Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Национальные особенности Китая

Национальные особенности Китая

Майкопский Государственный Технологический Институт

Политехнический колледж

[pic]

По предмету: Социальная Психология

На тему: Национальные особенности Китая

Выполнил:

Студент группы БО-22

Таскаев Вячеслав

Проверил:

Куприенко В.М.

Майкоп 2003

План:

1. Традиции Китая.

2. Религии.

3. Традиции культа личности предков.

4. Вера в духов.

5. Культ дракона.

6. Медицина.

7. Астрономия и география.

8. Одежда.

9. Национальная кухня.

10. Иероглифы

11. Театральное искусство.

12. Архитектура и строительство.

13. Изобразительное искусство.

14. Декоративно-прикладное искусство.

15. Праздники.

16. Список литературы

Традиции Китая

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая,

стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой

нитью преемственности.

Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и

вышивания, национальной кухни, живописи и другие.

При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью

китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества –

трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и

таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и

техники.

Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцы

у себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякий

кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его

добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего

привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствие

жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не

могут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной и

поныне.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в

жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.

Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе

спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности

своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его

женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире,

усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда

обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали

себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым

родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков

испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и

навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.

Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего

мужского: дочь, выйдя

замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену

и будет

продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает

число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь

именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и

лишалась права служить своим родственным предкам.

Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ

предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а

поэтому в глазах

китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.

Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким

уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом

для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим

последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает

бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых

женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от

новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое

представление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимоверная

радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков;

рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить

замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат,

совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до

крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном

обществе ХХI столетия.

Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунго

шэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской

молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: “Кое-где день свадьбы

назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет

“счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан,

бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим

предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напиток

потомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора

до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много

душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот

ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.

Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по

сравнению с прежними”.

В жизни современной китайской семьи большой проблемой является

демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское

правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не

более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от

государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются

различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и

т.п.).

Религии.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии:

буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее

распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их

называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся

мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»

(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре его

внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика.

Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы),

благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе

высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен

обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления

жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень

большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели.

Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны

подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать

цзюньцзы, все

зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный

муж.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы

народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы

непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей

он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,

но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это

элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что

государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа

специального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал

учение о сяо,

сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли,

похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству

изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли -

этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в

разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком

иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин -

выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их

названием…

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа

семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного

превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к

росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к

совместному проживанию близких родственников резко преобладало над

сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и

родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава

семьи, важный чиновник императора, представлял собой, прежде всего

социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти

за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а

потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы

не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего

облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и

соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на

шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и

обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,

приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,

нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во

чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь

играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны

с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими

мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время

культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи

великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на

цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и

невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра

Мира, Китая.

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало

большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и

административная система, и верховный регулятор экономических и социальных

процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция

китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство

формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию

поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм.

В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское

течение –

даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии.

Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин».

Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли

Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его

личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали

против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека.

Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и

легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди

должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от

достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма

воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать

естественности первых людей.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый

вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно

вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего

предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется

организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,

основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и

вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается

на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил

оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния:

если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся.

Даосизм осуждает войну.

Буддизм.

Будда принадлежал к царскому роду Шакья, правившему в небольшой

области на склонах непальских Гималаев. Будда" означает "Просветленный",

"Пробужденный", это - церковное имя. Учение Будды вращается около двух

пунктов: страдания и спасения. "Подобно тому, монахи, говорится в нем, как

океан имеет только один вкус - вкус соли, так и это учение имеет только

один вкус -вкус спасения". Оно ставит себе таким образом вполне

определенную практическую цель - спасение.

Все учение Будды основываются на так называемых "четырех благородных

истинах". Эти истины следующие: страдание, происхождение страдания,

уничтожение страдания и путь, который ведет к уничтожению страдания.

Другими словами: 1) Все, что существует, подлежит страданию. 2) Причина

страдания - человеческие страсти. 3) Освобождение от страстей освобождает

от страдания. 4) Путь к освобождению - "благородный восьмичленный путь".

Первая истина устанавливает, следовательно, присутствие страдания в мире,

вторая объясняет причину его, третья утверждает, что оно может быть

уничтожено, и четвертая поясняет, как его можно

уничтожить. Эти четыре благородные истины играют главную роль уже в

первой проповеди Будды.

Четвертая истина получила в буддизме тщательную разработку на

протяжении двух с половиной тысячелетий, собственно она и является

религиозной практикой буддизма. Для достижения просветления и освобождения

следует продвигаться путями, включающими Три Практики (тришикша):

практику нравственности (шила), практику сосредоточения (самадхи),

практику мудрости (праджня).

Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их всех

лежит этика воздержания от 10 недобродетелей. Из них 3 относятся к

действиям тела, 4 - к действиям речи, и 3 - к действиям ума.

Три физические греха суть:

1. Лишение жизни живого существа: от убийства насекомого до

убийства человека.

2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, не-

зависимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие со-

вершено самолично или через чье-то посредство.

3. Сексуальный проступок: разврат.

Четыре недобродетели речи:

4. Ложь: обманывать других словами или действиями.

5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в

согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в тупик.

6. Грубость: оскорблять других.

7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний

и прочих скверн.

Три недобродетели ума:

8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо,

принадлежащее другому.

9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой или

малый.

10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существую-

щее, как например закон перерождений, четыре благородные истины и тому

подобные доктринальные положения буддизма.

Пять первых пунктов обязательны для любого верующего мирянина

(иногда 5-ый пункт для мирян заменяется запретом пить опьяняющие

напитки), остальные пять (разумеется, вместе с первыми пятью) - для монаха.

Практика сосредоточения включает медитацию, которая представляет собой

однонаправленное сосредоточение сознания на предмете размышления. Имеется

много видов медитативного сосредоточения, среди которых выделяется особо

практика безмятежности (самадхи). Суть самадхи – это сосредоточенное

удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с

блаженной подвластностью воле.

Не ограничиваясь отрицанием вечной души, буддизм вводит новое понятие,

которое должно определить то, что в других доктринах именуется "душой".

Этим понятием становится "поток" (сантана). По учению буддизма, личность -

лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний сознания, но она остается тем

не менее чем-то единым на протяжении многих перерождений и все ее

элементы, постоянно обновляясь, сохраняют связь между собой. Представление

о сантане служит в буддистской доктрине предпосылкой к своеобразной

трактовке идеи кармы. Смерть есть неизбежное прекращение сантаны,

"приостановка потока", причем прежние связи рвутся и целое окончательно

распадается на элементы. Однако на элементах остаются следы переживаний,

размышлений и поступков закончившейся жизни, они предопределяют изменения в

элементах так, что похожий поток воспроизводится вновь и вновь, не

отпуская индивида из круга повторяющихся в разных мирах существований. В

этом смысле новое рождение - результат событий, происшедших в предыдущей

жизни.

Теория "расчленения личности" легла в основу позднейшей философии

буддизма, центром которой стала так называемая теория дхарм. Речь идет о

комплексе психических первоэлементов, из которых состоит всякое состояние

сознания, неважно относится оно к восприятию тела и внешних предметов

или к восприятию внутренних переживаний и мыслей (которые мы

связываем с представлениями о душе.

Традиции культа личности и предков.

Древние китайские мыслители считали небо владыкой мира, источником

активного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, то

оно даровало власть правителю, который управлял подданными по “небесному

велению”, считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном

Неба.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название “сто

семейств”, рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой

был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять

к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства

китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого

семейства, т.е отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта

традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения к

старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома,

в школе, в обществе, а также на работе. Это помогает начальнику или

директору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение

технологических процессов, получения большей прибыли.

Не счесть знаков обожания, которые оказывались императору. Если он

приказывал, все беспрекословно подчинялись. Присутствующий или

отсутствующий император получал от своих подданных доказательства

божественного почитания. Самые высокие сановники империи падали ниц даже

перед пустым его троном или перед ширмой из желтого шелка, которую украшали

изображения дракона – символа могущества и черепахи – символа долголетия.

Император Китая считался властелином мира.

Культ предков – древняя традиция, с незапамятных времен наложившая

глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть –

почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии; вера живых

людей в продолжение существования умерших родственников, в магическое

влияние мертвых на живых, в сохранении постоянной связи между ними. Иными

словами, культ предков – это вера в самостоятельное существование духа

покойника.

Истоком веры древних китайцев в потустороннюю жизнь было прежде всего

сновидение, которое служило не только подтверждением возможности отделения

души человека от его тела, но и обоснованием потусторонней жизни усопшего.

Культ предков дает о себе знать и в современном Китае: многие

крестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят им

жертвоприношения – пищу, миниатюрные предметы домашнего обихода. Ныне

религиозные суеверия “модернизировались”: в некоторых местах КНР у гроба

стали сжигать бумажные изображения телевизора и стиральной машины.

Неправомерно культ предков сводит лишь к суеверию: он, помимо

суеверного назначения, призван сохранить память живых о мертвых. Культ

предков не только религией для китайского народа, но и единственным

нравственным кодексом. В глазах китайца не существовало безнравственности,

чем неуважение к предкам.

Вера в духов.

Суеверные китайцы почитают разных духов, которые якобы олицетворяют

силы природы: духов неба, земли, гор, морей, духов животных, деревьев. Духи

специализировались в самых различных областях: дух, защищающий поля от

вредителей; дух, охраняющий колодец; дух, радости и блаженства; дух рынка;

дух – покровитель шелковичного червя и т.п.

Не исчезли старые обряды и при захоронении. Умер человек. Его быстро

хоронить нельзя: время захоронения определял прорицатель. С покойником

хоронили ценные вещи. Из дорогого дерева изготавливали гроб, в него клали

деньги для “дорожных расходов” усопшему. И по ныне эти веры сохранились.

Культ дракона.

Это мифическое животное пользовалось у китайцев огромной

популярностью. оно считается тотемом далеких предков китайского народа,

древним символом китайской нации и началом ее культурного развития.

По китайской мифологии дракон – повелитель водной стихии – дарил людям

воду, щедро орошал поля тех, кто верно служил ему, защищал крестьян от

неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимает третье

место после Неба и Земли.

Дракон изображался в самых причудливых видах. Его глаза похожи на

кроличьи, а уши – на коровьи; у него растут длинные усы, туловище покрыто

чешуей, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти и другие. Но во всех

случаях облик этого мифического животного выглядел величественным, суровым

и воинственным.

[pic]

Танец золотых драконов

Медицина.

Самым интересным и привлекательным в китайской культуре для меня

была медицина. Мы очень мало знаем о ней. Хотя даже то, что знаем поражает.

Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних времен

проблема здоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытия

потеряны или забыты, даже оставшиеся известные современникам во многом

опережают европейскую медицину.

Вот, например, результатом одного из последних достижений их медицины стала

клиника, в которой проходят лечение безнадежные больные, впавшие в кому или

летаргический сон. В результате лечения из клиники самостоятельно вышло уже

несколько десятков бывших больных. Срок лечения от 2-х до 3-х месяцев, и

еще ни одного случая неудачи. Самый тяжелый больной - мужчина 40 лет,

пролежавший без сознания более 3-х лет, на его пробуждение понадобилось 2,5

месяца.

Притом лечение проводится не современными средствами

(медикаментозными, аппаратными), а массажами, акупунктурой, травами и

другими средствами известными лишь китайским лекарям. По их утверждению

болезни, которые они лечат не физические, а духовные и они по-своему

достигают пробуждения сознания больного. А реабилитация физическая с их

помощью проходит также в сжатые сроки.

Медицина в Китае одна из древнейших наук, которая насчитывает уже 4

тыс. лет. В классическом труде “Хуан-ди нэйцзин”, написанном 2400 лет тому

назад, дано изложение некоторых понятий анатомии, физиологии, патологии и

диагностики, а также описаны методы лечения различных заболеваний. Эта

книга заложила основы традиционной китайской медицины.

Около двух тысячелетий насчитывает метод лечения болезней

иглоукалыванием. В 1026 г. в Китае была изготовлена бронзовая фигура

человека с отмеченными на ней точками иглоукалывания. Она стала учебным

пособием для всех поколений врачей - иглотерапевтов. Методом иглоукалывания

в Китае исцеляют около 300 заболеваний.

Массаж - это один из древнейших методов безлекарственного лечения.

Китайский точечный массаж существует уже около 5 000 лет. В эпоху "Весны",

"Осени" и "Борьбы царств " (770 - 222г. до н. э.) появились первые книги,

описывающие методы пальцевого массажа. В Древнем

Китае существовали специальные врачебно - гимнастические шкалы, в которых

широко

применяется массаж. Во время династии Сун была создана книга "Бэй-ций-

узюфан" - о применении точечного массажа при оказании скорой медицинской

помощи.

На теле человека около 7 000 биологически активных точек, связанных

с определенными внутренними органами. Точечный массаж полезен при

разнообразных гипертонических заболеваниях. Массаж зон улучшает

кровообращение, стабилизирует защитные силы, и поэтому начинать день

рекомендуется с него. При сердечно - сосудистых нарушениях неврогенного

характера лекарственная терапия не всегда необходима. На первый план

выступает нормализация жизни, режим труда, отдыха и питания,

разъяснительные беседы, психотерапия. Сократ говорил: "Как нельзя

приступить к лечению глаз, не думая о голове, или лечить голову, не думая о

всем организме, также нельзя лечить тело, не леча душу".

Астрономия и география.

Значительного развития достигли в древнем и средневековом Китае

астрономия и география. В древних китайских астрономических книгах

упоминается о планетах, кометах, о периодичности затмений. Уже 2700 лет

тому назад в Китае продолжительность года была определена в 3651/4 суток.

Самый древний в мире каталог звезд был составлен китайскими астрономами

Гань Дэ и Ши Шэном (350 г. до н. э.). В нем описаны положения сотен звезд и

созвездий. Этими материалами пользуются и сейчас.

Одежда.

Наиболее популярны европейские костюмы. Яркие цвета, красивые и

разнообразные фасоны. Женщины носят шелковые кофты, украшенные яркими

вышивками.

В деревнях сохранилась национальная одежда. Одежда крестьян

представляет собой короткую куртку, похожую на женскую кофту с длинными

рукавами, и широкие шаровары, обмотанные у щиколоток тесёмкой. Это одеяние

шьется из синей хлопчатобумажной материи, а в холодное время года

подбивается ватой. Летом крестьяне носят более просторные кофты и короткие

шаровары из такой же материи, но белого цвета. Головным убором крестьянина

обычно служит платок. В жаркую или дождливую погоду он надевает соломенную

шляпу с широкими полями, которая заменяет зонтик. Обувью крестьянину служат

туфли, сшитые из бумажной материи, с толстыми кожаными или войлочными

подошвами.

Костюмы деревенских женщин, в общем, схож с мужским. Китаянки носят

шаровары, завязанные у щиколоток, только верхняя женская одежда более

просторна и нарядна. Женская блуза (курма) имеет широкие рукава и

надевается сверху на юбку. Одним из самых распространенных и традиционных

видов китайской женской одежды является халат со стоячим воротником

(ципао). Простой по покрою и удобный в носке такой халат четко

обрисовывает линии тела. Рукава ципао, составляющие одно целое со всем

халатом, либо длинные, либо короткие. Застегивается ципао обычно на правую

сторону. Чтобы халат не стеснял движений при ходьбе, внизу по бокам его

делаются разрезы. Преимущество халата ципао перед другими видами женской

одежды заключается в легкости шитья и в использовании для него обыкновенных

тканей.

Национальная кухня.

Китайская кухня отличается большим разнообразием, что достигается с

помощью огромного количества приправ и специй: они придают изделиям поваров

внешнее изящество, увеличивают их питательность, устраняют специфический

запах некоторых блюд (баранины, рыбы и др.). Насчитывают до 400 видов

различных приправ и специй, из них не менее 100 употребляются постоянно.

Традиционно китайскую пищу едят с помощью пары палочек, изготовленных

из бамбука, металла, пластмассы или из слоновой кости.

Основу китайской национальной кухни составляют блюда из самых

разнообразных продуктов: крупы, муки, овощей, мяса, рыбы, морских

беспозвоночных животных, водорослей, домашней птицы, молодых побегов

бамбука и др.

Рис – самое распространенное и самое любимое блюдо в Китае. В

китайских семьях рис, как правило, подается в конце обеда. Приготовление

риса имеет свои особенности, очищенный рис варят не в воде, как это делают

европейцы, а на пару: наполненное рисом бамбуковое решето ставят на горшок

с водой и кипятят на огне. Пар от воды размягчает зерна риса, но не

разваривает их в кашу.

Специфичность пищи китайцев заключается в ее безмолочности. Молочные

продукты употребляют лишь народы монгольской , тибетской и тюркской

национальностей. Вторая особенность китайкой пищи – это вкусовой контраст:

блюда готовятся пресными, но подаются вместе с острыми, разнообразными

соусами. В основе рациона – крупяные и овощные блюда ( на – юге рис, на

севере – пшеница, гаолян, чумиза). Популярными кушаньями являются пельмени,

лапша мучная и гороховая. Пресноводная и морская рыба составляет

повседневное меню. Мясо (свинина. Говядина), битая птица (куры, утки)

входят главным образом в праздничную пищу.

Широкой популярностью у китайцев пользуются блюда и изделия из муки.

Среди них: лапша, вермишель, различного рода лепешки, паровые хлебцы,

пельмени, ушки, сладкое печенье.

Большую роль играют в китайской кухне овощи. Наиболее широко

используются капуста (салатная китайская, белокочанная, сычуаньская),

батат, картофель, редька разных видов, зеленый лук-батун, чеснок, томаты,

перец, шпинат, зеленые стручки фасоли и др. популярны толстые молодые

ростки бамбука в вареном виде, гарнирах и консервах. Овощи в большом

количестве маринуют, солят в соевом соусе, квасят, сушат. Они являются

основной закуской к кашам, особенно засоленные в соевом соусе редька и

салатная капуста.

Особый деликатес в китайской кухне – пекинская утка. Вначале ее

потрошат, обваривают, ощипывают и обсушивают, затем поджаривают подвешенной

в специальных печах. Горячую утку режут на куски вместе с поджаренной

корочкой. Едят утку так: кусочки мяса кладут на тонкие блинчики, их

поливают густым сладким соусом, заправляют нарезанным луком и сворачивают в

трубочку.

В китайской кухне широко употребляются куриные и утиные яйца. Для

приготовления некоторых холодных и горячих закусок используются утиные

яйца. Консервированные особым способом. Их обмазывают смесью золы с

известью, содой и солью и выдерживают в течение 20-100 дней в чанах или

земле. В результате такой выдержки белок приобретает коричневый цвет, а

желток – зеленый. Яйца становятся своеобразными на вкус.

На юге Китая один из деликатесов называется “бой дракона с тигром”.

Такое блюдо состоит из мяса змеи, которая олицетворяет дракона, и мяса

кошки, которая олицетворяет тигра.

Широко используются разнообразные морские продукты. Деликатесом

считаются плавники акул и трепанги. Сладкие блюда состоят в основном из

плодов и фруктов. Из напитков на первом месте чай, который издавна

считается не заменимым напитком в Китае.

Иероглифы.

Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 тыс. такая

огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков

существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали

новые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Реально во

всех видах текстов используется не более 10 тыс. иероглифов. Ныне для

чтения современной китайской литературы достаточно знать 3 тыс.

иероглифов.

Официальный минимум иероглифов, необходимый для ликвидации

неграмотности, составляет: для крестьян 1,5 тыс., а для рабочих и служащих

– 2 тыс. неграмотным считается тот, кто знает менее 500 иероглифов.

Театральное искусство.

Важное место в духовной жизни китайского народа занимает театральное

искусство. Китайский музыкальный театр (опера) объединяет в себе элементы

музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнения военного искусства с

мастерски написанным текстом и техникой воплощения.

В традиционной китайской опере широко используются условности, активно

применяется символика. Так, например, специальными движениями изображается

выход или вход в дома, подъем или спуск по лестнице и т.д.

Из всех форм китайского традиционного театра самой представительной

является пекинская опера. Ее музыка – по преимуществу оркестровая, в

которой ударные инструменты создают большое эмоциональное воздействие.

Главными ударными инструментами являются гонги и барабаны. Используются

также трещотки, сделанные из твердой древесины или бамбука, струнный

инструмент (пекинская скрипка).

Новой формой театрального искусства для Китая стала разговорная

драма, появление которой относится к 1906 г. ныне этот вид искусства

получил широкое распространение. У китайского зрителя традиционно большой

популярностью пользуется кукольный театр, который насчитывает более чем

2000-летнюю историю.

Самыми распространенными инструментами являются цинь – струнный

инструмент, хуцинь – двухструнная скрипка с резонатором в форме барабана,

пипа – четырехструнная лютня; духовые инструменты – флейта сяо, флейта ди,

духовой язычковый инструмент.

Китайский танец известен с давних времен. Современная западная

хореография появилась в Китае в 20-30-х годах. Ныне восстановлено множество

традиционных народных танцев и создан новый жанр – китайская танцевальная

драма и балет.

Акробатика – один из древнейших в мире видов зрелищного искусства,

история которого насчитывает около двух тысячелетий и которая обрела статус

сценического искусства.

Миллионы людей в Китае, от пенсионеров до дошкольников, начинают свой

трудовой день с занятий “ушу”, что в переводе с китайского означает

“искусство ведения боя”.

“Ушу” – это традиционная национальная гимнастика, и вид спорта, и

средство самообороны, и просто красивое зрелище. Упражнения “ушу” в Китае

демонстрируют в цирке и на эстраде, чемпионов по “ушу” знает вся страна.

Современная китайская медицина считает, что “ушу” повышает тонус организма,

способствует бодрости и хорошему настроению.

Архитектура и строительство.

Не менее интересна для меня китайская архитектура и строительство. А

именно Великая Китайская стена. Она поражает своей монументальностью.

Данные о ее длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точками

составляет 2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами,

должно быть, равна от 6000 до 6500 километров!!! Ее ширина 5,5 метра, что

позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти

кавалеристам.

Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита

(около 6 тыс. лет назад).

В IV-V вв. сложились основные формы китайской живописи (гохуа). Это

традиционная китайская живопись на шелковых или бумажных свитках тушью и

красками, разведенными в воде. Манере китайских художников присуща высокая

техника письма кистью, тонкость цветовых оттенков, пластичность и

выразительность линий, особое изображение пространства в картине.

Традиционным в искусстве Китая были и остаются пейзажи: горы и реки,

цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали имеют собственное

толкование. Так, часто изображаемая на полотне сосна символизирует

стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, орхидея – простоту

и благородство и т.д.

Наряду с традиционной китайской живописью большое развитие получила

живопись маслом, резьба по дереву, скульптура, книжки-картинки, карикатура.

Особой популярностью пользуется лубочная картина. На основе старых

технологических и художественных традиций продолжает развиваться также

лаковая живопись.

Декоративно -прикладное искусство.

Традиции древнего декоративно прикладного искусства, которое начало

развиваться еще 5-6 тыс. лет назад, продолжает продолжают современные

китайские мастера. Их насчитывается более 600 видов.

Прикладное китайское искусство и ремесла делятся на семь основных

категорий: резьба, работы по металлу, ткачество и вышивание, плетение

корзин и циновок, производство фарфора и керамики, картины из цветов и

растений, а также лакирование.

Искусство резьба включает в себя резьбу по нефриту и другим камням,

кости, дереву,

бамбуку, рогу, кокосовому ореху, черепице, литью и т.д.

Особенно широко известна китайская резьба по нефриту, традиционно

являющемуся одним из самых высоко ценимых камней в Китае. Изделия

пользуются в мире огромным спросом. Резьба по слоновой кости издавна

считается одним из наиболее популярных видов художественного ремесла.

Китай – страна с богатейшими традициями ткачества и вышивания.

Специалисты в этом виде ремесла производят парчу и кэсы, плетут кружева,.

Делают аппликации, ручную вышивку на одежде. Высокого уровня достигло

искусство обесцвечивания ткани, хорошо развито красильное дело.

Керамические изделия – продукт выдающихся достижений многих поколений

китайских гончаров. Особым изяществом и красотой отличается так называемая

бурая керамика с характерным для нее самобытным национальным стилем.

Во всем мире широко известен китайский бело-голубой и розовый фарфор,

а также тончайший фарфор, называемый “яичная скорлупа”.

Очень популярен в Китае такой вид ремесла, как изготовление плетеных

изделий (корзин, блюд для фруктов, ширм, шляп, вееров и т.д.). в качестве

материала используют бамбук, раттан ( индийский тростник), альпийская ива,

стебли злаковых растений. Традиционными китайскими работами по лаку

являются резные лаки, полированные лаки, инкрустированные перламутром.

Праздники.

Из традиционных народных праздников, отмечаемых в Китае, самым

популярным является Праздник Весны (или китайский Новый год).

Праздник весны имеет непосредственную связь с начало полевых работ.

Накануне Нового года на улицах, в жилых и общественных зданиях

вывешиваются многочисленные “эмблемы счастья”. На дверях, стенах и окнах

жилых домов вывешиваются различные рисунки, имеющие свою символы: ваза –

безмятежность, рыба – пожелание материального благополучия и достатка и

т.д. красный цвет во время праздника виден везде, так как это цвет солнца,

юга и символ радости. Официальным окончанием встречи Нового года считается

Праздник фонарей, который приходится на 15 января по лунному календарю.

Праздник фонарей отмечается в честь солнца и продолжается пять дней. Этот

праздник сопровождается книжными выставками, ярмарками, концертами,

танцами, хороводами.

Праздник лета отмечается в конце мая или в начале июня. Его называют

Праздником дракона, потому что дракон имеет непосредственное отношение к

воде, а вода – основа урожая.

Праздник поминания (Цинмин – праздник чистого блеска) приходится на конец

марта и начало апреля, когда наступают ясные и светлые весенние дни. Этот

праздник одновременно является и Праздником могил – байшань (буквально

“поклонение горам”), что объясняется тем, что в Китае покойников

предпочитали раньше хоронить в горах и холмистых местах. В эти дни все

направляются к могилам родственников и приводят их в порядок.

В КНР вошло в обычай в день Праздника могил устраивать мероприятия в

память о жертвах революции и павших героях.

Праздник лета отмечается в конце мая или в начале июня. Его называют

Праздником дракона, потому что дракон имеет непосредственное отношение к

воде, а вода – основа урожая.

Праздник середины осени (или Праздник урожая) по европейскому календарю

приходится на конец сентября и непосредственно совпадает с окончанием

уборочных работ.

Каждое лето в Китае проводятся Праздник цветов. Он проходит около

месяца, а затем выбирается победитель. Замечательно попасть в парк, где

тебя повсюду окружают одни цветы. Они посажены не в землю, а горшки. Каждое

утро эти горшки меняют, при этом сохраняют порядок расположения рисунка,

составленного из цветов, и делают это до прихода посетителей.

Каждый год, зимой, там традиционно проводится конкурс на лучшую фигуру из

снега. Все фигуры сделаны так искусно, аккуратно. Это нужно быть настоящим

мастером для того, чтобы сделать такую фигуру и при том не изо льда, а из

снега.

Также в Китае каждую зиму проводится конкурс на лучшую фигуру изо

льды. Строятся целые ледяные городки. Между льдин помещены разноцветные

фонарики, благодаря которым, городок светится различными цветами. Это

создает ощущение, что этот городок настоящий и в нем живут люди. Этот

конкурс идет на протяжении всей зимы. Конкурсанты съезжаются, а он проходит

в Харбине, со всего Китая. Победитель получает довольно большой денежный

приз.

Таковы наиболее популярные в китайском народе традиционные праздники. Они

– плод пытливой мысли, богатой фантазии и выдумки китайского народа,

соединения реального бытия и незаурядного воображения. И как бы ни

повышался его культурный уровень, как бы разум ни вытеснял суеверия,

традиционные праздники останутся надолго в сознании китайцев как прекрасное

творение предков, как волшебная сказка, наполненная очарованием, как

торжество добра и справедливости над злом и обманом, как радость жизни и

труда.

Список литературы:

1. В.Я. Сидихменов “Китай: общество и традиции” – 1990 г. (с. 17-34, 38-51)

2. Л.С. Васильев “История религии востока” – 1989 г. (с. 40-51)

3. “Большая советская энциклопедия”, т. 4, статья “Буддизм” – 1971 г.

4. Г.В. Гриненко “Хрестоматия по истории мировой культуры” – 1998 г. (с.

110-115)






Информация 







© Центральная Научная Библиотека