Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Интересные памятники Набережных Челнов

Интересные памятники Набережных Челнов

Министерство образования Российской Федерации

Российская международная академия туризма –

Волжско-Камский филиал

Реферат

по дисциплине «Основы экскурсионной деятельности»

на тему:

Интересные памятники Набережных Челнов.

Выполнила:

студентка 13 группы Ахметова Р.И.

Проверила:

преподаватель Клоповская О.Н.

Набережные Челны - 2004

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. «Слава строителям КамАЗа!»……………………………………………….4

2. Памятник Раису Беляеву…………………………………………………….5

3. Памятник легендарному строителю Евгению Батенчуку…………………8

4. Памятник представителю авторской песни Владимиру Высоцкому…... 12

Заключение………………………………………………………………………...15

Использованная литература……………………………………………………….16

Введение.

Прекрасен наш город Набережные Челны. Он становится все краше с каждым

днем, все более благоустроенным и цветущим. Широкие проспекты, бульвары,

добротные дома, зеленые скверы, ковры из цветов. Все это радует и восхищает

приезжих гостей и нас, жителей города. Все это сделано и делается с душой,

это плоды рук тех, кто любит свой город и его жителей. Приезжие люди,

впервые посетившие наш город, восклицают: «Молодцы!»

6 декабря 2002 года вышло постановление администрации города «О

сохранении памятников истории и культуры». Очень своевременный и важный

документ. Челны — сам по себе памятник. Полумиллионный город, построенный

за 20 лет, как бы ни злопыхали некоторых «доброхоты», достаточно комплексен

при приличном качестве проектных решений и строительства.

Челны — памятник того патриотизма, огромного человеческого энтузиазма,

интернационализма и органичной работы. КамАЗ — памятник возможностям

планового хозяйствования, но в то же время и косности, негибкости ее в

погоне за количеством.

Отрадно, что появились памятники в честь Раиса Беляева, легендарного

строителя Евгения Батенчука, представителю авторской песни Владимиру

Высоцкому.

«Слава строителям КамАЗа!»

Этот необычный памятник стоит в самом начале промплощадки Камского

комплекса заводов по производству грузовых автомобилей, как раз напротив

поворота трамвайной линии, идущей вдоль дороги №1, к жилым кварталам

Автозаводского района города Набережные Челны. На вершине рукотворного

холма водружены скрепер и бульдозер, над которой развевается красное знамя.

Авторами памятника являются члены знаменитой краснознаменной бригады

автоскреперов из УМС Камгэсэнергостроя возглавляемой кавалером двух орденов

Ленина, заслуженным строителем Татарии Уматом Камбулатовичем Наурбиевым.

Ингуш по национальности, Умат-Гирей Наурбиев сумел сплотить бригаду, в

которой дружно трудились представители двух десятков наций и народностей

Советского Союза. На этой технике наурбиевцы выполнили немало земельных

работ в период строительства автозавода.

Памятник был сооружен в 1981 году в ознаменование пуска (с оценкой

«отлично») второй очереди КамАЗа, за что всему коллективу производственного

объединения «Камгэсэнергострой» был вручен орден Ленина. Сам У. К. Наурбиев

об истории создания памятника сказал так: «Наша бригада скреперистов

перелопатила десятки миллионов кубометров земли. В память об этом мы за

одну ночь посыпали курган. Вокруг него будет разбит парк».

Глядя на этот памятник, невольно вспоминаешь слова французского

журналиста, корреспондента газеты «Юманите» Сержа Лейрака, приезжавшего в

Набережные Челны в годы строительства КамАЗа: СССР вырос. Романтика лопаты

и кирки первых пятилеток уступила место романтике машин».

Памятник Раису Беляеву.

1 августа, во вторую годовщину со дня кончины Раиса Киямовича Беляева,

на перекрестке улицы Гидростроителей и проспекта Муссы Джалиля собрались

все его друзья, соратники по комсомольской юности. Здесь состоялась

церемония открытия памятника.

Принимая во внимание вклад Раиса Беляева в строительство и развитие

Набережных Челнов, мэр города принял постановление, согласно которой

проводится этот вечер памяти. ОАО «Камгэсэнергострой» организовало

фотовыставку, где можно перелистать страницы жизни нашего земляка.

«Знавшие Раиса Киямовича единодушны, что он не умел работать вполсилы,

трудился непокладая рук, смеялся - заразительно, выступал с трибуны — во

всю мощь своего голоса, помогал человеку со всей щедростью души. Влюбленный

в романтику, он дневал и ночевал на ударных объектах всесоюзной

комсомольской стройке КамАЗа, бесконечно веря в справедливость

проникновенных песенных строк: «Не каждому дано так щедро жить - на память

людям города дарить!»

Для того чтобы в нашем городе открыть ему памятник, было проделана

большая работа. Для претворения задуманного в течение года существовал

специальный благотворительный счет, на который коллективы челнинских

предприятий и организаций, горожане перечислили более 150 тысяч рублей,

многие помогли непосредственно при возведении памятника.

А создавал макет памятника известный челнинский скульптор, член союза

архитекторов России и Татарстана, заслуженный архитектор РТ В.Нестеренко.

После церемонии открытия памятника и сквера состоялся музыкально-

литературный вечер в КДК «Энергетик» - «Страницы жизни… Человек, город,

КамАЗ».

Сам памятник получился необычным. Треугольная вертикальная плита

памятника символизирует строительство города, незаконченного,

прямоугольного и однообразного, ферма и колонна – строительство КамАЗа, их

взаимосочетание – зависимость города от завода. Барельеф Р.К. Беляева

подчеркивает его причастность и историческую роль в возведении города и

завода.

О личностях сильных, неординарных писать сложно. Особенно о тех, кто

по роду своей деятельности руководит огромным количеством людей с их

разными характерами, уровнем знаний и опыта, проблемами и надеждами. По

признанию большинства ветеранов строительства КамАЗа и города, тех, кто в

сложнейших условиях поднимал на ноги крупнейший в мире автогигант, тех, кто

развивал социальную сферу Набережных Челнов и его природную зону, Раис

Киямович Беляев в годы его работы в нашем городе действительно талантливо

руководил людьми.

Р.К. Беляев родился 13 января 1935 года в деревне Щербень

Аксубаевского района ТАССР. В 1954 году поступает в юридический факультет

КГУ, который оканчивает с отличием в 1959 году. Его избирают секретарем

комсомольской организации университета. затем в 26 лет Р.К.

Беляев становится лидером комсомола Татарии. В 1969 году он избирается

первым секретарем Набережночелнинского горкома партии. Возглавляя в течение

15 лет партийную организацию крупнейшего индустриального центра республики.

Раис Киямович внес огромный вклад в его становление и развитие. Его имя для

большинства челнинцев стало символом, олицетворяющим подвиг на Каме.

В 1984 году Р.К. Беляев был переведен на высшую партийную работу.

Являясь одним из руководителей республики, он отдал много сил для

совершенствования и развития образования. При его содействии и

непосредственном участии за эти годы были введены в строй крупные

культурные центры республики.

С 1987 года Р.К. Беляев возглавляет Казанскую государственную академию

культуры и искусства.

Народностью и профессиональной эрудицией отличалась педагогическая

деятельность Раиса Киямовича. Находясь на ответственном посту ректора, он

внес огромный вклад в воспитание национальных кадров для нашей республики.

Его перу принадлежат более 70 книг и научных статей.

За большие трудовые заслуги Р.К. Беляев награжден двумя орденами

Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

На всех ответственных постах Раис Киямович трудился с полной отдачей

сил, проявлял себя энергичным, целеустремленным, принципиальным

руководителем.

Памятник легендарному строителю Евгению Батенчуку.

Много людно было в этот день на площади перед дворцом культуры

«Энергетик», пришли сотни челнинцев. Здесь в 9 часов состоялось открытие

памятника строителю номер один в нашем городе Евгению Батенчуку – Герою

Социалистического Труда, участнику Великой Отечественной войны, кавалеру

многих орденов и медалей, служенному строителю страны и республики,

почетному гражданину города, бывшему генеральному директору

Камгэсэнергостроя.

Этот памятник был разработан и создан за очень короткий срок

челябинским скульптором С. Ворбьевым и челнинским архитектором

В. Манукяном.

Открыл церемонию экс глава администрации города Р. Хамадеев.

«Сегодня мы отдаем дань благодарности и уважения строителям нашего

города, которые построили КамАЗ, ГЭС, этот прекрасный город»,– сказал Рашит

Саитович.

«К сожалению, в последнее время значение этой профессии как-то отошло

на задний план, незаслуженно преданно забвению. Как бы там ни было, но без

строительства и строителей ни одно общество жить не сможет. И, как уже

сегодня говорят, Людей этой профессии надо называть не строителями, а

создателями.»

И вот торжественный момент, ниспадает белое покрывало, обнажая бюст,

лицо человека волевого со взглядом, обращенным в будущее. Затем выступили

вице-премьер правительства РТ Владимир Швецов, генеральный директор ОАО

«Камгэсэнергострой» Виктор Ельцов, бывший заместитель министра энергетики и

электрификации СССР Юрий Корсун, генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей

Когогин. Это были выступления-воспоминания о человеке, посвятившем свою

жизнь строительному делу и служению родине. Огромная энергия, высокий

профессионализм, организаторский талант в сочетании с душевным и заботливым

отношением к людям снискали ему такой авторитет и уважение десятков тысяч

людей, что несколько десятилетий он невольно носил еще одно неофициальное

имя, которым метко и любовно окрестили его строители, - «Батя».

Церемония торжественного открытия памятника завершилась оружейным

салютом и возложением венков и цветов к подножию скульптуры. Но еще долго

не уходили отсюда люди, которые терпеливо дожидались своей очереди, чтобы

сфотографироваться на фоне бюста человеку, к которому они питают большое

уважение и с которым большинство из них когда-то общались на работе.

Создание Камского территориально-промышленного комплекса, пуск гиганта

современной автомобильной индустрии на полную мощность – главная вершина в

его жизни. Чтобы достигнуть ее, он преодолел за свою долгую и многотрудную

жизнь немало других.

Родился 28 февраля 1914 года в городе Балта (ныне одесская область) в

семье, где было одиннадцать детей – девять своих и двое приемных.

В 1925 году семья Батенчуков переехала в Одессу. В школьные годы

будущий строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, то военным, но

главным учением была… литература. Он писал стихи, рассказы, выпускал в

студии начинающих авторов.

С четырнадцати лет пошел работать слесарем на металлургический завод.

В среде молодежи всегда был лидером. В 1931 году вступил в комсомол. В 1932

– избран членом одного из райкомов комсомола Одессы и недолго был здесь

заведующим отделом.

В восемнадцать лет был назначен директором завода по выпуску поршневых

колец для американских тракторов «Фердзон», на которых держалось тогда

сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а

тракторный парк – обеспечен запчастями к посевной.

Затем семья переехала в Донбасс, в город Рубежное, где Евгений

поступил вначале в рабфак, а потом – Рубежанский химико-технологический

институт. Он вел большую общественную работу в качестве секретаря вузовской

комсомольской организации. Играл в оркестре, выступал в художественной

самодеятельности, занимался спортом – футболом, борьбой, боксом.

В институте же Батенчук познакомился с будущей подругой жизни, и в

1939 году они поженились. Он до конца своих дней нежно любил Людмилу

Васильевну.

Евгений Никанорович ушел в Красную Армию. Служил в Латвии на берегу

Немана. В концлагере он создал подпольную организацию, выпуская газету,

подписанную номером его партбилета, стал участником европейского

Сопротивления.

Строительство Краснополянской ГЭС, куда Батенчук был вскоре направлен,

было очень сложным периодом его жизни. Специалистов не хватало. Он многому

учился сам и обучал других, работая механиком, заведующим механической

мастерской, главным механиком управления строительства Сочигэсстрой.

В 1955 году С. К. Килижнюк, ставший начальником Ангарагэсстроя,

пригласил Е. Н. Батенчука на строительство Иркутской ГЭС. Будучи

заместителем главного инженера, Евгений Никанорович стал крупным

специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он создал

новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко

повысила коэффициент техники и ее производительность.

Летом 1958 года в ЦК КПСС Е. Н. Батенчуку предложили возглавить в

Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вимойской ГЭС.

Затем в биографию Батенчука ворвалась камазовская эпопея. Стройка на

Каме не имеет аналогов. Здесь очень нужны были талантливые инженеры,

опытные организаторы, дерзновенные мечтатели. Таким был Евгений Никанорович

Батенчук, поборник новых изысканий в сооружении небывалых по масштабности

корпусов КамАЗа. Его активное участие способствовало применению на этой

строительной площадке буронабивных фундаментов и крупноблочного монтажа

металлоконструкций, давший мощный эффект и выигрыш во времени.

На строительство КамАЗа Батенчук ехать не хотел: ему приходилось

отказаться от оклада 900 рублей и соглашаться на 350. Но он весь до конца

отдавался стройке. Снабжение не беспокоило: благодаря широкому кругу

знакомств и своей сибирской славе, он был вхож к любому столичному чину. Да

и не боялся никого и ничего и никогда не сворачивал с намеченной цели.

В Камгэсэнергострое он проработал четверть века – с 1971 по 1996 годы.

Памятник представителю авторской песни Владимиру Высоцкому.

Памятник установлен на площади, носящий его имя, возле здания

гендирекции акционерного общества и бывшей гостиницы «Кама», где популярный

бард и всенародный любитель останавливался по нескольку дней в 1974 году.

Это были его единственные гастроли в Челнах в составе труппы Московского

театра на Таганке. Высоцкий не только был занят в спектаклях, но и с

неизменным успехом пел на строительных площадках КамАЗа.

Очевидцы рассказывают: однажды поэт возвращался по улице

Гидростроителей к себе в номер, а из десятков открытых окон с

многочисленных магнитофонов и проигрывателей звучали его песни. Так молодые

строители выражали ему свою любовь. Говорят, Высоцкий был очень тронут

таким вниманием.

То, что всенародного любимца у нас не забыли и, наверное, не забудут

никогда, подтверждает и тот факт, что несколько лет тому назад по просьбе

его поклонников площадь перед гостиницей «Кама» была названа его именем. А

теперь ее украшает и памятник барду. Для его изготовления ЖБИ-10 выбрали

гранитную глыбу красного цвета высотой 2 метра. А на рассмотрение

руководству Камгэсэнергостроя предложили два проекта архитекторов Владимира

Нестеренко и Платона Захарчука.

Теперь уже известно, что предпочтение отдано проекту Владимира

Нестеренко, известному в городе человеку. «Я долго думал, что же главное в

Высоцком? Он поэт, артист, бард. Во всех этих ипостасях был любим всеми и,

наверное, главное в нем определяется словом «народный», - говорит

архитектор.

Памятник был заложен в январе, когда отмечали 65-летие со дня рождения

поэта. Тогда на площади Высоцкого в поселке ГЭС на бетонном основании

установили уникальное творение челнинских мастеров - 14-ти тонный чугунный

колокол высотой 4,5 метра. Кроме этого главного элемента, в композицию

памятника входят контур гитары, луч и звезда.

Сделать все сразу у фонда Высоцкого, созданного в 2000 году, не

хватило средств. На заводе металлоконструкций, где по частям собирали

изготовленный на КамАЗе колокол, еще в мае сделали 8-ми метровый контур

гитары. Через месяц в город привезли уральский гранит. Обложить гранит им

основание памятника оказалось делом трудоемким. Каждая из 37 плит весит 55

кг.

Весь трагизм жизни и творчества поэта вложил в него автор. Памятник

состоит из 4-х основных композиционных элементов: колокола, «разодранной»

гитары, струн и сцены. Вот как трактует их Нестеренко: «Творчество В.

Высоцкого, как колокол, будило в людях стремление к добру и

справедливости. Его песни мгновенно разлетались по всей стране, люди

испытывали потребность в них, поскольку в его песнях была правда.»

Струны, как лучи света от упавшей на сцену звезды Высоцкого, снизу,

направленный поток света, через рубиновую звезду по струнам скользит в

бесконечность вверх. «Разодранная» гитара трагизм его жизни, отданный

творчеству, через который он пытался противостоять злу и несправедливости.

И в этом он шел до конца. Нижняя платформа, на которой размещен памятник

выполнена в виде стилизованной сцены.

Владимир Семенович Высоцкий много добился в жизни, но, к сожалению,

далеко не все из задуманного он успел завершить.

В.С. Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В 1941 году

Владимир Высоцкий вместе с матерью был эвакуирован в город Бузулук

Оренбургской области. В 1943 году возвратился в Москву, в 1945 пошел в

школу. В январе 1947 года с отцом и его женой Евгенией Степановой,

переезжает в город Эберсвальде (ГДР) по месту назначения службы отца, где

продолжает учебу, занимается учебой, обучаясь игре на фортепьяно. В Москву

вернулись в 1949 году; продолжил занятия в школе №186. В 1952 году вступает

в комсомол, был членом комсомольского бюро, редактором школьной стенгазеты,

занимался в драмкружке. Окончив школу в 1955 году, он поступает учиться на

механический факультет Московского инженерно-строительного института имени

В. В. Куйбышева. Однако уже после первого семестра Высоцкий забирает оттуда

документы и в 1956 году подает заявление на актерское отделение Школы-

студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР. С 1959 года начинает

сниматься в кино – поначалу в эпизодах. После окончания школы-студии в 1960

году актер Высоцкий распределен в Московский драматический театр имени А.

С. Пушкина.

В 1964 году Высоцкий принят в труппу Московского театра драмы и

комедии на Таганке, где впоследствии стал актером ведущего состава. Там он

и работал до конца жизни.

В Театре на Таганке Высоцкий сыграл в 15 спектаклях около 30 ролей. Он

был единственным исполнителем роли Гамлета в одноименном спектакле по пьесе

В. Шекспира. Кроме того, он снялся в более чем в 30 кино- и телефильмах,

записал на радио звуковые роли примерно в десяти спектаклях, пробовал свои

силы в прозе, драматургии, обращался к режиссуре.

Владимир Высоцкий один из наиболее ярких представителей авторской

песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного

жанра искусства, объединяющего водном лице поэта, композитора, певца и

музыканта. Всего им написано около 450 авторских песен, многие из которых

написаны грампластинке, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и

телевидению.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что, действительно, наш город

преображается и с каждым днем становится все краше и краше. Небережные

Челны украшают много памятников и исторических объектов. Они радуют глаза

приезжих и жителей нашего города.

Появление такого рода памятников очень важно для возрождения в нас

чувства патриотизма, интернационализма и единения с историей, культурой и

искусством нашей огромной страны.

Использованная литература.

1. Поикамье: Альманах №10 / городское краеведческое общество.

2. // Челнинские известия: 1999 г. – 23 июля

3. // Вечерние Челны: 2000 г. – 1ноября

4. // Вечерние Челны: 2003 г. – 24 сентября – с.8

5. // Челнинские известия 2002 г. – 14 августа

6. // Вечерние Челны – 2000 г. – 14 июня

7. // Вечерние Челны – 2000 г. – 9 февраля

8. // Вечерние Челны – 2002 г. – 7 августа

9. // Вечерние Челны – 1999 г. – 4 августа






Информация 







© Центральная Научная Библиотека