Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.

Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.

Все время существования на одной шестой суши русского государства (как бы

оно не называлось) средь его жителей велись споры о том, в какую сторону

идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от кого войны. Само начало

русской государственности очень спорно: «привозная» она, или «наша».

Две точки зрения, два направления тянут Россию в разные стороны:

традиционалистский Восток, и прогрессивный, переменчивый Запад. Вся жизнь

русских зависела от такой внешней политики. Каком маятник в народной

культуре, таков и во внешней политике. Естественно, что влияние так

называемых «соседей» России было значительным. Но как различаются

исторический эпохи, так рознятся и «волны» иноземного влияния.

Влияние основывалось на стратегической инициативе, и большинство стран

как Востока, так и Запада, изначально смотрели на Россию, как на «сырьевой

придаток». И ходили иноземцы в Россию именно из корысти, и не из пользы

местному населению и просвещенья ради. Варяги рассчитывали создать еще одно

«свое» государство, но теперь уже на Востоке.

Они ходили в Персию и видели ее богатства, видели богатства

Константинополя и именно через русскую землю им был проход «в греки», на

Восток. Византия, когда она лишилась былого могущества, видела в русской

земле как будущую основу нового православного государства, так и мощного

политического союзника.

Очень большие споры в современной историографии возникают по поводу

Татаро-монгольского ига: было оно или это был всего лишь культурный обмен в

период общеевразийской феодальной раздробленности, очередная волна

культурного влияния? Военная история говорит о том, что было сильное

вооруженное противостояние, но факты дипломатии с Востоком, определенные

социальные и культурные явления заставляют хорошенько призадуматься над

тем, как надо правильно понимать русско-монгольские отношения в период

феодальной раздробленности.

После объединения государства, Московия вобрав в себя старые феодальные

традиции и культурные элементы Востока удивляла приезжавших с запада в

Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.

Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен.

Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане,

австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы,

персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели.

Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень

большой интерес проявляли иностранцы прежде всего к нравам, традициям

русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр –

«Россика», - заметки о Московии.

Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию мало, то и особого

культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная торговая

деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с

западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера

по взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился

немецкий мастер – инженер по взрывному делу. Именно под его руководством

был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.

Известно, что при последующих царях еще до Петра I были приглашены

военные инженеры, генералы, и наконец были созданы так называемые «полки

иноземного строя», - это были полки, где русские солдаты ходили под началом

австрийских, датских, голландских офицеров. В основном это была пехота,

были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как стрельцы. Эти

полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных силах.

Однако в сфере медицины русские были насторожены к иноземному влиянию:

профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала народная медицина,

основанная на применении трав, настоев. Хирургических операций большинством

также не умели производить.

В сфере образования вообще не допускалось какое-либо иноземное

вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала церкви. Лишь дворяне

могли пользоваться частью западной системы образования – книгами на латыни,

греческом, немецком и английском языках. Русских «толмачей», - переводчиков

посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу купцами.

В XVI-XVII веках русские цари и духовенство вели политическую линию,

направленную на сохранение традиций и обычаев русских. Это отмечали многие

иностранцы, приезжавшие на Московию по дипломатическим делам. Возьмем, в

частности, заметки по этому поводу английского посланника Дж. Флетчера. В

главе двадцать девятой своего сочинения с названием «О государстве русском»

он отмечает следующее: «…русские обладают хорошими умственными

способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов

для развития дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы

заимствовать в этом случае от поляков и других соседей их, но уклоняются

русские от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям иноземных

стран. Отчасти причина этому и в том, что образ их воспитания, чуждый

всякого основательного образования и гражданственности, признается их

властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом

правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил какое-

нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее устройство.

С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не

допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…».

Замкнутость в культурном плане соблюдалась еще более строго после смутного

времени. Повторное становление самодержавия уже не допускало ошибок

прошлого. Больше внимания уделяли идеологической обоснованности царской

власти, что в девятнадцатом веке превратиться в теорию официальной

народности, сохранению народных традиций…

Некая замкнутость в культурном плане была совершенно справедлива особенно

для времени буржуазно-демократической революции в Англии.

Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века, когда к власти пришел

Петр Алексеевич, и стал уделять достижениям западной цивилизации большее

внимание.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека