Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура первобытного общества

Культура первобытного общества

Московский государственный университет «Сервиса».

Кафедра культурологии.

Контрольная работа на тему:

«Культура первобытного общества».

Работу

выполнила:

студентка группы ШЗС 1/1

Коряко Дина Владимировна

Шифр: 4499-013

Работу проверил:

Дубна, 2000 г.

Оглавление

Вступление. 3

Структура мировой истории. – К. Ясперс. 5

Периодизация первобытности. 6

Особенности первобытного искусства. 7

Ранние формы верования. 13

Заключение. 15

Список использованной литературы: 16

Вступление.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность – детство человечества. Большая часть истории

человечества приходится на период первобытности.

Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории

человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет

«дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности

назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей

экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое

происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.

Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много

необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все

направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады[1], жил

Будда[2], в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все

возможности философского постижения действительности, вплоть до

скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра[3]

учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки

Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов

Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что

связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих

столетий независимо друг от друга.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад.

Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек

не изменился существенным образом ни по своим биологическим и

психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам

(ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление

человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до

начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая

тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое

выражения в вопросе без ответов.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного

представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку

разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что

человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма

извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах

происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных

площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще

единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают

перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является

существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо,

не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий

предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще

одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между

первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников

на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой

деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения

родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился

объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность

в новых формах общения.

Структура мировой истории. – К. Ясперс.

Единый мир человечества на земном шаре

Периодизация первобытности.

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По

материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю

Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый

(неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2

млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три

периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил

медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век

(4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил

железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее

десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали

себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей.

Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков.

Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе

врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней

для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не

совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная

тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу

мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и

носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих.

Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а

ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и

рыболовство, были изобретены сети и крючки.

Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее

надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа

дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.

Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов

дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства

земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической

науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки

земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из

кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только

частью природы: он формирует себя по средствам искусства.

Особенности первобытного искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к

изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом

Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой.

Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла

Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был

синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира,

способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека

разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и

переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном

бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства

появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего

неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период

сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из

камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам

охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и

неолитического времени были звери.

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное

в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы

постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного

человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя,

именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.

Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так

мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле

слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была

символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как

реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного

искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре

символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых

передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в

специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом

первобытное искусство отражало постепенное познание человеком

действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые

искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху

палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной

формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный

макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей

убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ

скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной

формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап –

искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания

образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в

начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие

верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением

выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении.

Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными

росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не

найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные

краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно

редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта

первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения,

жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков

природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму –

мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное

творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший

музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для

воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую

создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей

своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности

палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из

отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в

современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного

искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете,

выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня

или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве –

резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень

широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты,

всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент

– основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном

из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить

этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль

блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью

увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи

заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на

зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в

основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный

самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они

вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый

орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как

правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек

из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их

наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если

надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с

оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или

зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется

сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно.

Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения

косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта

зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм,

прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня

мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что

древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не

только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали

человека в природе.

Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития

первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени

распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых

продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным

формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься

земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый

искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде

люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с

увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент,

появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика,

обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории

нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад.

Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения

зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана,

Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание

петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие

фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство

никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие

достижения в прошлом.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном

Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и

металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было

налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают

появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских

племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая

вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий

этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные

сдвиги среди племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные

ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый

вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из

огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах

Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1

тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные

(городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и

железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового

веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием

«поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые

къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные

кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании

были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они

встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни

древних людей.

Особый вид поселений – римские террамары[5] – укрепленные поселения

на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника.

В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не

на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг

строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями

(курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо

надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6]

выделялся кромлех[7] - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на

ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов

достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас

превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья,

надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов,

женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и

создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех

сторон самых отдаленных точек.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство

сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства

человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8], то есть

погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены[9]. Некогда на

северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями.

Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами,

уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители

дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от

орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо.

Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после

себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие

позднее по берегам Черного моря племена. Нужно было перепробовать немало

вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре

поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие.

Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с

гравировкой.

Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21

метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены

рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга

– это уже кромлех.

Ранние формы верования.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия,

фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в

условиях жизни первобытных людей.

Анимизм. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с

первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от

лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими

качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б.

Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура»

(1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии.

Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядом этой теории является

утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры

«философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела.

Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков

такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи

летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных

верований, с него начался процесс развития религиозных представлений,

обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения

первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia –

волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с

заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди

проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и

этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии.

Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как

главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я.

Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований.

Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в

значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с

развитием веры в сверхъестественное»[11].

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и

рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой

роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды

магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и

предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные

виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени

предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних

видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К

первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая.

Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например,

охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным,

зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски

запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах

Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи

запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь

фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних

сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах

человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и

когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных

верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная

магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов,

поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых

устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас

продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

Магические представления определяли всю содержательную сторону

первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche –

талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым

приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями -

фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут

быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы

почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до

вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее

заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному

фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому

предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его

владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы

подвешивали к сетям каменных рыб.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например,

поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным»

иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло

поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю

одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила.

Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и

соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя

именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его

умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем –

его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и

определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности.

Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в

новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного

человека воздействовать на тотем различными магическими способами,

например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб,

птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно,

что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры

эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых

обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в

качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на

мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в

более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного

животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия

коренится в отдаленном тотемном обряде.

Заключение.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство

остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных

культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во

всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит

прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса

(1858-1942):

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и

первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные

черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для

всего человечества[12].

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития

мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая

возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Список использованной литературы:

1. "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 1993

год.

2. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание под

редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 1995 год.

3. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание под

редакцией проффесора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998 год.

-----------------------

[1] Упанишады – заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской

литературы.

[2] Будда – имя, данное основателю буддизма Сиддхарте гаутаме Шахья Муни

(623 – 544 до н.э.)

[3] Заратустра (Зоорастр) (V– 1-я пол. VI вв.) – пророк и реформатор

древнеиранской религии.

[4] От греческого petros – камень и gliphe – резьба; тоже, что наскальные

изображения

[5] От terra marna – жирная земля

[6] Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начала II тысячалетия

до н. э.) в степях Восточной Европы. Названо по устройству могильных ям под

курганами.

[7] От бретон. – crom – круг и lech – камень.

[8] Мегалит – от греч. megas – большой и lithos - камень

[9] От бретон. dol – стол и men – камень

[10] От. бретон. men – камень и hir – длинный.

[11] Токарев С.А. Ранние формы религии

[12] Боас Ф. Ум первобытного человека.

-----------------------

Доистория

Америка Европа Россия Ислам Индия Китай

Негры и другие

Век науки и техники

Вымирающие

народы

Запад Византия Ислам Перу,

Мексика

Конец охвата народов

осевым временем

Осевое время «Новая

доистория»

Индия Китай

Восток – Запад

Великие культуры древности

Неимеющие

письменности Первобытные

народы в

орбите великих народы

культур древности

Двуречье Ина

Египет Хуанхе

Общие истоки человечества

Каменные бабы

Менгир с обозначением

головы, меча и кинжала.

Бронзовый век. Корсика

Неолит: 1 – женские статуэтки из глины; 2 – гарпун из рога; 3 – глиняная

посуда с ямочным орнаментом.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека