На главную

Великая энциклопедия

Тридцать пять больших томов. На корешках книг потускневшая от времени надпись на французском языке: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Теперь только на полках больших библиотек можно увидеть эти книги; к ним обращаются ученые, интересующиеся историей и культурой Франции XVIII в.

Но было время, когда выхода каждого тома ожидали тысячи людей, когда в этих книгах искали ответа на самые важные вопросы жизни и науки. Тем, кто писал в «Энциклопедии», и даже тем, кто читал ее, грозили кары и преследования. И все-таки эти книги жадно читали не только во Франции. К ним обращался А. Н. Радищев — первый русский революционер-республиканец. Они украшали полки библиотеки А. С. Пушкина. Недаром эти 35 книг заслужили название «Великая энциклопедия».

Перенесемся мысленно на два века назад. В 1789 г. во Франции началась революция. Народ под руководством революционной буржуазии поднялся на штурм феодального строя. Революционный взрыв назревал в течение всего XVIII в. Тогда и выступили люди, которых мы называем просветителями (делом своей жизни они считали просвещение народа). Время их деятельности получило название эпохи Просвещения. Просветители выдвинули идеи преобразования феодального общества.

Просветители принадлежали к третьему сословию, но они были выходцами из разных его слоев. Они придерживались различных взглядов, но были едины в своей ненависти к деспотизму короля и гнету церкви. Главной своей задачей просветители считали борьбу против деспотизма и суеверия. Их оружием были научные книги и памфлеты, драмы и комедии, стихи и эпиграммы. «Энциклопедия» был а коллективным трудом передовых французских мыслителей и ученых XVIII в. Издание ее связано с именем выдающегося философа-материалиста и писателя Дени Дидро (1713 — 1784).

Еще до выхода «Энциклопедии» Дидро подвергался преследованиям. В 1746 г. сожгли книгу Дидро «Философские мысли», в которой он критиковал королевскую власть и привилегированные сословия — дворянство и духовенство. В 1749 г. Дидро за распространение передовых взглядов был заключен в тюрьму. Там Дидро и составил проект издания «Энциклопедии». Он задумал объединить и обобщить научные знания своего времени, чтобы «способствовать их прогрессу». Вместе с тем Дидро хотел выразить в «Энциклопедии» передовые взгляды, выступить против феодального строя, религии и церкви. С необычайной энергией Дидро взялся за дело. К началу 50-х годов ему удалось собрать вокруг себя группу писателей и ученых и приступить к подготовке «Энциклопедии».

В «Энциклопедии» участвовал Вольтер (1694 — 1778) — писатель и философ, бичевавший пороки феодального строя и церкви. Свой блестящий талант он посвятил распространению просвещения, борьбе за освобождение людей от религиозных суеверий и предрассудков. «Раздавите гадину», — призывал Вольтер. Гадиной он называл католическую церковь. Излюбленным оружием его была насмешка, тонкая, язвительная, уничтожающая. Вольтер громил нетерпимость и жестокость церковников: инквизицию, религиозные войны, преследования еретиков.

Среди авторов «Энциклопедии» был Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — писатель и мыслитель, отстаивавший интересы народа.

Активное участие в создании «Энциклопедии» принимали философы-материалисты К. Гельвеции и П. Гольбах, резко выступавшие против тирании короля, гнета церкви.

Дом Гольбаха называли вспомогательной конторой «Энциклопедии». Энциклопедисты часто собирались у Гольбаха, обсуждали новые статьи, пользовались его прекрасной библиотекой.

2060-1.jpg

Титульный лист «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

Крупный математик и философ д'Аламбер вместе с Дидро был редактором «Энциклопедии». Но душой всего дела оставался Дидро. Его перу принадлежит большое число важных статей. О Дидро, человеке разносторонних знаний и блестящем писателе и собеседнике, говорили, что он сам «энциклопедия в действии и в разговоре».

Энциклопедия охватывала важнейшие вопросы общественной жизни и науки. Энциклопедисты проявили много выдумки и остроумия, чтобы в прикрытой, но понятной форме изложить свои взгляды. Так, они умалчивали о французском короле, но хорошо отзывались об общественном строе Англии, где власть короля была ограничена. «Опыт учит, — писал Дидро в статье «Государи», — что чем больше правители имеют власти, тем больше они злоупотребляют ею. Поэтому полезно ограничить власть государей».

2060-2.jpg

Дени Дидро.

А в статье «Собственность» Дидро прямо провозглашал право народа на восстание: «Всякая власть, основанная только на насилии, насилием же свергается».

Энциклопедисты выступали против католической церкви, высмеивая и обличая и другие религии. Они критиковали крепостное право и цеховую систему, защищали свободу торговли и промышленности. Энциклопедисты выдвигали требования справедливого распределения налогов и подвергали критике несправедливое законодательство.

Много внимания «Энциклопедия» уделяла описанию лучших образцов производства. Дидро бывал в ремесленных мастерских Парижа, сам работал у станков и давал подробные описания и рисунки по разным отраслям труда. В «Энциклопедии» говорилось о необходимости реформы старой, феодальной системы образования и воспитания.

Первый том «Энциклопедии» вышел в 1751 г. Он произвел огромное впечатление. Выход книги приветствовали передовые люди Франции. Церковники почувствовали опасность. В 1752 г. вышел второй том. Реакционеры были взбешены. Началась травля «вольнодумцев и безбожников». Посыпались доносы на Дидро и его сотрудников. Епископы в своих посланиях говорили, что «Энциклопедия» распространяет неверие и заблуждения. Королевский совет приостановил выпуск «Энциклопедии», а церковники захватили ее рукописи. Они пытались переработать «Энциклопедию» в своем духе, но это оказалось им не под силу. Как метко сказал один из просветителей, церковники забыли захватить голову Дидро и поэтому не смогли ничего сделать.

2060-3.jpg

Энциклопедисты. Чтение у Дидро. Картина Э. Мейсонье.

Королю в 1753 г. пришлось уступить требованиям передовых людей и отменить запрещение на выпуск «Энциклопедии». Каждый год из печати выходил один том. Успех «Энциклопедии» возрастал. Число ее подписчиков достигло 4 тыс. Для того времени это был очень большой тираж. Так продолжалось до 1757 г., когда вышел седьмой том «Энциклопедии». В нем была статья д'Аламбера, в которой он подверг критике католическое духовенство. Враги получили давно желанный повод для возобновления яростной атаки на «Энциклопедию» и ее сотрудников. Не выдержав травли и угроз, д'Аламбер ушел с поста редактора.

Вольтер предлагал Дидро приостановить издание до более благоприятных времен. Однако Дидро был непоколебим.

Он писал Вольтеру: «Отказаться от предприятия — значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об уходе д'Аламбера!.. Что же нам остается делать? То, что прилично мужественным людям, — презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и раньше пользовались, глупостью наших цензоров».

2060-4.jpg

Вольтер. Скульптурный портрет работы А. Гудона.

Дидро настойчиво продолжал свое дело. Он издавал «Энциклопедию», несмотря на запрещение. На книгах писали, что они напечатаны в Невшателе (Швейцария), а на самом деле их тайно набирали в Париже. Вышедшие тома доставлялись подписчикам тайком.

Духовенство добилось приказа, который обязывал подписчиков сдавать полученные тома в полицию. Не раз авторы «Энциклопедии» попадали в Бастилию. Многие произведения энциклопедистов «святые отцы» сожгли на кострах. И все же издание «Энциклопедии» было успешно завершено.

К 1772 г. вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюстраций. Последние, дополнительные тома «Энциклопедии» вышли к 1780 г.

Такова краткая история «Энциклопедии». Современники говорили, что «Энциклопедия» — это «громадный арсенал, в котором ковалось оружие для штурма старой Франции».

Передовые взгляды, излагавшиеся в «Энциклопедии», стали достоянием общества Франции и других стран Европы, а также передовых кругов Америки.

Французская «Энциклопедия» была не только сводом знаний, но и политической программой буржуазии. Просветители-энциклопедисты совершили «революцию в умах», что имело большое значение для подготовки буржуазной революции с оружием в руках.