Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура Средневековья

Культура Средневековья

Содержание

|Введение. |3 |

|1. Раннее средневековье. |4 |

| 2. Высокое (классическое) Средневековье. |5 |

|2.1 Зарождение “городской культуры”. |5 |

|2.2 Проповеди как пласт народной культуры. |6 |

|3. Позднее средневековье. |8 |

|Заключение. |9 |

|Список литературы. |10 |

Введение.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории

Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает

более тысячелетия с V по XV века.

Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI

вв);

Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV

века;

Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так

называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII

века), однако представляется более обоснованным рассматривать период

Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,

оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания

народных масс.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в

науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить

народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить

исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты

его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без

архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда

для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации

культурных ценностей.

Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда

говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,

пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный

специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не

находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,

“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;

это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на

сказочное и баснословное.

Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии

просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни

простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”,

руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9 ]

1. Раннее средневековье.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и

очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся

падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи,

ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,

которое к концу существования Рима стало его государственной религией.

Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот

процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший

исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной

Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей

Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же

“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,

графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные

войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и

культурное развитие.

В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян

еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс

общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и

неопределенных слоях. [1, стр. 16]

Главная масса населения Европы того времени - сельские жители,

образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности

ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной

картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма

симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на

эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы

позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и

игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,

доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее

неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных

сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.

63)

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа

начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились

государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные

армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи . Миссионеры

понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так

что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность

быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в

городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом

играла та же церковь, которая тоже развивалась , совершенствовала свое

учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских

племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем

развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства-

живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы

шедевры литературы “ Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно

из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского

народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII в появляются

рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о

британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь

о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в

начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские

сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты

и их поэзия. Вагантами ( от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих

поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической

церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою

очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады

о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных героев

мировой литературы.

2.1 Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая “городская

литература” , для которой было характерно реалистическое изображение

городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также

появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в

Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в

культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре ,

сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов

во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период

она была представлена , в частности, творчеством “жонглеров” , которые

выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики,

музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках,

свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-

под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни,

а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не

священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими,

пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто

сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное

искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении

процесса развития городской культуры , было создание в городах нецерковных

школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать

в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.

С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде

городского населения.

2.2 Проповеди как пласт народной культуры.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть

духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным

моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,

философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством.

Духовенство было единственно образованным классом , и именно церковь

длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная

жизнь европейского общества этого периода в значительной степени

определялась христианством.

Важный пласт формирования народной культуры во времена классического

Средневековья - проповеди.

Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы

мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех

прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей

язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи,

миссионеры должны были растолковывать народу основные положения

богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять

неправильный образ мыслей.

Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека

- грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и

крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким

образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и

донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.

Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (

exempla) - короткими рассказами , написанными ввиде притчей на житейские

темы.

Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют

особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих.

“Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического

воздействия на прихожан.

В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового

человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных

участниках повседневной жизни человека.

Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд

Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”,

строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил

свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к

определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко

использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его

проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)

Служители церкви , как правило, не вносили в свои проповеди

сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось

и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала

как раз от слушания вещей привычных и известных.

3. Позднее средневековье.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской

культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не

гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий

голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые

человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя

война.

В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный

подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах

усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием,

усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана

трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во

всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной

истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и

нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина

того времени : “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. ( [1], стр.

330 )

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий,

страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора

и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в

предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни,

науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так

называемому Возрождению или Ренессансу.

Заключение.

Итак. теперь можно сделать заключение по моему реферату который

называется « Культура Средневековья ». Из работы видно, что с в Средние

века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и

системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной

культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех

членов общества ([1],стр . 356).

Мышление средних веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к

обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их

влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых

в его народной интерпретации.

Магический подход к природе распространялся на христианские обряды,

вера в чудеса была повсеместной.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в

значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть

духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным

моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,

философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее

духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый

европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким

был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века

церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать

духовные семинарии.

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,

“догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные

проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного

человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для

понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный

пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры

должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать

принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы

христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература

, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в

своей повседневной деятельности.

Список литературы.

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолвствующего

большинства”. М., 1990 г

2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М.,

1981 г.

3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г






Информация 







© Центральная Научная Библиотека