор показывает, что от "роковой женщины" исходит мощная

губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь

превращается в Саломею:

Иль, может быть, в дыму кадильниц рея

И вскрикивая в грохоте тимпана,

Из мрака будущего Саломея

Кичилась головой Иоканаана.

Н. Гумилев (Юдифь)

Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная

статуя, неспособная на чувства. Это воплощение всеобщего, неимеющего

начала, конца и цели, зла.

От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы

женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается

Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его воплощением климтовского

идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время

очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной. Орнамент заднего

плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и

неуловимость; но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают

ощущение реальности.

Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04). Несмотря на

бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный,

приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это

отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.

Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-

07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа

мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой

девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта

картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он следует мудрому

изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)): "Твои дела

и твое искусство не могут нравиться всем: делай, что считаешь правильным,

для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо". Женщины этого сюжета

- отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины

(фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и

непознанности.

Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы,

является картина Три возраста женщины(1905). Орнамент картины с черными,

заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте

бытия всей слабой половине человечества. Девочка прижимается к груди

матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют

с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее

лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Бесцельность и

ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт "оставляет" этот возраст

и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю

гамму золотого цвета. Портрет Адели Блох-Бауэр(1907) - это апогей его

творчества. Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее.

Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе (это подчеркивает

орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке. Этим автор

еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.

Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все

же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот

хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает в самом известном

творении - Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина отсутствовал или

представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и

несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию,

слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между

ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с

мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но и

духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая

добро, любовь и новую жизнь.

В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины

современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в

шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей имени, показывая

тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех

современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна. Незнакомку

Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и

притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку

Блока:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

(А. Блок "Незнакомка")

Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна -

душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной

внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор

отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает вместе с гибелью

юности и гибель нравственных ценностей. Женщины сплетены в клубок со спящей

в центре девушкой. Они испытывают различные стадии сексуального

переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко

отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее

засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник

показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности,

как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с

богатым и высоко духовным внутренним миром. Доказательством этого может

служить портрет Адели Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от

первого, более теплый. Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук

говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная

женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает

своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.

Очень близок по тематике этому портрету Портрет баронессы Элизабет

Бахофен(1914). Живой ясный взгляд говорит о ее богатстве и красочности

личности, что более точно подчеркивает изысканный японский орнамент.

К поздним портретам Климта относятся Портрет Иоганны Штауде(1917-18) и

Портрет Амалии Цукеркандаль(1917-18). Лица женщин отличаются серьезностью и

озабоченностью. Это, несомненно, отражение состояния души автора. Он

прекрасно понимал, что женский идеал живет лишь в его подсознании, в его

внутреннем мире. И каким бы своеобразным и изысканным этот мир не был, он

никогда не сможет воплотиться в реальности. Реальность, по Климту, - это

хаос, антиценность, которая крушит все мечты и надежды.

Художник умирает внезапно в 1918 году, так и не примирившись с

действительностью. Отсюда трагизм и пессимизм его последних работ. Об этом

говорит одна из последних работ (незаконченная) - Адам и Ева(1917-18). На

первый план автор помещает Еву, она "прикрывает" собой Адама. Ее лицо

задумчиво-искусительное, а его - изнеможденное. Я думаю, что этим Климт

показывает, что женщине в мире отводится главенствующая роль - она

порождает и губит, манит и отталкивает. Она - парадокс. Мужчина оказывается

игрушкой или орудием в ее руках, он осознает это, но не может противостоять

женскому началу. Но Ева не всесильна - она слаба, поэтому и поддается

искушению змия, что приводит к разрушению мира гармонии. А женщина и

мужчина обречены на вечное скитание в мире хаоса, несовершенства,

дисгармонии.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека