Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культурология

Культурология

Коммерческий Негосударственный Институт Предпринимательской

Деятельности

Реферат

на тему: Культурология как наука.

Предмет, структура,

функции культуры

Выполнил:

Проверил:

_________________

__________________ __________________

__________________

_________________

__________________

Минск 1999

1. Культурология- это наука о культуре. Предметом культурологии являются

объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных

процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни

людей.

Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых,

формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей,

исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче

культурных ценностей.

Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь

выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.

Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального

потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения,

могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая

экономику, политику, культуру.

Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций

социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории

мировой культуры.

Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-

практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна

так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

2. Что понимают под культурой ?

Слово «культура»- в лексиконе практически каждого человека.

Но в это понятие вкладывают самый различный смысл.

Одни под культурой понимают лишь те ценности духовной жизни, другие- еще

более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства,

литературы. Третьи под культурой вообще понимают определенную идеологию,

призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые» свершения,

т.е.хозяйственные задачи.

Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще.

Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение.

Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится лишь к

многозначности самого понятия культура. Культура- это многогранная проблема

исторического развития, и само слово культура объединят разнообразные точки

зрения.

Термин культура восходит к латинскому слову «cultura» которое означало

возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте

под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений,

которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном

содержании термина язык выразил важную особенность- единство культуры,

человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление

воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат

усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку,

преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный

уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,

выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также

в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности

человека, народов, населяющих планету.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и

порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и

деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности

становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение

культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже

была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его

предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме

межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой

информации-радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный

вклад в культурный слой.

Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе

с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на

конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад,

темперамент- менталитет.

Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия

всего мира. В чем они проявляются?

1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной

стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с

другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она

предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся

начала.

3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое

происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику

культуры, но и являются источником ее развития.

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система.

Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне

правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура- это синтез лучших достижений всех национальных культур

различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных

классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие

национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в

духовной так и в материальной сферах жизнедеятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры

социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается

выделение народной и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного

деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда

выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто

бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и

взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры- ее нетождественность ни

материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально

преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее

влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность

применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства;

культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к

собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

познавательную и интелектуальную культуру, философскую, нравственную,

художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культорологов, отдельные виды культуры нельзя отнести

только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное»

сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая,

политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей

предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как

формирующее человека явление может воспитывать личность не только

нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера

развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе

не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если

культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом,

критерием культуры является гумманизация общества. Цель культуры-

всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная- это та культура, которая находится в массовом обиходе.

Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода

не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры- это живой,

непосредственный процесс, в котором что- то нарождается, набирает силу,

живет, умирает.

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые

опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы,

характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны

и аспекты.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему

образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность,

политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с

другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и мгогоуровневая структура культуры определяет и разнообразие

ее функций в жизни общества и человека.

Культура- это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем

основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является

человеко- творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе

связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют

функцией исторической преемственности, или информационной. Культура,

представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным

механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к

эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не

располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта,

накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной

памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые

поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она

тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений

людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о

мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и

освоения.

Можно утверждать, что общество интелектуально настолько, насколько им

используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде

человека. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения

культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются

прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную

способность через культуру, посредством культуры взять самое лучшее, что

накоплено людьми, и поставить себе на службу.

Такие общества (Япония) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах

науки, техники, производства. Другие, не способные использовать

познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым

обрекают себя на отсталость.

Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением

различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере

труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на

поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или

иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры

опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция- важнейшая в сестеме культуры.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает

знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть

достижениями культуры невозможно. Так, язык- средство общения людей,

литературный язык- важнейшее средство овладения национальной культурой.

Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи,

театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми

системами.

Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное

состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека

вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и

качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного

человека.

Нравственное и интелектуальное содержание, как правило, выступает критерием

соответствующей оценки.

Литература: 1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.

Философия неравенства. – М., 1990.

2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии

культуры. – М., 1969

3. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.,

1083.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.

М.: Искусство, 1069

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.

М. 1991

6. Философский словарь. – М., 1991

7. Культурология. История мировой культуры

М.: Культура и спорт. 1995.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека