Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Принцип театрализации в романе Теккерея Ярмарка тщеславия

Принцип театрализации в романе Теккерея Ярмарка тщеславия

Одним из самых известных имён как в английской, так и в мировой

литературе является имя Уильяма Теккерея. Он вошёл в мировую литературу со

своим романом «Ярмарка Тщеславия». Это произведение стало вершиной

творчества писателя. «Ярмарка Тщеславия» вобрала в себя всё то, что было

сделано Теккереем-художником за десять предшествующих лет, продолжила то,

что было намечено в «Книге снобов» [4, 237].

Каков же замысел писателя? В одном из писем к матери он пишет: «Всё, что

я хочу, – это создать ряд лиц, живущих без Бога (только это – лицемерно-

ханжеская фраза), жадных, напыщенных, низменных, совершенно самодовольных в

своём большинстве и уверенных в своём превосходстве» [3, 100]. Иными

словами, он создаёт мир снобов, Ярмарку Тщеславия. «Писателю удаётся, рисуя

начало прошлого века, представить его как аналог других исторических эпох.

Он не мог бы сделать этого без театрализации повествования» [2, 75].

Итак, принцип театрализации является очень важным для «Ярмарки Тщеславия»

как элемент сатирического изображения мира.

«Сам образ Ярмарки Тщеславия взят из книги Д. Бэньяна «Путь паломника»

(1678)… На ярмарке, представленной Бэньяном, «продаются дома, земли,

профессии, почести, привилегии, титулы, страны, королевства, похоть,

удовольствия и такие развлечения, как публичные женщины, сводни, жены,

мужья, дети, хозяева, слуги, жизни, тела, души, серебро, золото,

драгоценные камни и многое иное…»

В образ Ярмарки старый автор вкладывает, по крайней мере, три

взаимосвязанных смысла: это «сатанинский», мирской соблазн, суетность всего

земного, это образ города и торговли и, наконец, воплощение

«театральности», то есть иллюзорности земного бытия» [2, 68]. Нас

интересует прежде всего третий момент, который и нашёл отражение в «Ярмарке

Тщеславия» Теккерея.

Предисловие романа озаглавлено «Перед занавесом». В нём мир

представляется как Ярмарка, на которой в балагане и разыгрывается

представление, занимающее основное место в романе. Кукольник созывает

зрителей, представляя им некоторых кукол: Ребекку, Эмилию, Доббина. Как

заправский зазывала он приглашает людей посмотреть зрелище, в котором есть

всё: «кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из

великосветской жизни, а также из жизни очень скромных людей, любовные

эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в лёгком жанре» [1,

предисловие].

Герои, действующие в романе, это всего лишь куклы, марионетки, которыми

руководит Кукольник, дёргая за ниточки тщеславия. Они же думают, что

действуют абсолютно автономно. Например, Ребекка даже вообразила себя

Кукольником, разыгрывая куклами смешные сценки перед зрителями (II гл.),

умело играя на чувствах людей, на их слабостях для достижения цели (Родон

Кроули, Эмилия). Бекки, чувствуя всю пустоту светского общества, сама

признаётся, что самым уместным для неё было бы «надеть усыпанный блёстками

костюм и танцевать на ярмарке». Она всю жизнь ведёт сложную игру с

окружающими и с собой, лицемерит и играет разные роли смотря по

обстоятельствам: «Когда на неё нападали, Бекки ловко принимала вид

застенчивой ingenue (простушки) и под этой маской была особенно опасна».

«Какое бесстыдство проявляет эта женщина», – говорили одни… «Что за честное

и добродушное существо!» - говорили другие. «Какая хитрая кривляка!» -

говорили третьи. Все они, вероятно, были правы» [1, 72].

Гораздо меньше в романе моментов, когда Ребекка Шарп ведёт себя

естественно. Так, например, когда она осознаёт, что, выйдя замуж за Родона

Кроули, упустила шанс стать миледи, миссис Кроули: «На протяжении нашего

романа мы еще ни разу не видели, чтобы она теряла присутствие духа. Но

теперь это произошло, и она заплакала самыми неподдельными слезами, какие

когда-либо лились из её глаз» [1, 169]. Примером так же является сцена

скандала в доме полковника Кроули. Здесь искренни все. Лорд Стейн

разоблачён, Родон и Бекки неожиданно оказываются способны на сильные

чувства: «Всё произошло раньше, чем Ребекка могла вмешаться. Она стояла

подле, трепеща всем телом. Она любовалась своим супругом, сильным, храбрым

– победителем!» [1, 567].

Чем же обусловлена постоянная игра героев романа?

«Снобизм, в понимании Теккерея, - это ёмкая социально-психологическая

категория, которая связана с отчуждением и является одним из аспектов

театрализации жизни. Сноб – человек, явно завышающий значение ценностей

социальной иерархии и играющий чуждые естеству роли в обществе. В снобизме

две взаимосвязанные стороны – низкопоклонство перед вышестоящими и

презрение к низшим» [2,60].

На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в

обществе забываются истинные ценности. Человек ценится по счёту в банке,

титулу и возможности что-то дать: «В ваших дружеских чувствах к богачу

столько же искренности, как и в его ответном к вам расположении. Вы любите

деньги, а не самого человека!» [1, 160]. Потому и заискивают родственники

перед богатой мисс Кроули, потому и расторгает Осборн-старший помолвку

своего сына с дочерью обанкротившегося дельца. «Подобно многим

состоятельным людям, мисс Кроули привыкла пользоваться услугами низших до

тех пор, пока это было ей нужно, и, нимало не задумываясь, отпускала их от

себя, едва эта надобность проходила. Некоторым богатым людям органически

несвойственна благодарность» [1, 160].

Как только человек перестаёт быть нужным, он отодвигается в сторону.

Таковы планы мисс Кроули в отношении Ребекки, так Ребекка поступает с сыном

и Родоном.

Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия.

И автор ни на миг не позволяет читателю, вернее, зрителю забыть о том, что

и он находится на этой Ярмарке, что и он кукла, руководимая тщеславием.

Очень часто он обращается к зрителям и говорит: «…Я не думаю, сударыни, что

мы вправе хоть сколько-нибудь осуждать её…», поскольку повсюду «ловят»

женихов, ублажают сварливую, но богатую родственницу, аристократы, ничего

из себя не представляющие, кичатся своими героическими предками, продают

себя за возможность стать женой баронета девушки, имеющие шанс стать

счастливыми в браке с равными себе по общественному положению.

И зрители играют роли уже в своей жизни. Таким образом воплощается фраза

Шекспира: жизнь – это театр, и люди в нём актёры.

Действие романа отнесено к началу XIX века, полному важных исторических

событий. Но на судьбы героев они влияют только в том случае, когда

непосредственно их касаются (смерть Джорджа). В своём большинстве герои

живут как обычно. Нет обусловленности характеров исторической эпохой.

«Отсутствие принципиальной разницы между историческим и современным романом

у Теккерея объясняется тем, что прошлое он воспринимал как вариант

настоящего и будущего» [2, 72]. Герои «Ярмарки Тщеславия» – это снобы «всех

времён и народов», живущие по закону достижения успеха любыми путями в

любой стране и в любую эпоху. «Герои книги – актёры, которых легко

перенести в любой период истории» [2, 77]. И именно «принцип театрализации

даёт возможность запечатлеть в героях, представителях конкретной

исторической эпохи, общечеловеческие качества» [2, 82].

Гротескно выведенный Джоз Седли, расхваливающий свои подвиги в битве при

Ватерлоо, это Хвастливый Воин Плавта. Ребекка предстаёт перед нами Психеей,

Клитемнестрой. Но трагические образы низводятся в её лице до фарса. Амур,

стоявший на коленях перед Психеей, это отвратительный старый сэр Питт.

Клитемнестра убивает мужа, мстя за дочь, принесенную в жертву, а Ребекка из

жадности предает Родона.

Вообще все в романе вольно или невольно играют какие-то роли, обманывая

и себя и других. Таков принцип Ярмарки Тщеславия. «Роман стал для Теккерея

экспериментальной сценой, на которой он поставил и разыграл трагикомический

спектакль Ярмарки Тщеславия» [2, 83]. «Романист видит жизнь в её

стоминутной конкретности и под знаком вечности» [2, 82].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. У. Теккерей. Ярмарка Тщеславия. М.: Худож. лит., 1983, 734с.

2. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов, 1984, 150с.

3. Медянцев И.Т. Английская сатира XIX века (типология и традиции).

Ярославль, 1974, 279с.

Ивашева В.В. Теккерей – сатирик. М., 1956, 303с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека