Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Сальвадор Дали

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране

относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная

выставка его работ на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собрала

огромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных.

Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что

не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой

умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации,

гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это

привлекает меня и, возможно, других зрителей в произведениях Дали.

Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить

из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные

произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы

понимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень целостен во всех

своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не

просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих

публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста.

Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального мира в

своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины,

усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой

цели из тропических стран.

По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не течение

в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и,

следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и

решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не

соглашался".

Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора

Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что

скрывается под названием сюрреализм.

Из истории и предыстории сюрреализма.

Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм)

- модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее

источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения,

галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных

субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая

противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается

видимая достоверность.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и

теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это

художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар,

Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и

литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить

жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало

олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на

земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает

"сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали,

позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они

играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания,

которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу,

ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды

родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр

была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из

бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.

Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду,

поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом

Федерико Гарсией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды Зигмунда

Фрейда.

Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась

с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и

рисунки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал

оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать

образы из сферы подсознательного. В результате этого слияния в 1924 г.

появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и

переведенный на все европейские языки, был также основан журнал

"Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этого

времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением,

проявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве.

Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г.

("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция

"Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие)

ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.

К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в

их выставках.

В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает

предшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада

( это словечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то

шаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество",

возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом

катастрофы - мировой войны,европейских революций. Это течение в 1916-1918

гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и

Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую

программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе,

вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа

дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством

"безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное

зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности,

выразилась в использовании предметов фабричного производства в

художественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистов

в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались

ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка

зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов

исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и

он стал верным продолжателем их скандальных выходок.

Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий

инструмент.Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному

веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам

творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил.

Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо

вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой

активности у сюрреалистов была иной : не просто разрушительной, а

созидательной, но через разрушение.

Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма)

- одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал

на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического

вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и

эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума"

сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы

"охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые

поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом

фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса -

техника "фроттажа").

Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами.

Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума

на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы

зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется

при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п.

Переход от "механических" приемов к "психическим" (или

психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.

Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния,

близкого к трансу;

2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним

импульсам;

3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления

сделанного.

Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.

Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому

принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще

полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал

среди ночи, чтобы работать.

По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов

психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения

(считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под

воздействием сознания).

Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в

особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е.

на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.

Сюрреализм Сальвадора Дали

Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое

творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился

Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он

провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или

морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних,

экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о

какой последовательности или преемственности"(3).

Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики,

ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого.

Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое

все то, к чему оно прикасается.

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека

его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция

("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо

войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")

и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.

Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И

почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее

практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его

личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был

сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,

что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое

сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и

почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей

радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких

оговорок (как у Дали), вызывает протест.

В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,

парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,

ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к

политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к

картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности.

В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все

на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются

на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты -

всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни

синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об

искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так

и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал

"музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить

исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего.

Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его

всерьез отрицать и опровергать.

Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и

иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод

творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный

эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно

испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя

несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых

амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен

для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого

"благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры.

Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение

традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и

неверие в него.

По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма

чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая

задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно

тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,

соответственно, стиль жизни.

Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое

сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я".






Информация 







© Центральная Научная Библиотека