Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона

Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона

Министерство образования Российской Федерации

Ижевский государственный технический университет

Кафедра программного обеспечения

Р Е Ф Е Р А Т

на тему «Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона»

по курсу «Культурология»

Выполнил

Проверила

Ижевск

1999

Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона

Введение: С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное

удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в

поисках знаний. В долину Нила привозили больных и расслабленных, так как

египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но

прежде Египет – страна каменных чудес манил своими ни с чем не сравнимыми

памятниками искусства.

Пока корабли медленно двигались вдоль нильских берегов, перед

восхищёнными путешественниками вздымались из жёлтых песков «рукотворные

горы» - пирамиды тянулись к небу, каменные стены обелисков, проплывали,

тревожа воображение, таинственные сфинксы, прямо над водой нависали

вырубленные в скалах храмы.

Не было другой страны столь же богатой памятниками, и финикийские

мореплаватели, посетившие многие земли, именно Египет называли «родиной

искусства». В Египте чрезвычайно рано появился заупокойный культ,

основанный на вере в загробную жизнь, поэтому умершего родича

существования в загробном мире. При раскопках древних погребений археологи

находят рядом со склепами, обтянутыми иссохшей кожей, сосуды с едой и

питьём, орудия труда и оружие, предметы домашнего обихода, амулеты и

украшения. Найденные в древних захоронениях вещи, свидетельствующие о

замечательном умении мастеров сверлить и полировать камень, резать слоновую

кость, прясть лён, ковать и чеканить золото, плести циновки, изготавливать

утварь из глины. Погребения, как запечатанные кладовые, сохранили сокровища

древнего искусства. Особенно много было в них глиняных сосудов – ведь сосуд

для древнего человека это их посуда, и хранилище для еды, питья,

драгоценностей. Архитектурная мысль развивавшаяся поколениями зодчих, в

конечном счёте, выработала простые и лаконичные формы царских гробниц; в

плане пирамида представляет квадрат, её стороны – равнобедренные

треугольники. Простота формы, чистота неразрывно связанного с ландшафтом

силуэта делают египетские пирамиды величайшим памятником монументального

зодчества.

Египетская религия предполагала существование «души», рождающейся

вместе с человеком, живущей в нём и не умирающей. « Душа», по верованиям

египтян, возрождала умершего для «вечной жизни» в царстве Осириса. Но для

этого необходимо было сохранить её телесную оболочку, т.е. уберечь тело от

тления. Поэтому в Египте возникла мумификация. Первоначально техника

мумификации была несовершенна: мумии разлагались, лишая «душу» приюта, а

умершего – «вечной жизни». Чтобы избежать этого, мумия получала замену,

нетленного двойника – статую, соответствующему облику человека, обладающую

сходством с ним, воспроизводящую его черты. Так, в Египте впервые в истории

мирового искусства появился скульптурный портрет. Впервые искусство

показало человека во всей индивидуальной неповторимости.

Очень рано в гробницах стали появляться статуи, изображающие семейные

группы. В ряде гробниц были найдены различно трактованные статуи одного и

того же человека. Одни из них были скульптурным портретом умершего, а

другие, не воссоздавая портретного сходства, призваны изображать важного,

знатного и физически сильного человека, каким желал возродиться египтян в

царстве Осириса. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к

первобытным временам. Животные считались священными, их содержали при

храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в

саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже

крокодилов. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и

благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною солнца,

фараонов – сынами Солнца. В древнем царстве почитали бога солнца Ра, в

последствии Амона-ра, а в эпоху нового царства был недолгий период, когда

фараон Эхнатон упразднил все культы, кроме солярного, и ввёл единобожие –

поклонение всемогущему солнечному диску Атону. Воплощением солнечного

божества побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса.

Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства.

Согласно мифу, боги плодородия Осирис некогда был царём Египта и научил

египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом,

олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор вызвал Сета на поединок

и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой

глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином

подземного царства, царём мёртвых. Наследником его на земле, царём живых,

стал Гор. История Осириса есть нечто иное, как трансформация древнего

сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и

оживающем зерне, брошенном в землю. (Из этого зерна вырос потом целый сонм

умирающих и воскресающих богов в разных религиях). А Гор, возвращающий

Осириса к жизни, - это животворённый солнечный свет. Интересно, как старый

миф был переосмыслен в рабовладельческой монархии Египта, и как соединялась

с культом фараонов и представлениями о загробной жизни.

Учёных и археологов всего мира всегда интересовали гробницы египетских

фараонов, так как в них можно было найти много ценных и интересных для

науки предметов. Однако погребения фараонов Древнего и Среднего царства

были разграблены полностью. Долгое время не удавалось обнаружить ни одной

целой царской гробницы времён нового царства. Таким образом, подлинная

обстановка царских погребений древнего Египта всё ещё оставалась

неизвестной.

Открытие в 1922 г., гробницы Тутанхамона было одним из волнующих

археологических приключений нашего века и больше событием в египтологии.

Только, когда была обнаружена фараона Тутанхамона учёные впервые смогли

убедиться, с какой невероятной роскошью погребали египетских фараонов.

Раскопки производились в так называемой Долине царей, на месте древних Фив,

где в эпоху Нового царства находился царский некрополь. Поиски гробницы

Тутанхамона велись задолго до её находки, так как ни мумия Тутанхамона, ни

его гробница не были обнаружены среди других царских мумий. Здесь давно уже

работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё,

что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что

усыпальница Тутанхамона должна быть, где-то здесь. Учёные не расставались с

надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком. Вот почему

так взволновались археологи, когда рано утром пятого ноября 1922 г., в

одной из скал долины царей, под древними хижинами строителей гробницы

Рамсеса VI, были обнаружены ступеньки, уходившие в глубь скалы. Расчищая

себе путь, по этим ступенькам спускаясь, всё глубже и глубже исследователи

обнаружили верхнюю часть замурованного входа, на котором они обнаружили

следы древних печатей. На каждом отпечатке они отчётливо увидели шакала и

девять фигур, связанных пленников – это была хорошо известная печать

фиванского кладбища.

Значит, после того как этот вход был запечатан начальником

кладбища, никто сюда не входил. Надежда на обнаружение нетронутой царской

гробницы, окрепла ещё больше, когда, расчистив до конца весь спуск,

археологи нашли отпечатки с именем Тутанхамона.

После того как они были сфотографированы, вход взломали. За ним

оказался коридор, сплошь забитый строительным мусором. Очистив себе, путь

археологи, очутились у 2-го замурованного входа, на котором на котором

вновь были обнаружены следы тех же печатей. Надежда на необычайную находку

крепла. Вот пробито небольшое отверстие во втором замурованном входе, рука

со свечой просовывается внутрь, а глаз приникает к отверстию. » Видите ли

вы, что-нибудь « – спрашивает, сгорая от нетерпения, стоящий за ним

исследователь. « Удивительные вещи » - взволнованно отвечает первый. Из

темноты выхватываемый неровным светом свечи, выступали, то сваленные в

груду золочёные колесницы, то странные кровати, украшенные огромными

позолочёнными туловищами львов и фантастические чудовища, то две больших, в

человеческий рост, статуи царя, то бесчисленные ларцы, сундуки и коробки.

Вошедшие археологи в открытую комнату, сплошь забитую вещами. Однако

гроба с мумией нигде не было видно. Тогда археологи издали внимательно

осмотрели стены, подойти к ним из-за изобилия вещей они не могли. Одна

стена, обратила на себя внимание учёных, в центре её цвет был иной, чем по

краям, как будто в ней был когда-то вход, позднее замурованный; по углам

стояли лицом друг к другу две царские статуи, точно стражи охраняющие вход.

Комната была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их

разборки понадобилось, пять лет.

Все вещи фотографировали, нумеровали, прикасаясь очень осторожно, так

как, пролежав почти 3500 лет в сухом жарком воздухе замурованной гробницы,

многие из них обветшали, – истлели нити ожерелий, отдельные части

деревянных предметов. Их стали переносить в спешно оборудованную в пустой

соседней комнате реставрационную лабораторию. Далее было много различных

ларцов и сундуков, были большие статуи и малые статуэтки; золотые ларцы;

ложа и кресла из чёрного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью

и цветным фаянсом, покрытые великолепными росписями и рельефами; золотые

модели колесниц, тоже расписанные; фигурные алебастровые сосуды и

бесчисленные ювелирные украшения.

В одних ларцах лежали царские драгоценности – золотые литые перстни,

украшенные резными камнями, ожерелья, браслеты; в других одеяния, рубашки,

перчатки для стрельбы из лука, сандали с резными украшениями из золота и

фаянса в виде разных цветов. Даже ящики с едой нашли археологи под одной из

кроватей: окаменевшие от времени жареные гуси, утки, окорока, засохшие

плоды, хлебы печенье – всем снабдили Тутанхамона в загробной жизни.

В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым

золотом, внутри него ещё три таких же ящика, в последнем ящике находился

каменный саркофаг, заключавший в себе три золочённых гроба, один в другом,

имеющие форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого

золота, лежала обмотанная мумия Тутанхамона с артистически исполненной

портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а так же по скульптурному

портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились

внутренности погребенного), лицо юного фараона, нежно округлое, с пухлым

ртом и большими, широко расставленными глазами, было мальчишески

пленительно.

Сама мумия была осыпана драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья,

подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники на пальцах, два кинжала у

пояса, один золотой, другой, что более удивительно, железный – изделия из

железа ранее не встречались в Египте. Но особенно тронул тех, кто

присутствовал при вскрытии саркофага, помещённый среди всех этих

металлических сокровищ увядший венок из живых цветов. « И вновь овладело

нами ощущение таинственности, благоговения перед давно минувшими, но всё

ещё могущественными тайными силами, витающими над гробницей «. Ещё никогда

захоронения фараонов не представали пред глазами исследователей в такой

полноте и пышности. Нет оснований думать, что именно этому фараону-

мальчику, не успевшему ничем себя прославить, воздавались какие-то

особенно роскошные погребальные почести, - очевидно, гробницы других царей,

великих завоевателей, были ещё богаче. Но они подвергались разграблениям:

строили ложные гробницы – кенотафы, в которых не было ничего; кроме пустых

саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках; часто жрецы

переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место.

Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекав смерти

каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто, не могло удержать

похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, опустошёнными

или полностью, или на большую долю.

И только гробнице Тутанхамона необыкновенно повезло. Грабители

побывали и в ней видимо вскоре же после погребения. Первая камера носила

следы их посещения, вещи там были разбросаны и свалены в беспорядке. Однако

воры успели унести лишь немногое и по какой-то причине больше не

возвращались. А в последствии на этом месте строились лачуги рабов,

сооружавших гробницу Рамсеса VI; вход в усыпальницу Тутанхамона был

загорожен и забыт. Обилие в ней золотых изделий уже само по себе поражает

воображение.

Золота в Египте, было «больше, чем песка морского»: кроме золотых

месторождений в самом Египте, его привозили из Нубии и других покорённых

стран. Серебра было меньше, чем золота, и ценилось оно дороже. Но не

столько ценность материла, сколько художественность его обработки делает

гробницу Тутанхамона пещерой сокровищ. Какую вещь ни взять: алебастровую

вазу, кресло, ларец – перед нами произведение изысканного искусства. Каждая

статуэтка мастерски исполнена, исключительно изящна. В целом создаётся

впечатление чрезвычайной рафинированности художественного стиля, доходящей

до изнеженности: черта нередко свойственная предзакатным стадиям больших

культурных эпох. Хотя и во времена Тутанхамона сохраняются тысячелетние

традиции Египта – его священные символы, но больше нет ни следа строгой

простоты форм, геометризма силуэтов, к которым тяготело искусство Древнего

царства.

Ложа и кресло сконструированы с таким расчётом, чтобы тело в них

покоилось и нежилось: сиденья мягко выгнуты, приспособлены для подушек,

подлокотники для рук, лежащих без напряжения, расслабленно. Ножки кресел

заканчиваются львиными лапками, ножки складного стульчика – утиными

головками, держащими в клювах нижние перекладины, сиденье имитирует

свисающую звериную шкуру.

Конечно и львы, и коршуны, и змеи, и жуки имели ритуальный смысл,

призваны были охранять особу фараона, но трудно от впечатления, что все эти

представители животного царства в значительной мере поступились своей

священной ролью ради функции изящного украшения. На спинке парадного кресла

имеется многоцветное, выложенное из драгоценных материалов на золотом фоне,

изображение самого Тутанхамона и его жены Анхесамон. Она умащивает

благовониями своего мужа, сидящего в грациозной, непринуждённой позе.

Нежность супругов трогательна и красива. И Тутанхамон, и его жена, которая,

возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так

оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а

тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.

Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине

царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.

Вывод: Согласно верованиям египтян, жизнь на земле считалась краткой,

мгновенной, а вечной мыслилась жизнь в царстве Осириса, поэтому из камня

возводились только храмы и «дома вечности» – гробницы, благодаря которым мы

можем судить о размахе творческой мысли египетских зодчих и о мастерстве

древних строителей. Из-за веры в загробную жизнь и строились гробницы со

всеми необходимыми провиантами, необходимыми для жизни после смерти.

Литература:

1. Самуэлла Иосифовна Фингарет

«Искусство древнего Египта в собрании эрмитажа»

2.Искусство Древнего Мира.-2-еизд.-.: Детюлит.,1989.-207 с.: фотоил.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека