Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Богатый край Закавказья - Азербайджан

Богатый край Закавказья - Азербайджан

14

Край и люди

У берегов Каспийского моря, в юго-восточной части Закавказья находится Азербайджанская республика. Азербайджан в переводе означает «Страна огня» или точнее «Страна владыки огня». На протяжении разных веков иностранные путешественники отмечали выходы нефти и газа на этой территории. Местное население использовало нефть для своих практических нужд с незапамятных времён, а факелы, горевшие над естественными выходами газа, определили название страны.

Впервые это название в форме Атропатена упоминается в связи с походом Александра Македонского в IV веке до нашей эры: Атропатом звался сатрап этих мест, ставленник персидского царя Дария, ставший тестем ближайшего соратника Александра. В средневековых армянских хрониках Азербайджан именуется Атрпатаканом, а в арабских источниках - Адербейганом, откуда и пошло современное название Азербайджан. Это название в качестве официального утвердилось сравнительно недавно, по существу, лишь после установления Советской власти. В позднем средневековье эта часть территории Закавказья была известна под названием Ширвана, Ширванской провинции, а азербайджанцев до революции чаще всего называли адербейджанскими татарами или азербайджанскими. При Советской власти название татары, как несоответствующее действительности, отпало, и население республики стало именоваться просто азербайджанцами.

Сравнительно молодым является и современный азербайджанский язык. Древние языки населения Азербайджана относились, как полагают, к кавказским языкам. На этих языках говорило древнейшее население страны. Однако очень рано, уже в VII-IV веках до пашей эры, сюда проникали ираноязычные племена, которые оказали существенное влияние на языки этих племён. Это хорошо видно на примере мидийцев, язык которых в позднейший период истории этой страны относился уже к иранской языковой группе. Иранский язык был частично распространён также и в северной части Азербайджана, в так называемой Кавказской Албании. На иранском, персидском языке, в частности, писал свой произведения и знаменитый азербайджанский поэт ХII-начала XIII века Низами Гянджеви.

Переходу населения на тюркский язык способствовало то обстоятельство, что в средние века на всём Ближнем и Среднем Востоке этот язык использовался в качестве языка межнационального общения. В начале XX века этнографы зафиксировали любопытный случай, когда мужчины одной округи, расположенной на крайнем юге страны, собрались на сход, на котором постановили не говорить у себя дома на родном (талышском) языке, чтобы и женщины и дети - члены их семейств - смогли также выучить азербайджанский язык. Тем не менее в наши дни в Азербайджане ещё сохранились небольшие группы ираноязычного и кавказоязычного населения.

Как и другие края Закавказья, Азербайджан на протяжении многих веков привлекал к себе многочисленных завоевателей, которые грабили, разрушали, убивали... Азербайджан был разделён на маленькие, враждующие между собой феодальные ханства, и, естественно, при таких обстоятельствах не в силах был отстаивать свою независимость. В первой четверти XIX века Азербайджан вошёл в состав Российской империи, что имело большое прогрессивное значение для азербайджанского народа. Быстрее стали развиваться хозяйство, литература, искусство, просвещение. Резко возросла добыча нефти в Баку. На заработки сюда приезжали рабочие разных национальностей, что способствовало формированию многочисленного и многонационального пролетариата. Условия работы на нефтепромыслах были крайне тяжёлыми: рабочие жили в грязных антисанитарных бараках, влачили нищее полуголодное существование. И 1917 году Баку стал центром революционной борьбы в Закавказье. Здесь была создана Бакинская Коммуна, ставшая символом дружбы и братства всех национальностей Закавказья.

Азербайджан - богатый край. Исключительное плодородие его земли единодушно отмечали все писатели и путешественники, посещавшие эту страну.

«... Прекрасна страна Агван... Великая река Кур стремительным течением приносит с собой множество огромных и малых рыб. Она, разгуливая, протекает и впадает в Каспийское море. Поля вокруг неё изобилуют хлебом, вином, нефтью, солью, шёлком и хлопчатой бумарой. Несметное число оливковых деревьев; в горах добывается золото, серебро, медь и жёлтый ладан. Есть и дикие звери: львы, тигры, барсы, ослы и множество птиц - орлы, соколы и подобные им...» - читаем в летописи Кавказской Албании VII-X века.

Страбон, известный географ древности, пишет про Азербайджан, что земля там «без всякого со стороны человека попечения, без возделывания и посева, даёт плоды... Раз засеянное поле во многих местах даёт две жатвы, иной раз - три... Вся эта долина орошается реками и водою более, чем Вавилония и Египет, так что она имеет постоянно зелёный цвет и содержит прекрасные дуги. В этой стране и воздух лучше. Виноградные лозы не покрываются (на зиму), а обрезаются раз в пять лет. Эти лозы дают плод на втором году; когда же они достигают зрелого возраста, то дают столько, что большую часть плодов оставляют на ветвях. Как домашние, так и дикие звери получают там прекрасный рост. Люди также отличаются красотой и ростом; они честны и правдивы».

Не менее лестную характеристику дают стране и средневековые европейские и русские авторы.

В Азербайджане было очень развито садоводство. В засушливых районах страны основным занятием населения было скотоводство.

В наши дни основу сельского хозяйства азербайджанцев, как и в прошлом, составляют земледелие и животноводство. Выращивают в основном пшеницу и хлопчатник, а в районе Ленкоранской низменности - рис, чай и цитрусовые. Отличительной чертой животноводства, как и всюду на Кавказе, являются сезонные перекочёвки скота с гор па равнину и обратно. Здесь выведена новая порода горных овец с длинной, тонкой, мягкой шерстью. В предгорьях и горах распространено пчеловодство, шелководство.

Важнейшая отрасль промышленности в Азербайджане - добыча и переработка нефти. Появились и другие виды производства: машиностроение, нефтехимия, текстильная и пищевая промышленность, развилась энергетика, построены мощные оросительные системы. В прошлом в Азербайджане были также широко развиты различного рода домашние промыслы и ремёсла, из которых в настоящее время наибольшее значение сохраняет ковроткачество.

Из всех республик Закавказья в Азербайджане наиболее тёплый климат, хотя субтропики, подобные причерноморским, есть лишь на его крайнем юге.

Часть Азербайджана занята высокими горами, на севере это горы Большого Кавказа, на юго-западе - Малого Кавказа. В Каспийское море вклинивается Апшеронский полуостров. На территории Азербайджана есть леса, в которых немало редких, очень древних пород деревьев, альпийские луга с яркими цветами и высокой сочной травой, крупные реки - Араке, Кура и другие. В дельте Куры и на прилегающих побережьях много зарослей тростника, мелких островков. Зимой в этих краях, где сохраняется довольно тёплая погода, собирается несметное количество водоплавающих птиц. Здесь зимуют или гнездятся утки, гуси, лебеди, фламинго и пеликаны. Но всё же значительная часть территории Азербайджана - засушливая, почти безводная полупустыня-полустёпь, порой холмистая, а порой совершенно ровная. В былые времена здесь жили только скотоводы-кочевники, составлявшие до одной трети населения Азербайджана. В наши дни скотоводство сохранило своё значение, но из кочевого стало отгонным. Низменность пересечена множеством оросительных каналов, благодаря чему значительная её часть превратилась в цветущие поля, сады, виноградники.

Научные воззрения в старом Азербайджане развивались в русле восточной философской мысли и науки.

Однако грамотность и научные знания в старом Азербайджане были недоступны широким народным массам. Только в годы Советской власти, когда была создана широкая сеть школ, высших и научных учреждений, в том числе Азербайджанская Академия наук, образование и наука стали доступны всему народу.

Города и сёла

Баку - город нефти - широко шагнул в море, вонзив в его дно сотни буровых скважин, между которыми пролегли десятки километров морских улиц-эстакад. И хотя в наши дни Баку уже не является главным поставщиком нефти - этого чёрного золота страны, но вес его в общем балансе нефтедобычи велик, чтобы поддержать древнюю славу.

Окрестности Баку - самые древние нефтепромыслы в мире. Нефть, просачивающуюся из земли, ещё во времена античности, добывали здесь кожаными вёдрами из примитивных колодцев.

Традиционная архитектура Азербайджана полна неповторимого колорита. В городах этот колорит создают многочисленные памятники старины - крепостные сооружения, дворцы феодальных правителей (накануне присоединения Азербайджана к России в стране насчитывалось восемнадцать феодальных ханств), мечети, мавзолеи, караван-сараи, бани специфической восточной архитектуры и тому подобное.

Столица республики город Баку - один из красивейших городов. Деловой центр города почти сплошь застроен многоэтажными каменными зданиями, отличающимися монументальностью форм, обилием лоджий и ниш, тщательностью проработки архитектурных деталей. Здесь же сохраняются величественные остатки старой крепостной стены, укреплённой в своё время семьюдесятью мощными башнями. Внутри крепости под охраной государства находится уникальный дворцовый комплекс Ширваншахов, построенный в XV веке. На набережной возвышается выстроенная из чёрного камня знаменитая Девичья башня, достигающая высоты шестиэтажного дома. К Бакинской бухте прилегает прекрасный приморский парк.

Старинные азербайджанские селения обычно были большими и отличались довольно плотной застройкой. Дома в них отгораживались от улицы глухой каменной или глинобитной стеной, и только кое-где высовывающаяся из-за них зелень приусадебных садов придавала селениям жилой, приветливый вид. Кривые улочки петляли без всякого плана и были настолько узкими, что на них с трудом могли разъехаться два всадника.

Распространённым типом жилища был одноэтажный или двухэтажный дом из камня или кирпича с плоской земляной крышей. В первом этаже содержался домашний скот и находились разного рода подсобные помещения: кухня, кладовые и тому подобное. На втором этаже жили люди.

Своеобразный вариант жилища подобного рода имелся на Апшеронском полуострове. Здесь в одном из концов одноэтажного дома за специальной аркой устраивали кухню, в которой имелись открытый очаг и отдельно врытая в земляной пол печь для выпечки хлеба. На плоской крыше возвышались две конусообразные трубы для вытяжки дыма.

В горах Малого Кавказа и в прилегающих к ним равнинных районах преобладало жилище, называемое «гарадам», то есть «чёрный дом». Это была полуземлянка со ступенчатым сводчатым перекрытием. Основу гарадама составлял ряд последовательно положенных друг на друга деревянных венцов, нижний из которых опирался на толстые столбы, поставленные в углах помещения. Квадратные венцы по мере подъёма уменьшались в размере и таким образом образовывали как бы свод, который снаружи обшивали досками, крыли ветками или соломой и засыпали землёй. В вершине свода оставляли небольшое отверстие для выхода дыма из очага, находившегося в полу посередине жилища.

В наши дни внешний вид азербайджанских селений существенно изменился. Многие из них подверглись полной перепланировке. Повсюду получили распространение современные жилые дома с черепичными и шиферными крышами, с широкими окнами и застеклёнными верандами. Кроме обычных жилых помещений, в домах имеются особые гостиные с отдельным входом на веранду, чтобы гость чувствовал себя свободно. Изменился интерьер жилища. Теперь дома обставляются современной мебелью, которая раньше здесь полностью отсутствовала, но все стены и полы закрывают коврами, потому что осталась традиция сидеть и полулежать на полу на маленьких подушечках.

Народный костюм

В отличие от Грузии и Армении, в сёлах Азербайджана ещё принято носить (полностью или частично) женский национальный костюм. Основные его элементы - рубаха и длинная, очень широкая, ниспадающая свободными складками цветастая юбка. Поверх рубахи надевают архалук, имеющий на груди очень широкий и глубокий вырез. Выше талии он плотно облегает фигуру, а ниже талии расходится широкими фалдами. Азербайджанский женский архалук не очень длинный, всего только до середины бедра или ещё короче. Рукава его могут быть облегающими, расширяющимися от локтя или же разрезными, застёгивающимися на пуговцы. Края выреза на груди нередко обшиваются меховой оторочкой, золотыми и серебряными шариками, тесьмой, шнуром. Архалук перепоясывается кожаным или бархатным поясом с крупной фигурной пряжкой. К поясу иногда пришивают разного рода подвески и монеты. Богатые женщины по праздникам надевали раньше порой серебряные и позолоченные пояса ажурной работы, украшенные драгоценными камнями. Под юбку надевали длинные и широкие присборенные шаровары. Подол юбки отделывали тесьмой, мишурой или тканью иного цвета. На ноги надевали разноцветные носки и туфли с загнутыми носками без задников.

На голове носили бархатную вышитую шапочку - тюбетейку, поверх неё платок, а пожилые женщины - ещё и чалму. В наши дни ограничиваются особым образом туго повязанным платком.

В настоящее время горожанки национального костюма не носят, а одеваются в соответствии с обьгчной европейской модой. Если в городе встретишь Женщину в национальном костюме, можно с уверенностью сказать, что она приехала из деревни, В деревне носят и европейское платье и национальное, а чаще всего элементы того и другого. Но даже платья европейского типа крестьянки обязательно шьют с широкой юбкой в сборку, с длинными рукавами на манжете (даже у летних платьев), с воротом, который застёгивается, как у традиционных рубах. Все крестьянки обязательно носят платбк, а в городе его носят в основном только пожилые женщины.

Мужчины в наши дни и в городе, и в деревне одеваются по-европейски. Из национальных форм одежды используются папахи и шубы. Старинный мужской национальный костюм соответствовал общекавказс-ким нормам мужской одежды. Это были прежде всего шаровары и архалук. Мужской архалук был с прямым стоячим воротником, с прямыми суженными к кисти рукавами. Азербайджанский мужской архалук бывал не только однобортным, но и двубортным, что в других местах Кавказа почти не встречалось. Однобортные архалуки застёгивались на крючки, а двубортные на пуговицы. Как и положено вообще для архалука, выше талии он был облегающим, а ниже талии расходился складками или фалдами. Подпоясывали его поясом с накладными серебряными бляшками или просто ремнём. Поверх архалука надевали чоху. Верхняя её часть и рукава делались на подкладке. На груди обычно (хотя и не обязательно) нашивались газыри. Длина чохи сильно варьировалась. Рукава бывали разные - прямые, расширенные, ложные (закладывавшиеся на спину), разрезные, с застёжками на разрезе. На ноги надевали вязаные носки, кожаную обувь, а в городе - остроносые туфли без задников и мягкие сапоги.

В настоящее время у мужчин, как и всюду на Кавказе, сохранилась любовь к каракулевым папахам с невысокой расширяющейся кверху тульёй. Полный традиционный костюм можно встретить лишь на участниках национальных ансамблей да изредка на свадебных церемониях. В эпоху, когда стандартные промышленные изделия всё шире проникают во все сферы жизни, национальные формы культуры находят всё больше приверженцев в самых различных слоях общества. Явление это повсеместное и заслуживает всяческого поощрёния.

Обычаи, обряды, праздники

В общественной и семейной жизни азербайджанцев до начала XX века сохранялись многочисленные пережитки полуфеодальных, полупатриархальных отношений. Согласно этим представлениям глава семьи был полновластным хозяином в семье и доме. Он распоряжался всем движимым и недвижимым имуществом семьи за исключением приданого жены, что оговаривалось в брачном договоре. Он же представлял семью в сельском обществе, где главенствующую роль играли старики селения - аксакалы. Аксакалы решали все дела на основе адата (обычного права) и шариата (мусульманского права). Женщины и молодёжь не имели права присутствовать на этих собраниях.

Строгое подчинение младших старшим и женщин мужчинам господствовало и в семейных взаимоотношениях. Напримёр, в случае смерти отца сын получал вдвое большую часть наследства, чем дочь.Но при жизни отца - главы семейства - даже взрослый сын не имел права голоса в семейных вопросах и не смел возражать ни в чём отцу или деду. Замужние женщины подчинялись старшей хозяйке дома - бабушке, матери мужа. Особенно тяжёлым было положение невестки. Она обязана была избегать всех мужчин в доме, не имела права входить в комнату, где находились старшие члены семьи. Обычно она находилась на кухне. Вечером перед сном невестка (а при её отсутствии - дочь) обязана была мыть ноги всем мужчинам, вернувшимся с полевых работ. Без разрешения мужа или старшей женщины невестка не имела права даже навестить своих родителей, выйти в сад, сходить к соседям. При старших она должна была концом своего головного платка прикрывать всю нижнюю половину лица. При выходе на улицу женщина-азербайджанка обязана была надевать поверх платья особую накидку-чадру, которая скрывала её фигуру с ног до головы. Только после установления Советской власти все эти (и другие подобные им) устаревшие обычаи были постепенно изжиты. В настоящее время жёнщины-азербайджанки полностью равноправны с мужчинами и успешно трудятся во всех отраслях общественной жизни и производства. Сейчас женщины являются директорами фабрик, председателями колхозов, инженерами, агрономами, врачами, педагогами, многие женщины награждены орденами и медалями.

Перемены, происшедшие в общественном и семейном быту, способствовали изменению многих прежних обычаев и обрядов, в том числе свадебной обрядности. Многоженство, которое раньше было узаконено шариатом и нередко практиковалось среди зажиточной части населения, в настоящее время полностью изжито. Исчезли и такие обычаи, как «люлечное обручение», когда девочки сватали уже в колыбели, неравные браки, в частности, выдача молодых девушек замуж за стариков, заключение брака вопреки желанию молодых, калым - выкуп за невесту и тому подобное. Вместе с тем в свадебной церемонии сохранились многие традиционные обряды, которые теперь приобрели иной смысл и содержание.

Особенно красиво в наши дни обставляется обручение, обряд одевания невесты в день свадьбы, перевоз её в дом жениха. Молодые теперь нередко принимают участие в свадебном застолье, что раньше считалось совершенно недопустимым. Наряду с этим во время свадьбы в настоящее время по-прежнему соблюдаются многие старинные обряды и правила, корни которых восходят к далёкому прошлому.

В народе долго сохранялись разного рода обряды и поверья, связанные с прежними языческими верованиями. В период с 21 февраля по 21 марта, когда начинала просыпаться от зимней спячки природа, вечером накануне первой среды: разжигали костры и прыгали через огонь. В четвёртую среду этого периода праздновали Новруз-байрам - Новый год. В этот день рано утром ходили к реке, водяной мельнице, где устраивали гулянья - танцевали, скакали на лошадях, прыгали через воду, угощали друг друга сладостями, поздравляли. Считалось, что всё это приносило изобилие в дом, ограждало от бед и несчастий.

Почитанием были окружены многие стихийные силы и явления природы: огонь, вода, камни, вершины гор, деревья. Культовые места называли пир или оджак (очаг - в смысле огонь), несмотря на то, что в этом месте часто не было никаких признаков огня, очага. Воде приписывали исцеляющую силу. Местом поклонения служили многие родники, возле которых, по народным поверьям, обитали злые и добрые духи. Вплоть до начала XX века отмечали особый праздник воды - су джеддим, дословно «вода моих предков». В это время ходили к реке, роднику и обливали себя водой. Считалось, что таким образом вступали в общение со своими предками, души которых находились вблизи воды. Поклонялись вершинам гор и чёрным камням, которым приписывали оберегающую силу. Из деревьев наибольшим почитанием окружали железное дерево и айву, амулеты из них носили на шёе, привязывали к люлькам детей, к домашним животным. Только в советское время в связи с общим повышением культурного уровня населения и благодаря широко поставленной научно-атеистической пропаганде население стало отходить от этих древних суеверий.

В настоящее время в Азербайджане празднуются и все общесоюзные праздники, и многие традиционные народные. В такие дни много музыки, танцев, песен, спортивных состязаний.

Национальная кухня

Основой питания азербайджанцев всегда был хлеб. Его пекли в тендире - глиняном очаге с вертикальными стенками. Пекли тонкий лаваш и более толстый хлеб - чурек. Ещё чаще в селе хлеб пекли на железном выпуклом диске, вроде круглого щита, который ставили на ножки и под ним разводили костёр. И сегодня, когда повсюду есть современные хлебопекарни, азербайджанцы охотно прибегают к этим старым способам. То ли действительно испечённый дома хлеб вкуснее, то ли это только кажется, но всем он нравится больше покупного.

Из мяса в азербайджанской кухне в основном используется баранина. Её заготавливают впрок: нарезав кусками, обжаривают, закладывают в глиняную или стеклянную банку, заливают топлёным бараньим жиром и плотно закрывают. Варят супы из баранины, заправленные горохом, картофелем, помидорами, перцем, имбирём и шафраном.

Вторые блюда чаще всего делают из рубленого мяса. Из отбитого молотком мяса делают кюфту - шарики, начинённые рисом, горохом и зеленью; голубцы из капустных и виноградных листьев. Начиняют рубленым мясом баклажаны и помидоры. В частности, в Азербайджане особенно широко используется сумах - растёртые в порошок кислые плоды растения сумах.

Из птицы делают много разных блюд, но самое распространённое - чыгыртма. В Грузии и Армении под этим названием значится куриный суп особого приготовления, но в Азербайджане это скорее второе блюдо. Отваренную, а затем поджаренную курицу делят на куски, перемешивают с жареным луком и заливают яйцами с соком лимона или незрелого винограда.

Особенным почётом на азербайджанском столе пользуется плов. Его делают с бараниной, с курицей, с дичью, есть различные виды сладкого плова, с фруктами, с изюмом - всего насчитывается около полусотни разных видов плова. Сладости тоже очень разнообразны. Делают их из фруктов и миндаля, но особенно распространена халва. Её готовят из орехов, из семян кунжута, из рисовой муки и так далее.

Очень популярны безалкогольные напитки. Это шербет - подслащённая фруктовая вода, и, конечно, чай. Чай пьют за едой, до еды и после еды, нигде больше на Кавказе чай не пользуется такой популярностью. Азербайджанцы пьют очень крепкий чай, причём в основном не из чашек, а из стаканов особой формы - с перехватом посередине и расширяющихся внизу.

Рецепты национальной кухни

Приготовление различных блюд в азербайджанской кулинарии отличается большим своеобразием. Так, широко известный многим народам Востока плов готовится не только с мясной «приправой», но и с фруктовой и яичной основой. Характерным для азербайджанской кухни является также раздельное приготовление различных составных частей блюда и подаваемых на стол порций еды. Примером этому может служить приготовление супа пити, название которого образовано от специального горшочка - питишницы. В этом горшочке пити подаётся и на стол.

Пити

В горшочек положить нарезанную кусками баранину и предварительно очищенный и замоченный горох. Всё это залить холодной водой и варить на медленном огне. За 30 минут до готовности продуктов добавить крупно нарезанный картофель (или каштаны), алычу (или помидоры), лук, нарезанный крупными кубиками, соль. Через 15-20 минут после заправки этими продуктами добавить мелко нарезанное курдючное сало и специи.

Готовый суп засыпать толчёной сушёной мятой и в горшочке подать на стол. Вместе с горшочком подаётся глубокая тарелка или специальная чашка - касу, в которую выливают пити.

На четыре порции пити: 800 г баранины, 4 столовые ложки гороха, 5-8 картофелин (или 20-25 каштанов), 20-30 штук алычи (пли 4 помидора), 4 луковицы, 20 горошин чёрного перца, 20 тычинок шафрана, 2-3 щепотки сушёной мяты и соли.

Кюфта-бозбаш

Отделить мякоть баранины от костей и сварить бульон (2 л). Мякоть с добавлением лука, перца и соли пропустить через мясорубку. Фарш смешать с полуотваренным рисом и из полученной массы скатать шарики (кюфту) величиной с яйцо, положив предварительно внутрь их 2-3 очищенные от косточки алычи.

В процеженный бульон опустить замоченный заранее горох и сварить его до полуготовности. Затем положить мясные шарики-кюфту, нарезанный картофель, нашинкованный лук и варить до готовности. За 10 минут до готовности бозбаш заправить мелко нарезанным курдючным салом, перцем, настоем шафрана (настой готовится из расчёта 1 г шафрана на 0,5 стакана воды и заваривается как чай).






Информация 







© Центральная Научная Библиотека