Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основные темы, персонажи и образы мифологии

Основные темы, персонажи и образы мифологии

План:

I. Древняя мифология в жизни современного человека.

II. Миф. Его определение, происхождение.

III. Основные темы.

IV. Образы и персонажи мифов.

V. Праздники, посвященные мифическим героям.

VI. Герои греческой и римской мифологии в сравнении.

Древняя мифология в жизни современного человека.

Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные

люди, своим происхождением обязана Греко-Римским корням. Мы, порой, даже не

подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу

жизнь.

Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы

стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и

римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену

прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих

мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал,

привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И.

Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), «Персей и Андромеда» Рубенса,

«Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембранда. Античность

была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих художник

приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период

ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова

обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой

жизни. Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная

мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический

смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р.

Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других

гениев.

Сегодня стало очень модно увлекаться астрологией. Ни одно уважающее

себя печатное издание не выходит в свет без гороскопа на день, неделю,

месяц, год. Да и многие из нас (не будем скрывать) перед каким-либо важным

жизненным событием непременно интересуемся: «А что же предсказывают

звезды?». Но, я думаю, не все задумывались о том, откуда берет свою

терминологию эта наука, В Астрологии названия большинства планет

заимствованы из Римской мифологии (чаще всего). Им также присвоены

характеры и образы мифологических божеств. Известный нам бог Гермес (у

римлян Меркурий) по древней мифологии является посланником богов. С

быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний конец света в

своих крылатых сандалиях. Он дает в торговле доход и посылает людям

богатство. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей.

Он же бог и красноречия, а вместе с тем изворотливости и обмана. Никто не

может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве.

Астрологический Меркурий выражает готовность и стремление к контактам и

пониманию, ему присущи посреднические способности, ясная речь, логический

ум, предпринимательский способности. Обладает быстротой реакции и умением

формулировать мысли. Слабый Меркурий характеризуется склонностью к

поспешным суждения, обману, критиканству или в лучшем случае к

обоснованной, но острой критике. Из вышесказанного видно, что

характеристики планеты Меркурий в астрологии явно совпадают с чертами

Меркурия-бога.

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения,

как «Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в

лету», «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны»,

«Геростратова слава» и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней

мифологии. Вот примеры некоторых из них:

«Ахиллесова пята» - пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как

ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа

младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда

«ахиллесова пята» - уязвимое, слабое место[1];

«Кануло в Лету» - в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего

земного воды реки Леты. Это выражение означает - забыть навсегда;

«Все в Тартарары» - мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Все что ни сделано, все напрасно;

«Геростратова слава» - слава о Герострате, который желая прославиться,

сжег храм Артемиды в Эфесе означает память о злодеянии;

«Танталовы муки» - Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он

считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида.

Там он несет ужасное наказание. Мучимы жаждой и голодом, стоит он в

прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит

наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал,

как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой

Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы;

почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный

голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв

бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын

Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой[2].

Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания

близости желанной цели и невозможности ее достичь.

«Дойти до Геркулесовых столбов» - столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы

столпы (столбы) - древнее название двух скал на противоположных берегах

Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил

ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле «дойти до

Геркулесовых столбов» означает «дойти до предела»;

«Нить Ариадны» - Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна

дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру

и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение «нить Ариадны»,

«путеводная нить»;

«Сизифов труд» - за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание

в загробной жизни. «Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный

камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от

тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие - и окончен будет труд Сизифа

, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая

облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень

Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.[3]» Это выражение

стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

Не отдавая себе отчета мы порой говорим о титанических усилиях и

гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли,

боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога

Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском

спокойствии (которым обладали древние боги - обитатели священной горы

Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов,

описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и

уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной

женщины - амазонке.

Поскольку так часто в своей жизни мы встречаемся в мифологией,

интересно было бы узнать - что же вообще такое мифы? Этому и будет посвящен

данный реферат.

Миф. Его определение, происхождение.

Слово миф происходит от греческого Mythos - сказание, предание.

Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о

явлениях природы, о богах и легендарных героях. Еще одно значение слова миф

- вымысел. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и

познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в

различных областях греческой земли, сложились отдельные циклы о судьбах

героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни,

исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени

объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея»

Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиола и множество других, не дошедших

до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до н.э.

- Эсхил, Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних

сказаний о богах и героях.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся

познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами,

вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира

пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход

аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те

же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает

человек. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном

происхождении мифов: «Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать

в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного

опыта. Его ни в чем нельзя убедить.

На островах Никобар бывает болезнь от ветров, против чего туземцы

совершают обряд «танангла». Каждый год бывает эта болезнь, и каждый раз

совершается этот обряд. Несмотря на всю его видимую бесполезность, ничто не

может убедить этих туземцев не совершать его. Если бы тут действовало хотя

бы минимальное «научное» сознание и «научный» опыт, они скоро бы поняли

бесполезность этого обряда. Но ясно, что их мифология не имеет никакого

«научного» значения и ни в какой мере не есть для них «наука». Поэтому она

«научно» неопровержима...

Итак, миф — ненаучен и не базируется ни на каком «научном» «опыте».

Говорят, что постоянство явлений природы должно было с самых ранних пор

заставить толковать и объяснять эти явления и что мифы, поэтому, и есть эти

попытки объяснения природной закономерности. Но это — чисто априорное

представление, которое с одинаковым успехом может быть заменено

противоположным.

В самом деле, почему, собственно говоря, постоянство тут играет роль и

именно такую роль? Раз явления протекают постоянно и неизменно (как смена

дня и ночи или времен года), то чему же тут удивляться и что именно тут

заставит придумать научно-объяснительный миф? Мифическое сознание скорее,

пожалуй, задумается над какими-нибудь редкими, небывалыми, эффектными и

единичными явлениями, и скорее дает не их причинное объяснение, но какое-

нибудь выразительное и картинное изображение. Постоянство законов природы,

таким образом, и наблюдение над ними ровно ничего не говорит ни о сущности,

ни о происхождении мифа.[4]»

В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем

древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность

неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился

в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их

верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий

первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав

своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и

непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое

главное, бессмертием.

Основные темы.

Основным источником вдохновлявшим древних людей на создание мифов, как

уже говорилось выше, была окружающая их среда. То, что с научной точки

зрения они не могли объяснить, овевали мифом. Откуда и куда идет солнце по

небосклону, отчего бывает гром и молнии, почему на земле так много

разновидностей разных тварей и почему одни из них приятны человеку, а

другие наводят страх...

Можно выделить следующие темы:

Окружающий мир, его происхождение;

Природные явления;

Животные;

Жизнь людей, причины их счастливого и жалкого существования;

Загробное царство и конец Света;

Вот как описывает начало всех начал древнегреческий поэт Гесиод:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нем заключался

источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и

бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко

раскинулась она, могучая и дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое

небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная

вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь -

Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А

от Ночи и мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День -

Гемера. Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и

день. Могучая благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо -

Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран - Небо -

воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и

шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын,

титан океан, обтекающий всю землю и богиня Фетида породили на свет все

реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же

Гипперион и Тейя дали миру детей: солнце - Гелиоса, луну - Селену и румяную

Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые

горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей,

восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий

обильные дождем тучи.[5]»

У древних греков существовал миф о Великом потопе, который стал позже

первоисточником для библейского сюжета. «Все нечестивей становились люди, и

задумал Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой

сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам,

лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень

хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Скрылись

под водой города со своими стенами, домами, храмами. Постепенно вода

покрыла все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась

под бушующими волнами. Одиноко поднималась средь волн вершина двуглавого

Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели

богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых

водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людей медного века. Лишь

двое спаслись - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету

Прометея Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных

припасов и вошел в него со своей женой. Девять дней и ночей носился ящик

Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец волны пригнали его к

двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом прекратился. Девкалион

и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода

схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобно

пустыне.[6]» Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни,

которые ударяясь о землю превращались в мужчин и женщин. Так создался новый

род людей, происшедших из камня.

Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние

греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах

пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: «Тьма окутала все

кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю

неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея.

Много их, они усеяли все ночное темное небо.[7]» Затем на смену выезжает на

своей колеснице луна: «Вот как бы легкое зарево показалось на востоке.

Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна -

Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна,

величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны

на головном уборе...Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий

грот горы Латма в Карии. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный

Эндимион[8]. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет

ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так

печальна Селена и печален свет, который льет она на землю[9].» Восход бога

Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа:

«Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари

Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается

восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро

выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых

крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом.

Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы

сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся

ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса.

Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице

которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней... В

лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет

живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой

дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его

золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где

находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти

в прежнем блеске на следующий день.[10]»

Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее

как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их

основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что

времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная

Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и

влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней

втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном,

она разгневалась на Зевса и: «...покинула богов, покинула Олимп, приняла

вид простой смертной и, облекшись в темные одежды долго блуждала между

смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на

деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы

опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые

виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод

царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но

ничего не видела и не слышала Деметра , погруженная в печаль.[11]»

Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не

хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и

вновь все зацвело и зазеленело на земле. «нежной весенней листвой покрылись

леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились

хлебородные нивы...Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и

дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз

Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся

природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний

ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы

проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери

из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее

дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и

награждает труд земледельца богатым урожаем.[12]»

При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение

звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур

людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии

божеств. Как правило боги увековечивали память о народных героях и даже

простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. Например

своей благородной смертью, как это было в случае с Икарием: «...Наградил

бог Дионис Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис

подарил ему виноградную лозу, и Икарий первый развел в Аттике виноград. Но

печальна была судьба Икария. Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная,

что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их. Пастухи убили Икария, а

тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с

помощью своей собаки Майры нашла она могилу Икария. В отчаянии повесилась

несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца.

Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С тех пор горят они

на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.[13]»

Интересное решение придумали греки и такому труднообъяснимому явлению,

как эхо. Нимфа Эхо была наказана богиней Герой за то, что та отвлекла

разговором богиню в тот момент, когда Зевс гостил у нимф. Молчать должна

была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их

последние слова.

Превращение людей в растения и животные - частый мотив в мифологии

античности. В прекрасные цветы превращались люди, любимцы богов, после

своей смерти. В наказание же за причиненные злодеяния превращали боги людей

в мерзких существ.

Гиацинт был сыном царя Спарты и был он равен богам-олимпийцам своей

красотой. Бог -стреловержец Аполлон был другом Гиацинта. Часто

соревновались они, мерились своей силой. Однажды во время такого состязания

диск, брошенный Аполлоном, отскочил от земли и со страшной силой попал в

голову Гиацинту. «Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные

кудри прекрасного юноши...Держит Аполлон в своих объятьях умирающего друга,

и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела

душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: -

Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о

тебе вечно живет и среди людей. И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта

вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон

скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его

празднествами в дни гиацинтий.[14]»

У юного сына царя Кеопса Кипариса - любимого друга стреловержца

Аполлона, был любимец олень. Прекрасен был этот олень. Кипарис водит оленя

на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал могучие

рога его венками из душистых цветов; часто играя с оленем, вскакивал юный

Кипарис ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

Однажды на охоте не узнал Кипарис своего любимца и бросил в него острое

копье, поразив насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидел, кого он убил. «В

горе хочет умереть он вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе

Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы он дал ему

грустить вечно. Внял Аполлон его мольбе и превратил юношу в дерево. Кудри

его стали зеленой хвоей, тело одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял

он перед Аполлоном. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: - Всегда буду я

скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь

же всегда со скорбящими![15]» С тех пор у дверей дома, где есть умерший,

греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на

которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.

Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, никого не любил

кроме себя, лишь себя считал достойным любви. «Много нимф сделал он

несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: - Полюби же и

ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимность человек, которого ты

полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита

на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во

время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды.

Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и

отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара

Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде и сильная любовь

овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде,

он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу

вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную

воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь любуется

сами м собой. Он не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса,

склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти

покрыл его очи. Умер Нарцисс, а на том месте, где склонилась на траву его

голова, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зову

его.[16]»

Бог Дионис - покровитель растительности, вина и виноделия, часто карал

людей не только за то, что они не признавали его богом, но и за то, что

хотели они ему причинить как простому смертному. Так дочери Миния - царя

Орхомена, были превращены в летучих мышей. «Явился в Орхомен жрец Диониса-

Вакха и звал всех девушек и женщин в леса горы на веселое празднество в

честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не

хотели признавать Диониса богом. Они сидели дома и спокойно пряли, ткали и

ничего не хотели слышать о празднике. Наступил вечер, солнце село, а дочери

царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить

ее. Вдруг чудо встало перед их глазами. Раздались во дворце звуки тимпанов

и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы и тяжелые грозди повисли

на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. С удивлением

глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, уже окутанному

вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рычание

диких зверей. Всех покоях дворца появились львы, пантеры рыси и медведи. С

грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе

дочери царя стали прятаться в самых дальних, в самых темных помещениях

дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканья зверей. Но все

напрасно, нигде не могут они укрыться. Тела царевен стали сжиматься,

покрылись серой мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой

перепонкой - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от

дневного света в темных, сырых развалинах и пещерах.[17]»

То же произошло и с Тирренскими морскими разбойниками. Они пленились

красотой юноши и насильно забрали его на свой корабль, надеясь получить за

него куш. Разгневался Дионис что в виде смертного юноши так хотели

поступить с ним. «Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось

благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники

оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с

тяжелыми гроздьями, темно-зеленый плющ обвил мачту. Юноша превратился в

льва и с грозным рыканьем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На

палубе корабля появилась косматая медведица, страшно оскалила она свою

пасть...Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в

морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов.[18]»

Там, где находится Дионис, характерно появление различных зверей и

вьющихся виноградников. Ведь бог Дионис покровитель виноделия, его свита

состоит из странных существ: сатиров[19], кентавров[20], менад[21]. Они

ходят по лесам вечно полупьяные и взбалмошные, водят хороводы, жгут костры.

А история , происшедшая с Мидасом призвана раскрыть тайну златоносной

реки Пактол, что находится в Малой Азии. Дионис хотел отблагодарить Мидаса

за гостеприимный прием и готов был выполнить любое его желание. Жадность

обуяла Мидаса и попросил он Диониса: «- О великий бог Дионис, сделай так,

чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое золото! Дионис

исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего

дара. Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую

ветвь с дуба - в золотую превращается она в его руках. Срывает он в поле

колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко

- яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид... Вот пришел

он в свой дворец. Слуги приготовили счастливому Мидасу богатый пир. Но тут

понял он, какой ужасный дар попросил у Диониса. От одного прикосновения

Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб,

и все яства, и вино. Простер он руки к небу и воскликнул: - Смилуйся,

смилуйся, о Дионис! Прости! Возьми назад этот дар![22]» Послал Дионис

Мидаса к истокам Пактола и велел ему смыть в его водах свой дар и свою

вину. Золотом заструились воды Пактола. С тех пор златоносным стал Пактол.

В древнегреческой мифологии загробная жизнь не подразделяется как в

более поздних религиях на рай и ад. Вся жизнь после жизни в мрачном царстве

Аида тиха и печальна. «Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Катят

там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные

берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды

реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами

асфодела[23], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою

безрадостную жизнь без свети и без желаний. Нет никому возврата из этого

царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным

шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ

умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда,

где светит ярко солнце жизни. Бог смерти Танат с мечом в руках, в черном

плаще, с громадными черными крыльями прилетает к ложу умирающего. Холодом

веет от его крыльев, когда срезает он своим мечом прядь волос с головы

человека и исторгает его душу.[24]» Только однажды смертному удалось

обмануть бога Таната и вернуться из мрачного царства Аида. Никто в Греции

не мог сравняться с Сизифом в коварстве, хитрости и изворотливости ума.

Когда пришел за ни бог смерти, Сизиф коварно обманул Таната и заковал его в

оковы. Перестали на земле умирать люди, нигде не совершали большие пышные

похороны, не приносили жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле

порядок, установленный Зевсом. Послал громовержец к Сизифу могучего бога

войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и

отвел его в царство теней умерших. «Но опять обманул богов Сизиф. Он сказал

своей жене, чтобы не погребала она его тела и не приносила жертвы подземным

богам. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец

приблизился к трону Аида Сизиф и сказал: - О властитель душ умерших,

отпусти меня на светлую землю! Я велю жене моей принести тебе богатые

жертвы и вернусь обратно в царство теней. Поверил Аид Сизифу и отпустил его

на землю. Но Сизиф не вернулся, он остался в пышном дворце своем и весело

пировал, радуясь, что он один из всех смертных сумел вернуться из мрачного

царства теней. Разгневался Аид и снова послал Таната. Исторг душу Сизифа

ненавистный богам и людям бог смерти, навсегда отлетела душа Сизифа в

царство теней. Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни.[25]»

Там же, в царстве Аида, живет и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он

дарит людям отдых и сон. «Неслышно носится Гипнос на своих крыльях над

землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно

касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и

погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться

ему ни смертные, ни боги, ни сам громовержец Зевс: даже ему Гипнос смыкает

грозные очи глубоким сном.[26]» Различные сны снятся людям - и добрые, и

плохие. За каждое из них отвечают и разные боги. Есть среди них боги,

дающие радостные и вещие сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих

сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят

человека в заблуждение и часто веду к его гибели.

Образы и персонажи мифов.

Структуру древнегреческой мифологии составляют циклы о

* Богах;

* Титанах;

* Героях;

* Древнегреческого эпоса, описывающего подвиги героев;

Греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по

образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими

качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное,

бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры,

великодушны и милостивы, но в тоже время зачастую жестоки, мстительны и

коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были

бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше

богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто

из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали

их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в «Илиаде» Гомера сам не

вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает

судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием

смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна

помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки

желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у

римского поэта Вергилия. Описывая в «Энеиде» решающий поединок троянского

героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога

римлян Юпитера, «уровняв стрелку весов», бросить оба жребия сражающихся на

чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча

поражает своего противника.

Герои для греков первоначально были духами умерших, влиявшими на жизнь

живых; поэтому культ героев был связан с их могилами, и им приносили жертвы

вечером или ночью, совершая возлияния в могильную яму и закалывая животных

черного цвета. Герои считались защитниками людей, основателями городов и

государств, отвратителями бедствий, помощниками в битвах, спасителями от

невзгод. Гесиод впервые называет героев полубогами. Герои считались

посредниками между людьми и богами, от них выводили свой род многие знатные

семьи Греции и Рима. Зевс создавал в разные века разных людей: Золотой век

- люди жили беззаботной жизнью, были сильны и крепки их ноги и руки.

Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая

после долгой жизни, похожа была на спокойный тихий сон; серебряный век -

второй людской род был не таким счастливым. Не были равны ни силой, ни

разумом люди серебряного века людям золотого. Коротка была их жизнь, много

несчастья и горя видели они в жизни. Зевс поселил их в подземном сумрачном

царстве. Там и живут они, не зная ни радостей, ни печалей; век медный -

люди третьего рода, из древка копья создал их Зевс - страшных и могучих.

Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали

они ни земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс

дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимы, мужественны были их

сердца и неодолимы руки. Быстро сошли они в мрачное царство Аида. Как ни

были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный

свет солнца; четвертый век создал Зевс и новый людской род, более

благородный, более справедливый, равный богам род полубогов - героев. И они

все погибли в ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных

Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей,

куда явились за златокудрой Еленой. Когда всех их похитила смерть, Зевс

поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Герои живут на островах

блаженных; у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там

плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие как мед.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными

существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с

ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние

греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку,

проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это

помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные

намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой

«Одиссеи», преследуемый яростью могущественного бога морей Посейдона,

цепляется из последних сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю,

которые он способен противопоставить разбушевавшимся по воле богов стихиям,

чтобы выйти победителем. Древние греки непосредственно воспринимали все

жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же

непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны

и одновременно жестоки к врагам. Это - отражение реальной жизни и реальных

человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена

подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо

любимого прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой мрачный Аид

похитил любимую дочь Персефону. Бесконечны страдания титана Прометея,

прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил

божественны огонь с Олимпа для людей. Окаменевает от горя Ниоба, у которой

погибли все ее дети, сраженные стрелами Аполлона и Артемиды. Погибает герой

троянской войны Агамемнон, предательски убитый своей женой сразу же после

возвращения из похода. Величайший герой Греции - Геракл, избавивший людей

от многих чудовищ, нападавших на них и разорявших земли, кончил свою жизнь

на костре в страшных страданиях. Многострадальный царь Эдип в отчаянии от

совершенных им по неведению преступлений, выколов себе глаза, скитается со

своей дочерью Антигоной по греческой земле, нигде не находя себе покоя.

Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками

злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают

за содеянное ими, не ожидая кары богов. Чувство ответственности перед самим

собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине,

характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в

древнеримских легендах. Но если мифология греков поражает свой красочность,

разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна

легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу, являли

собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и

союзных договоров, содержали в основе своей те же исходные данные, что и у

греков, - страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями

и преклонение перед производящими силами земли. Римляне даже не потрудились

сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них

была только определенная сфера деятельности, но, по существу, все эти

божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были

оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного

не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь

царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий.

Обычно италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударом молнии,

таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты

храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно

созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал это

он не только для того, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того,

чтобы ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем

правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его

мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество.

Недаром говорил римский поэт Овидий в своих стихах: «Спаси нас от

лицезрения Дриад[27] или купающейся Дианы[28], или Фавна[29], когда он

среди дня прохаживается по полям». Римские земледельцы, возвращаясь вечером

с работы домой, страшно боялись встретить кого-либо из лесных или полевых

божеств. Поклонение многочисленным богам, руководящими почти что каждым

шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями

жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской

религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав Римского

государства, но до более тесного контакта с греческими народами у римлян и

представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами

мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для

римлянина не могло быть и речи. Их можно было только почитать, соблюдать в

точности все обряды и просить о чем-либо. Если один бог не откликался на

просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое

множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности.

Иногда это были просто «одноразовые» божества к которым призывали один раз

за всю жизнь. Так, например, к богине Нундине обращались только на девятый

день рождения младенца. Она напоминала, что ребенок, очистившись, получает

имя и амулет от дурного глаза. Божества, связанные с получением пищи, были

также чрезвычайно многочисленны: боги и богини, питающие посеянное в землю

зерно, опекающие первые ростки; богини, способствующие созреванию,

уничтожающие сорняки; боги жатвы, молотьбы и помола зерна. Для того, чтобы

римский землевладелец мог разобраться во всем этом, в Римском государстве

были составлены так называемые Индигиамента - списки официально

утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых

следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были

составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую

абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто

италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1

в. До н.э. ), Рим в течении 170 лет обходился без статуй богов, а древняя

богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов «не позволяла»

ставить статую в ее святилище, а олицетворялась лишь священным огнем. По

мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим

«двинулось» множество чужеземных божеств, которые довольно легко

приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов

завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их

гнева. Но и привлекши к себе греческий пантеон, идентифицировав своих богов

с главными божествами греков или просто заимствовав бога - покровителя

искусств Аполлона, римляне не смогли отказаться от своих религиозных

абстракций. Среди их святилищ были храмы Верности, Бледности, Страха,

Юности.

Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую,

оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных

произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских

копиях, за малым исключение. И если сейчас наши современники могут судить о

замечательном изобразительном искусстве греков, то за это они должны быть

благодарны римлянам. Равно как и зато, что римский поэт Публий Овидий Назон

в своей поэме «Метаморфозы» («Превращения») сохранил для нас все

прихотливые и причудливые и в то же время такие трогательные в своей

непосредственности творения светлого греческого гения - народа, в искусстве

которого «нашла выражение во всем своем обаянии и безыскусственной правде

прелесть человеческого детства.[30]»

Праздники, посвященные мифическим героям.

Жертвоприношением и молитвами древние люди не ограничивали поклонение

богам. Большое значение придавалось и праздникам, посвященным мифическим

героям. Вторым по значимости после Олимпийских игр был справлявшийся раз в

два года праздник в честь Посейдона на Истме. Истмийские игры состояли из

гимнастических, конных и музыкальных состязаний. Наградой победителям

служил венок из сельдерея или сосны и пальмовая ветвь. Провозглашенный на

этих играх мир соблюдался не столь строго, как на Олимпийских.

Аттический праздник в честь Афины Полиады (покровительницы города)

первоначально был исключительно Афинским праздником, позднее Тесей сделал

его общеаттическим. Отмечался праздник каждый год в августе, а раз в четыре

года с особой пышностью справлялись так называемые Великие Панафинеи.

Начиналось празднование ночью торжественным бегом с факелами. На празднике

происходили конные (колесничные) и гимнастические соревнования; Писистрат

ввел состязание рапсодов, а со времени Перикла в Одеоне соперничали также

певцы и музыканты. Победителей награждали оливковыми венками и амфорами с

оливковым маслом от священно оливы (отсюда пошел наш обычай награждать

победителей кубками). В день рождения Афины устраивалось также праздничное

шествие из предместья Афин Керамика на Акрополь к Эрехтейону - храму Афины

Участники шествия подносили богине пеплос (верхняя одежда), заново

вытканный афинскими женщинами; его натягивали в виде паруса на мачту

священного панафинейского корабля, который катили на колесах к храму, где

надевали пеплос на статую богини. В шествии принимали участие не только

афинские граждане, но и посольства от других государств с дарами Афине.

Праздник заканчивался жертвоприношением и общим пиром.

В честь бога Апполона раз в четыре года поздним летом на острове Делос

происходили празднества - так называемые делии. Игры почти целиком состояли

из сценических представлений. Во все древнем мире также славилось его

святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания, составленные

жрецами.

Дионису, наиболее популярному богу Греции было посвящено несколько

веселых праздников, отмечавшихся с поздней осени до весны. Нередко эти

празднества имели характер мистерий (тайных религиозных обрядов), а

зачастую переходили просто в оргии (вакханалии.) Празднества в честь

Диониса послужили началом театральных представление. Во время т. Н.

Великих Дионисий в Афинах выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и

исполняли особые гимны-дифирамбы: их начинал запевала, хор отвечал ему,

пение сопровождалось пляской; таким образом трагедия (само слово в переводе

означает «козлиная песнь») . Предполагают, что из зимних дифирамбов, в

которых оплакивались страдания Диониса, развилась трагедия, а из весенних,

радостных, сопровождаемых смехом и шутками, -комедия.

Крупными религиозными праздниками были также праздники, связанные с

культом земледельческих богов, — цереалии в честь Цереры, виналии —

праздник виноградного сбора, консуалин — праздник жатвы, сатурналии —

праздник посевов, терминалии — праздник межевых камней, луперкалии —

праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима,

земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно

почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также игры в честь

Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры.

Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться

также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления

от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Большое число сценических дней в системе публичных представлений

говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до

II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и

греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением

городского населения, которое обычно посещало театральные представления.

Герои греческой и римской мифологии в сравнении.

|Имя божества|Имя божества |Значение божества в |Значение божества в |

|в греческой |в римской |греческой мифологии |римской мифологии |

|мифологии |(италийской) | | |

| |мифологии | | |

|Зевс |Юпитер |Сын Реи и Крона, самый |Могущественный властитель |

| | |могущественный и |неба, олицетворение |

| | |высочайший из богов |солнечного света, грозы, |

| | |греческого народа, отец и|бури, в гневе метавший |

| | |повелитель людей и богов;|молнии, поражая ими |

| | | |непокорных его |

| | | |божественной воле; |

|Посейдон |Нептун |Колебатель земли, |Царь морей и океанов, бог |

| | |властитель морей; |морского царства; |

|Гера |Юнона |Супруга Зевса, |Супруга Юпитера, царица |

| | |покровительница браков, |неба, хранительница |

| | |супружеской любви и |брачных союзов, помощница |

| | |родов; |при родах. Ее чтили и как |

| | | |великую богиню плодородия;|

|Аид |Отождествлялс|Брат Зевса, великий |Орк- бог смерти; Дит - бог|

| |я с богами |повелитель загробного |преисподней; |

| |Орком и Дитом|царства; | |

|Дионис |Вакх |Бог растительности, вина |Бог вина, виноделия, |

| | |и виноделия; |веселья; |

|Пан |Фавн |Бог лесов и рощ, бог |Веселый, деятельный бог |

| | |пастухов, охранитель |лесов, рощ, полей; |

| | |стад, покровитель | |

| | |охотников, пчеловодов, | |

| | |рыболовов; | |

|Деметра |Церера |Богиня плодородия и |Богиня жатвы, |

| | |земледелия; |покровительница |

| | | |плодородия; |

|Тюхэ |Фортуна |Богиня счастливой судьбы;|Богиня счастливой судьбы, |

| | | |как и у греков; |

|Артемида |Диана |Девственная |Покровительница животных, |

| | |богиня-охотница, |цветущих полей, зеленых |

| | |покровительница животных,|рощ и лесов; |

| | |богиня плодородия, | |

| | |помощница при родах; | |

|Афродита |Венера |Первоначально богиня |Покровительница цветущих |

| | |плодородия, затем богиня |садов, богиня весны, |

| | |любви. Афродиту |плодородия, произрастания |

| | |рассматривали также как |и расцвета всех |

| | |богиню - покровительницу |плодоносящих сил природы; |

| | |мореплавания; | |

|Эрот |Амур или |Сын Афродиты - веселый, |Подобно Эроту пускает свои|

| |Купейдон |шаловливый, коварный; его|любовные стрелы в жертвы, |

| | |стрелы несут с собой |принося им радости и муки |

| | |радость и счастье, но |любви; |

| | |часто несут они | |

| | |страдания, муки любви и | |

| | |даже гибель; | |

|Гименей |Гименей |Бог брака; |Бог брака; |

|Гефест |Вулкан |Бог огня и кузнечного |Бог огня и очага, |

| | |ремесла, покровитель |искуснейший кузнец, |

| | |металлургии; |покровитель ремесленников |

| | | |и ювелиров; |

|Афина |Минерва |Богиня мудрости, |Покровительница городов и |

| | |покровительница городов и|мирных занятий их жителей;|

| | |государств как в дни мира| |

| | |так и во время войны; | |

|Арес |Марс |Бог войны, олицетворение |Яростный, неукротимый бог |

| | |свирепой воинственности, |войны; |

| | |источник гибели, | |

| | |разрушения и | |

| | |кровопролитий; | |

|Гермес |Меркурий |Покровитель торговли, |Исполняет функцию посланца|

| | |ловкости, обмана, |богов, наделен смекалкой, |

| | |воровства; |наблюдательность и |

| | | |хитростью; |

Использованная литература:

I. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987;

II. Астрология. Учебно-методическое пособие. Сост. А.Московский,

Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992;

III. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1993.

-----------------------

[1] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.365

[2] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.130

[3] Там же, с.123

[4] Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: 1993

[5] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.15-16

[6] Там же, с.92

[7] Там же, с.71

[8] Эндимион считался иногда сыном царя Карии Эфилия, иногда сыном Зевса.

Возможно, что Эндимион - древний карийский бог сна.

[9] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.71

[10]Там же, с.71-72

[11] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.65

[12]Там же, с.68

[13] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.84

[14] Там же, с.236

[15] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.225-226

[16] Там же, с.57-59

[17] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.81-82

[18] Там же, с.83

[19] Сатиры - лесные божества, полулюди-полукозлы с козьими рожками, козьим

или лошадиным хвостом, вздернутым тупым носом и растрепанными волосами. Они

ленивы, похотливы, часто полупьяны.

[20] Кентавры - мифические существа полулюди-полулошади.

[21] Менады - спутницы Диониса. Название их означает «неистовствующие»,

«беснующиеся». У римлян они назывались вакханками.

[22] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.85

[23] Асфодел - дикий тюльпан.

[24] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.25-27

[25] Смотри с.4 данного реферата.

[26] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред.

А.А.Нейхардта, М.: Издательство «Правда», 1987, с.27

[27] Дриады - нимфы, покровительствовавшие деревьям.

[28] Диана - римская богиня луны и охоты.

[29] Фавн - бог, покровитель полей и лугов.

[30] Маркс К.., Энгельс Ф. Соч., т.12 с.137






Информация 







© Центральная Научная Библиотека