Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Вероучение ислама

Вероучение ислама

В Е Р О У Ч Е Н И Е И С Л А М А

Третьей "мировой" религией является ислам. Ислам зародился в Аравии с VII

веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и

буддизма, оно почти с самого начала освещается письменными источниками.

Само слово "ислам" означает покорность. По мусульманской традиции,

основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он

якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге

Коране, и передал их людям. Основное у Мухаммеда - строгое требование

почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле.

Мусульмане верят в одного Бога, который сотворил вселенную.

Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных

всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых

восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского

письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и

Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной"

книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и

наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское

духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду через ангела

Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения.

Первое видение получило название "Лайлат алкадр" (Ночь предопределения) и

произошло в ночь с 26 на 27 числа месяца рамазана. В эту ночь Аллах

принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания.

Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и

просить Аллаха о выполнении своего желания.

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за

истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого

мусульманина:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его

восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…" Бог сотворил все

существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным

владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране

указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес

христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других

религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные

существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил,

Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти -

Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно

исламскому веручению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов,

которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его

загробную жизнь в раю и аду.

- Вера в святость Корана. Он считался словом божьим, божественным

откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22

лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят

догмат о несотворенности, вечности Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается

множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена

пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др.

Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати

пророков" Мухаммеду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все

религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в

раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду.

Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии:

прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина,

всевозможные наслаждения и т.д. В аду - бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших

догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли

Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию

бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а

воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-идн), указывающих на

важнейшие обязанности мусульманина

Первый обязанность - исповедание веры, т.е. произнесение шахады ("Нет

божества кроме Аллаха, и Мухаммеда - посланник Аллаха") вслух, понимание

смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.

Вторая обязанность - молитва (салят). Молитва мусульман состоит из

ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул.

Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в

мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является

днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на

коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ,

и центр религиозных проповедей и диспутов.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).

Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.

Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято

молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми

размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,

путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,

существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и

соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по

значению праздником в исламе.

Ураза-байрам (или ид аль-фитр) - праздник разговенья, окончания поста

- справляется в первый день следующего за рамаданом месяца шавваля. Во

время этого праздника верующий должен, согласно установлениям ислама,

отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и

уплатить так называемое "очищение праздника перерыва" - фитр-садака.

В дни курбан байрам (справляется через 70 дней после окончания уразы

курбан-байрам на жертвоприношение истребляется лучший скот. В этот

праздник, по шариату, овца или коза могут быть заколоты за грехи одного

человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых, причем

жертва должна быть однолеткой.

Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай.

По мусульманскому учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на

принесенных в жертву животных. А Сират - это в мусульманском мифе мост,

перекинутый над адом; от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и

горячее пламени. У входа на Сират будут находиться верблюды, коровы,

бараны, заколотые верующими на курбан-байрам. На них-де они и переедут

через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать по

этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад!

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое

количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина.

Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в

азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и

другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в

семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах

усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в

рамадан.

Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у

него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж -

паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба

- небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован "черный камень"

(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба

людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зуль - хиджжа, который, как

рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное

время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию

ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду

из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные

процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о

пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в

память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных.

Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который

отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.

Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и

пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог

на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и

распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину

предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не

так уж тяжки и невыполнимы, допускается изъятия и смягчения в

затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может

быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных,

для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее

число дней; мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в

полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но

зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться

любым удовольствиям.

Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает

полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо,

жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это

сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина

- соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало

традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире,

и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском

мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских

конференциях.

Траурные обычаи месяца мухаррама, известные под названием десятого

дня (ашура), или шахсей-вахсей, в недавнем прошлом сопровождающиеся

кровавым самобичеванием. Эти траурные дни связаны с почитанием в исламе

арабского халифа Али и его сыновей Хасана и Хусейна. Согласно мусульманским

сочинениям, шахсей-вахсей установлен в память мученической кончины внука

пророка Мухаммеда шиитского имама Хусейна от руки убийц, подосланных

правившим в то время омейядским халифом Йезидом.

По шариату, основными мусульманскими праздниками являются праздник

"ид аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк. "курбан-байрам") и

"ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам").

Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение

Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у

каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и

переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также

доисламские обряды и праздники.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального

регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно

значимыми.

Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем

возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в

присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных

текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для

женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до

четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее

время на практике многоженство встречается относительно редко, а в

некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят

обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,

головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День

Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и

намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого

служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа.

особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от

взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и

удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство

мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из

99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе

многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти

"прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

Все возможные действия и поступки людей разделены богословами ислама

на особые разряды: обязательные и подлежащие строгому выполнению - фард и

ваджиб; рекомендуемые - манбуд или мустахабб; дозволенные - джаиз или

мубах; неодобряемые - макрух; дурные, но не наказуемые - кабих;

развращающие и губительные, которые могут быть наказаны - муфсид;

запрещенные и подлежащие наказанию наказанию - харам. Мусульманин,

говорится в шариатских книгах, должен делать все лишь "во имя Аллаха". В

пример верующим ставят, в частности, главу одного из шариатских толков

(мазхабов) Ахмеда ибн-Ханбаля, который будто бы не ел арбуза лишь потому,

что не нашел в Коране и священном придании (сунне) сведений, ел ли когда-

нибудь арбуз пророк Мухаммед.

В шариате, например, говорится, как нужно вставать с постели и

молиться, умываться, есть, держать себя с другими членами семьи, заключать

сделки, убивать дичь на охоте. К этому же направлены разные "Приличия

мудрых" (или благочестивых: "Адаб ас-салихин") и иные религиозные

сочинения, пытающиеся определять поведение верующих. В этих сочинениях не

забыта ни одна интимная сторона жизни человека, указывается даже, как надо

выполнять супружеские обязанности, как отправлять естественные потребности

и т.п.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,

воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.

Невыполнимых моральных предписаний в исламе нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов

отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное

существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране

признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя

жесткость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права

женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил

положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

Ислам вытеснил культы богов древних религий арабов, иранцев,

афганцев, берберов и других народов Азии и Африки также посредством культа

святых. Культам старых "языческих" богов в исламе были даны новые

толкования; эти боги стали постепенно заменяться мусульманскими святыми.

Усвоение культов доисламских богов и богинь началось еще в раннем

исламе, испытавшем влияние более древних, иудейского и христианского,

учений о пророках. В Средней Азии и Казахстане, например, исламом было

усвоено от предшествовавших ему местных культов почитание не только

некоторых возвышенностей, источников, деревьев, камней и тому подобных

фетишей, но также ряда старых божеств-покровителей. Так божества-

покровители скота перешли в ислам по именем Чупан-аты и Занги-аты.

Появились в исламе и святые - покровители шелководства (шейх Мухтар в

Хорезме), рыболовства (Токмак-ата в устье Аму-Дарьи и на островах

Аральского моря), земледелия (Бобо-дехкан), коневодства (Камбар-ата) и др.

Сохранилась в пережиточных формах и вера в духов, как добрых, так и злых.

"Священные" камни, как и кости, рога, знамена с хвостом яка и пр.,

зачастую являются одной из главных реликвий почитаемых гробниц, мазаров.

Так, еще несколько лет назад подобный "чудодейственный" камень у мазара при

мечети ходжи Абди-Даруна в Самарканде использовался с ритуальными целями.

Верили, что мусульманка, поднявшая и обнесшая вокруг себя тяжелый камень,

получит способность к деторождению. Среди чеченцев и ингушей, у которых

долгое время большую силу имели патриархально-родовые отношения,

сохранялась вера, будто кости предков, оказавшись на поверхности земли,

могут вызвать дождь.

Моления о ниспослании дождя проводились и в других местах, причем,

как правило, их существенной стороной являлись магические обряды и вера в

особое значение культа предков.

Почитание святых издавна служило целям сковывания инициативы женщин.

Еще Коран выдавал за божественное установление ношение женщинами ритуальных

покрывал и женское затворничество. Существовал обычай, по которому

мусульманка не могла даже участвовать в погребальной процессии, чтобы не

осквернить могилу. Но в числе святых ислама уже давно возникли особые

культы женщин-покровительниц. Например, культы Фатимы и Биби-Сешанбе,

связываемые с ткачеством и обработкой хлопковой пряжи, культ Биби-Мушкиль-

кушо ("Госпожи разрушительницы затруднений").

Приведенные примеры показывают, что культ мусульманских святых, как и

вообще ислам, унаследовал многое от древних верований и так же, как и они,

прививает людям неправильные взгляды на окружающий мир. В культе святых

ислама столь же много нарочитого искусственного, как в подобных культах

других религий.

Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам.

-----------------------

[pic]

[pic]






Информация 







© Центральная Научная Библиотека