Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основные тенденции мирового развития на современном этапе

Основные тенденции мирового развития на современном этапе

Основные тенденции мирового развития на современном этапе

1. Этапы современной НТР

Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда

человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу

планету.

Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:

1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим определяется

сочетание научно-техническая), в результате чего наука стала

непосредственной производительной силой.

2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части

природы.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела

человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально

новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой

коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей

к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году

президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник

энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового

уничтожения.

Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство

синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики

элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические

исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3%

валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная

обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том

числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет.

Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас -

5 000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых,

когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации

научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000

научных дисциплин.

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является

продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый,

«третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров -

мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира

интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей»

Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру

идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с

жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука

как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний

взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но

первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу

общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать,

развивает ум, экономит умственную энергию.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность

высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент

человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она

проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях

науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними.

Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название

сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в наше время, когда

роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке,

особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта

научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы,

стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных»

наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием

социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного

значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных

друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга

английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем

сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В

противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ

века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на

вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности

возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих

проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в

положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает

благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели

человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в

течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый

крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и

развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися

успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие

сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого;

открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории

относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей,

открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов,

отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего

века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении

микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика,

хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие

технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических

машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ

века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало

основой развития комплексной автоматизации производства и управления им;

использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной

технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического

пространства; рождается и получает широкое применение телевидение;

создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно

осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие

сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного

производства и совершенствования системы управления им. В промышленности

применяются все новые и новые технические достижения, усиливается

взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс

интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых

технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных

кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая

революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

2. Переход к постиндустриальной цивилизации и интернализация экономики.

Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы,

когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом

отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого

кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально

постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях

линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и

технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и

увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х

годов Эрисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста

благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего

среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется

новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое

распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший

объем научного знания и информации, применяемой в производстве,

преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования,

культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу

занятых, изменение социальной структуры.

В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в

обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому

усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве

продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема

ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском

хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество.

На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная

масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.

Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному

обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение

приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь

большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые

средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что

дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух

различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е.

средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами

физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это

телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или

речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от

человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных

областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации

получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что

порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так

же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом,

железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в

распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах,

географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные

изменения, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают отрасли

промышленности, связанные с коммуникациями.

В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.

1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и

обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача

информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или

возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет

относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального

кабеля в качестве каналов передачи.

2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные

банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу

газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное

копирование документов.

3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы с

множеством каналов и специализированными услугами, что позволит

осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей. Транспорт

будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем

внутреннего телевидения.

4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе

компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для

исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через

библиотечные и домашние терминалы.

5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения,

использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в

слаборазвитых странах; использование видеодисков, как для развлечений, так

и для домашнего образования.

Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую

модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все

шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем,

а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в

компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и

коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические,

и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному

регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.

Самый же важный вопрос - политический. Информация в

постиндустриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие

свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера.

Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую

ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не

является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с

превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества,

в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с

преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения.

Вместе с тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое,

поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики

(производство материальных благ) над людьми и основной формой

жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

Становление постиндустриального общества представляет собой

глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную

революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление

нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот

тип можно определит как "богатую индивидуальность", "многомерного

человека". Если еще 30-50 лет назад жизненный путь человека и круг его

общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или

социальному слою, он принадлежит, и лишь во вторую - его личными

способностями, то "многомерный человек" реально может выбирать между

работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами

самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может

выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он

вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над

ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким

изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах "рыночный ренессанс".

За "рыночным ренессансом" в действительности стоит колоссальное

развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования,

здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда по

воспитанию, "производству" человеком самого себя и своих детей, труда

непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося

постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная

экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг,

который контролируется рынком, и сектора "производства человека", где

осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не

остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы "производства

человека" все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм

экономики и конкурентоспособность стран в мире. При этом "производство

человека" все меньше является прерогативой государства и все больше самого

гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных

организаций, наконец, самих граждан.

Интеллектуальная собственность "многомерного человека"

постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат

труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и

самих граждан на образование, собственных усилий детей, а потом студентов

по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и

коллективных затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат

времени людей по освоению достижений культуры. Наконец, в интеллектуальной

собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию

своей "спортивной формы" - своего здоровья, работоспособности, не говоря

уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже

в 1985 году величина "человеческого капитала" Америки в несколько раз

превышала сумму всех активов американских корпораций. Такое сопоставление

говорит само за себя.

Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации

порождает свои проблемы. Так становится все более очевидной угроза

полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием

изощренной информационной техники.

Как писал бывший сенатор С. Эрвин в обзоре по использованию

компьютерных банков данных федеральными агентствами, "подкомитет обнаружил

многочисленные случаи того, как агентства начинали с весьма благих целей, а

затем заходили столь далеко за пределы необходимого, что неприкосновенность

частной сферы жизни и конституционные права индивидов оказывались под

угрозой уже в силу самого существования досье на них ... Наиболее важным

открытием было установление факта чрезвычайно большого количества

правительственных банков данных с громадными досье практически на каждого

жителя страны. 54 агентства, предоставивших информацию на этот счет,

доложили о существовании 858 банков данных, содержащих 1.25 миллиарда

записей на индивидов".

Все это подтверждает следующий факт: когда какое-либо агентство,

обладающее властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится, во что

бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не

менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще

всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая

ее незаконным обнародованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления,

необходимы институциональные ограничения, прежде всего в сфере информации.

В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения

человека велико значение политики, административно-общественного

самоуправления - прямой демократии, которая расширяет общественные связи

человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.

Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к

которому в свое время пришел ... Карл Маркс в первом черновом варианте

"Капитала": культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их

"запускают" в производство, т.е. используют как производительную силу, они

становятся подлинно всеобщей собственностью. "В классической и марксовой

экономической теории капитал мыслился как "воплощенный труд", но знание

нельзя интерпретировать в том же ключе, - писал Д.Белл. Главное состоит в

том, что знание, как систематизированная теория является коллективным

достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни

корпорация не могут монополизировать или защитить патентом теоретическое

знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно

является общественной собственностью интеллектуального мира". В то же время

наука, информация, ценности культуры по существу, не отчуждаются ни от их

создателя ("производителя"), ни от того, кто ими пользуется. Следовательно,

эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто

пользуется ею. Таким образом, для постиндустриального общества характерно

предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не

государственной!) собственности на основной "продукт" и "производственный

ресурс".

Процесс постиндустриализации необратим. Однако, пока он охватил далеко

не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая

карта мира. Это информационная карта, которую можно уподобить климатической

в том смысле, что на ней отражены некоторые постоянные условия среды. Эта

информационная карта показывает большую плотность информации на территории

Северной Америки, несколько меньшую - в Европе, Японии и России; во всех

других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет. Даже в

самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма

далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным.. И даже в

этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые,

естественно, остаются на обочине дороги в будущее. Разумеется, это

препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые

технологии, а порой и воссоздает их на новой технологической основе.

Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема

отсталости большинства стран Земли. Однако решить эти проблемы можно только

на постиндустриальной основе. В свою очередь дальнейшая

постиндустриализация немыслима без их решения.

Интересным является положение в России. Явные тенденции к

постиндустриализму в развитых странах и сравнение их с тем, что происходит

в России, свидетельствуют скорее о разнонаправленности процессов,

происходящих "там" и "тут", чем о том, что Россия начинает, наконец,

развиваться "как все". Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю

стадию индустриального общества. Рыночные структуры активно наращиваются. В

то же время в развитых странах большая часть общественных отношений

переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Что бы

развитие шло по пути "как все", мы должны, по крайней мере, уяснить себе,

что, не повернув экономику и политику лицом к человеку - ни о каком

развитии страны "по пути всемирной цивилизации" не может идти и речи. И

один из главных парадоксов истории состоит в том, что идеи, от которых

спешат отречься российские лидеры, на самом деле подтверждаются (пусть и не

в полной мере) там, где эти идеи никогда не превращались в господствующую

идеологию.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека