Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Время в культуре

Время в культуре

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

на тему

“Время в культуре”

Студента I-ого курса

Факультета Истории искусства

Гурова О.Н.

Научный руководитель

Асоян Ю.А.

Москва 2004 г.

Вопрос времени в настоящее время занимает главнейшие области

современного знания, начиная с философии, и заканчивая прикладной

математикой, впрочем, ими не ограничиваясь. Видимо, такой интерес, в

первую очередь, обусловлен страстным желанием человека свести время – то

есть категорию, которую очень сложно осознать, и еще тяжелее подчинить, к

реальным фактам, то есть заменить саму проблему времени вопросом об

отношении вещей. В.Н.Муравьев дает следующее определение понятию “Время” -

если рассматривать его как реальность, то это не что иное, как изменение и

движение. Овладение временем является одной из главных среди разумных целей

человека. Человек творит определенные явления и, таким образом, является

властелином их времени. Все виды человеческой деятельности могут быть

объединены в сложном понятии творческого труда.

Исходя из вышеизложенного можно поставить вопрос: каким общим понятием

можно выразить результаты преобразования мира человеком? Такое понятие

существует, но, видимо, в настоящее время его определение еще не достаточно

сформулировано. Понятие это культура. Мир без культуры – это мир, в котором

нет результатов человеческой деятельности. Мир, с включенной в него

культурой, или даже мир, превращаемый в некую культуру, есть мир с

отпечатком на нем творческого усилия человека. Таким образом, культурное

преобразование является формой овладения времени.

Культура это результат созидания времени, поскольку каждый акт,

меняющий мир, есть такое созидание. Образование времени совершается

посредством утверждения длительности каких-либо ценностей, сопротивляющихся

при этом “разъедающей” силе времени. Что интересно, нередко мы можем

видеть, как исчезнувшая культура вновь возникает в тех же или новых формах

(например, эпоха Возрождения).

Таким образом, отдельные культурные достижения являются островками

суши в изменчивом океане времени, и учащение их появления одерживают

победу над этой стихией и замену ее организованным временем, сознательно

творимым человеком. Конечно, следует учитывать то что, наверное, 99.99%

ценностей, создаваемыми людьми либо гибнут, либо их воздействие сводится на

нет уничтожающей силе слепого потока. Тем не менее, во-первых, раз что-то

имело место быть, это значит, что математическая возможность этого есть в

природе в виде определенной комбинации элементов. Во-вторых, непрочность и

незначительность (в реальном, практическом смысле – это не означает, что

достижение имело объективную низкую ценность, имеется в виду, влияние в

общечеловеческом масштабе) реальных изменений должны быть приписаны

специфическому характеру бывших до сих пор в человечестве культур, включая

современную. По большей части, эти культуры принадлежат к так называемым

“символическим” – то есть, состоят почти исключительно в творчестве и

передаче определенных записей и формул. Соответственно, эти культуры мало

заботятся о претворении познанных законов в практику. Такому понятию

символической культуры следует противопоставить понятие культуры реальной,

в которой центр тяжести лежит в работе над осуществлением в жизни имеющихся

культурных образцов.

Различие символических и реальных аспектов культуры является важным

для вопроса о выполнении культурой ее основной функции образования времени.

Часть культуры, несомненно, должна состоять из символов и специфическая их

роль как побудителей и направителей действия, находит себе место в культуре

и имеет определенную ценность. Такова роль мысли, выражающаяся в философии

и науке, вообще в знании. В каждой культуре философия и наука служат скорее

орудиями преодоления времени, чем самим преодолением. Аналогично,

интуитивное знание, даваемое художественным восприятием, создает проекты и

символы в области художественного творчества, и искусство, с этой точки

зрения, является условием или орудием преодоления времени.

Что касается реальных видов деятельности человека, они меняют мир в

трех основных областях: в области созидания жизни, сотворения новых живых

или воскрешения умерших – условно назовем эту область генетикой; в области

изменения отношений между людьми и изменений личности – область политики и

этики; и, наконец, изменения мира в виде преобразования материальных вещей

– область производства.

Первый вид реального и культурного “делания” включает, прежде всего,

деятельность, создающую новую жизнь путем полубессознательных процессов.

Имеется в виду порождение новых живых существ путем совокупления полов.

Здесь созидательный акт далеко не всегда может быть назван сознательным.

Сознательность вносится в него в последнее время развитием науки, активно

работающим над искусственным оплодотворением и клонированием. Но, в любом

случае, исследования на эту тему не только не завершены, но еще и не

получили этического и политического одобрения во всем мире, поэтому пока о

них нельзя говорить как о системе.

Вторая реальная наука, политика, заключает область действия,

направленного непосредственно на изменение человеческой личности и

отношений между людьми. Другой частью политики является деятельность

общественная, где проводится изменение общественных учреждений. Сфера

воздействия политики крайне ограничена – она останавливается там, где

начинается иррациональная физическая природа человека. Тем не менее, и эта

сфера создает условия для управления временем – существует возможность для

совершенствования самого человека, равно как и человеческих отношений и

учреждений.

Третьим видом реальной культурной деятельности является производство.

Производство делится на деятельность, создающую орудия производства, и на

деятельность, непосредственно создающую новые предметы культуры. В обоих

случаях, но особенно во втором, проявляется способность производства

преодолевать время, так как каждая созданная вещь, пока она существует,

останавливает время, побежденное ее созданием.

Таким образом, результатом времяобразующей деятельности человека в

истории является созидание культуры. Хотелось бы еще раз отметить, что

основным условием овладения временем путем культурной деятельности является

сочетание ее двух видов: символической и реальной. Уход искусства в

область чистого эстетизма настолько же пагубен для реальной культуры, как и

уход философии и науки в чистую теорию. Как производство слепо без

искусства, так и искусство бессильно без производства, меняющего мир.

Следует отметить, что вышеизложенное не всегда было настолько

актуально для человека, а может быть, и не было аксиомой. В ходе истории

ощущение времени было разным в различные периоды развития общества.

Несомненно, что человек Античности ощущал время иначе, чем это делал

человек Средневековья, который видел это также по-иному, нежели чем наш

современник.

Сейчас время воспринимается как чистая длительность, необратимая

последовательность протекания событий из прошлого в будущее. Время

объективно, его качество независимо от наполняющей его материи. Наше время

– хронологическое. По мнению А.Я.Гуревича, человек не рождается с “чувством

времени”, его временные понятия всегда определены той культурой, к которой

он принадлежит. Для индустриального и, тем более, информационного общества

характерно сознательное отношение ко времени.

И в древности, и в средние века, и в эпоху Возрождения были люди,

задумывающиеся над проблемой невозвратности быстротекущего времени, однако

по большому счету, никогда в предшествующие эпохи время не ценилось так

высоко, как ныне, и не занимало такого места в сознании человека.

Современная категория времени имеет очень мало общего со временем,

воспринимавшимся в другие исторические эпохи.

В мифологическом сознании эта категория не существует как чистая

абстракция, поскольку само мышление людей на архаических ступенях развития

было по преимуществу конкретным, предметно-чувственным. Их сознание

охватывает мир одновременно в его синхронной целостности, и поэтому оно

вневременно. Мифом о регенерации времени архаическая культура давала

человеку возможность победить быстротечность и однократность его жизни. Не

отчленяя себя от родового социального тела, человек обманывал смерть.

Интересно, что похожее место в обществе отводится и человеку при

тоталитаризме – человек является “винтиком” в машине, загробной жизни не

предусматривается, – но человек не бессмертен – он часть вечной и

безымянной системы. Впрочем, основываясь на историческим опыте, можно

убедиться в том, что тоталитарный строй не является устойчивым и

жизнестойким.

Возвращаясь к первобытному мышлению, в его системе прошедшее,

настоящее и будущее расположены как бы в одной плоскости, в определенном

смысле они существуют одновременно. Древний человек видел и прошедшее и

настоящее время простирающимся вокруг себя, взаимно проникающим и

объясняющим одно другое. Временная ориентация в первобытном обществе

распространяется лишь на ближайшее будущее, недавнее прошлое и на текущую

деятельность, а все лежит за этими пределами, воспринимается расплывчато и

слабо скоординировано.

Очень важным является то, что для первобытного сознания время является

не нейтральной и объективной категорией, как для современного человека, а

могущественными таинственными силами, управляющими всеми вещами, жизнью

людей и даже Богов. Поэтому первобытное время эмоционально и ценностно

насыщено – оно может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов

деятельности и опасным для других, существует сакральное время, время

празднества, жертвоприношения. На этом этапе линейное время не преобладает

в человеческом сознании, оно подчинено циклическому восприятию жизненных

явлений, потому что именно повторяющееся время лежит в основе

мифологических представлений, воплощающих мировоззрение первобытного

человека.

Для многих великих цивилизаций древности была характерна

основополагающая идея, в соответствии с которой вечно длящееся настоящее

неразрывно связано с прошлым. Древнекитайское восприятие времени – это

циклическая последовательность эр, династий и царствований. В Индии

символом времени является колесо, постоянно вращающийся круговорот рождений

и смертей. Памятником остановившегося времени могут служить

древнеегипетские пирамиды. Мир, в глазах древних египтян, вышел готовым из

рук творца, прошлое и будущее присутствуют в настоящем.

Что касается временного восприятия древних греков, то и у них оно

осталось под сильнейшим воздействием мифологического осмысления

действительности. Мир воспринимается и переживается не в категориях

изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом

кругу. События, происходящие в мире, не уникальны, сменяющие одна другую

эпохи повторяются, и некогда существовавшие люди и явления вновь

возвратятся по истечении “великого года” – пифагорейской эры.

Пластические искусства Греции воплотили именно такое отношение ко

времени – трактовка тела свидетельствует о том, что древние видели в

настоящем моменте полноту бытия, завершенного в самом себе и не

подверженного развитию. Эллинское сознание обращено к прошлому, миром

правит судьба, которой подвластны не только люди, но и Боги, и,

следовательно, не остается места для исторического развития. Греки кажутся

людьми, которые движутся к будущему спиною вперед. Это мировосприятие,

которое можно назвать статико-циклическим, претерпевает определенную

трансформацию у римлян.

Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению

времени, и ход истории осмысливается, уже опираясь на определенные моменты

действительной истории – основание Рима и т.д. однако и их мировоззрение

не было готово к тому, чтобы воспринимать историю как развертывание

свободной воли человека.

В древности люди были не в состоянии вырваться из круга природного

бытия и противопоставить себя природе. Их зависимость от природы и

неспособность осознать ее в качестве «объекта воздействия” находит в

области культуры свое наглядное выражение в идее внутренней аналогии

человека «микрокосма» и мира “мегакосма”, имеющих единую структуру и

состоящих из одних и тех же элементов. Лишь во времена Возрождения наступил

переход к другому мировоззрению и новому осознанию человеком самого себя.

Таким образом, неотвратимость времени, представляющаяся нашему

сознанию естественной, более того, без нее вообще невозможно мыслить о

времени, вовсе не является таковой, если выйти за пределы взглядов

(исторически обусловленных и неизбежно ограниченных - как и в любую другую

эпоху), присущих людям современной нам цивилизации. “Наше” линейное время

восторжествовало в качестве единой системы отсчета в Европе в результате

очень длительного и сложного исторического развития.

Историческим рубежом, который положил начало новому осознанию времени,

наверное, можно считать позднее Средневековье, когда произошел подъем

городского населения, с отличающимся от сельского и хозяйственной

практикой, и стилем и ритмом жизни. По выражению Ле Гоффа происходит

переход от “библейского времени” к “времени купца”. Однако это не означало

конца или увядания средневековья, но влекло дифференциацию традиционной

картины мира, ранее единой для всего общества.

Говоря о времени Средневековья, следует отметить, что люди узнавали

время не визуально, а по звуку. Вся жизнь населения регламентировалась

звоном колоколов, соразмеряясь с ритмом церковного времени.

Поскольку темп жизни и занятий зависел от природного ритма, то

постоянной потребности знать точно, который час, возникнуть не могло и

привычного деления на части дня было достаточно. Минута как отрезок времени

и интегральная часть часа не воспринималась. Очень долго после изобретения

часов на них не устанавливали минутную стрелку.

Деление природы на части дня воспринимались соответствующе – ночь была

временем опасностей и страхов, демонов, других темных сил.

Противоположность дня и ночи воспринимались как символы жизни и смерти.

Такую же оценку получили и зима-лето. Эти оппозиции носили этическую и

сакральную окрашенность.

Кроме этого, сохраняло свое значение и родовое время. Феодальные

сеньоры заботились о своих генеалогиях, возводя род к далеким, часто

славным легендарным предкам. Влиятельный средневековый человек – это

человек, в котором сгустилось время в виде многих поколений.

Однако это касалось только знати. Что касалось простонародья, то

история почти отсутствовала в сознании крестьян. Народные представления о

прошлом – это, скорее всего, мифопоэтические утопии.

Вообще, земное время не воспринималось ни как единственное, ни как

подлинное время. Наряду с ним существовало и сакральное время, и только оно

обладало истинной реальностью. В христианском миросозерцании понятие

времени было отделено от понятия вечности, которая в других

мировоззренческих системах поглощала земное время. Вечность неизмерима

временными отрезками. Вечность является атрибутом Бога, время же сотворено

и имеет начало и конец. Кроме этого, историческое время приобретает

определенную структуру, разделяясь на две эпохи – до Рождества Христова и

после него. История движется от акта божественного творения к Страшному

суду.

Таким образом, новое осознание времени опирается на 3 определяющих

момента – начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого. Время

становится линейным и необратимым. Историческое время в христианстве

драматично, и драматизм складывается из дуалистического отношения к миру и

его истории. Земная жизнь и вся история является ареной борьбы между добром

и злом. И эти силы коренятся в самом человеке, и для торжества добра

необходима свободная воля человека. Земная жизнь приобретает свое значение,

лишь будучи включенной в сакраментальную историю спасения рода

человеческого.

Идеи исторического времени осознавались в обычных для средневекового

человека антропоморфных категориях. Популярной в средневековой философии

была концепция всемирно-исторических эпох, понимаемых как возрасты

человечества – от сотворения Адама до потопа (детство), до Авраама

(детство), до Давида (отрочество), до вавилонского пленения (юность), до

Рождества Христова (зрелость) и до конца света как старость. Это несло

оттенок исторического пессимизма – наступил последний, шестой возраст

истории, век одряхления.

Идея старения мира и близящейся катастрофы была основой мышления

средневековой людей. Но именно по этой причине знание истории считалось

необходимым. История выполняла воспитательную функцию, давая человеку

образцы, имевшие непреходящий смысл. Но историческая логика очень

отличалась от современной. Ее неотъемлемой чертой был анахронизм – прошлое

рисовалась в тех же категориях, что и современность. Библейские и античные

персонажи фигурируют в средневековых костюмах и в обстановке, привычной для

европейца, и Мастера не волнует то, что в иные эпохи и в разных краях

нравы, мораль, природа, одежда, знания были не такими, как у него на

родине. Кстати говоря, есть и еще одно подтверждению анахронизму в

творчестве - на картинах средневековых живописцев нередко последовательные

события изображаются вместе: в картине совмещаются несколько сцен,

разделенных временем.

Анахронично и само представление о природе человека: люди во всех

поколениях несут ответственность за первородный грех, совершенный Адамом и

Евой, и все евреи виноваты в распятии Христа. Крестоносцы были убеждены,

что карают не потомков палачей Спасителя, но самих этих палачей. Протекшие

века ничего не значили для них.

Такая особенность восприятия времени – слияние библейского времени со

временем собственной жизни, создает условия для того, чтобы человек

сознавал себя сразу в двух исторических эпохах – в современности своей

локальной преходящей жизни, и, в плане общеисторических, решающих судьбы

мира событий, рядом с сотворением мира, Рождеством и Страстями Христовыми.

Это двойственное восприятие времени - неотъемлемое качество средневекового

человека, и это дает ему возможность ощутить причастность к мировой

истории, почувствовать себя личным участником борьбы между добром и злом.

Вообще, можно согласиться с мыслью о том, что в средние века

отсутствовало единое представление о времени и о множественности времен как

реальности. В обществе существовало разное “социальное время” в различных

социально-культурных системах, то есть существовал целый спектр социальных

ритмов, характерных для отдельных коллективов. Однако можно, сказать, что

время находилось под контролем такого института, как церковь. Именно

духовенство устанавливало и регулировало все его ритмы, начиная с

запрещения труда в праздничные дни, и заканчивая установлением времени,

когда половой акт допустим, а когда нет. Время индивида не являлось его

индивидуальным временем, принадлежало не ему, а высшей силе, стоящей над

ним. Именно поэтому и сопротивление господствующему классу выражалось

зачастую в форме протеста существующему времени – в виде ожидания конца

света.

Господство церковного времени длилось до тех пор, пока соответствовало

медленному, размеренному ритму жизни феодального общества. В средние века

не было необходимости в том, чтобы ценить и беречь время, точно измерять

его и знать малые доли. Эта неторопливость соответствовала аграрной природе

средневекового общества. Но в нем начал развиваться иной очаг общественной

жизни, имевший более выраженный ритм и нуждавшийся в более строгом

измерении времени – город. В городе человек начинает абстрагироваться от

природы и становится подчиненным порядку, созданным им самим.

Город становится и носителем нового отношения ко времени. На городских

башнях устанавливают механические часы, которые удовлетворяют неслыханную

ранее потребность – знать точное время суток. Уже не перезвон церковных

колоколов, зовущих к молитве, а бой башенных часов регламентирует жизнь

горожан. Время приобретает большую ценность, превращаясь в существенный

фактор производства.

Создание механизма для измерения времени породило, наконец, условия

для выработки нового отношения к нему – как к однообразному потоку, который

можно разделить на одинаковые бескачественные величины. В европейском

городе впервые в истории начинается отчуждение времени как чистой формы от

жизни, явления которой подлежат измерению. Общество постепенно перешло от

созерцания мира в аспекте вечности к активному отношению к нему в аспекте

времени.

Время вытянулось в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через

точку, называемую настоящим. Настоящее сделалось скоропреходящим,

невозвратным и неуловимым. Человек впервые столкнулся с тем фактом, что

время, ход которого он замечал, только когда случались какие-либо события,

не останавливается и при отсутствии событий. Следовательно, время

необходимо беречь, и стремиться использовать его с пользой.

Переход к механическому отсчету времени привел к тому, что человек

перестает быть хозяином времени, так как, получив возможность протекать

безотносительно к людям и событиям, время устанавливает свою тиранию,

которой вынуждены подчиняться люди. Время навязывает свой ритм, заставляя

спешить, действовать быстрее, не упускать момента.

Много веков отдаляет нас от Позднего Средневековья, когда начало

складываться такое отношение ко времени. За это время многое стало не

только неактуальным, но даже совершенно диким для современного человека.

Одно из немногих, что сохранилось – это пиетет перед временем. Сейчас в еще

большей степени, чем раньше, время остается Божеством, которому

поклоняются. Более того, названию нашей эпохи – Эра Информации, вполне

можно дать имя-синоним Век Времени.

Литература:

1. А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. Москва-Санкт-Петербург,

1999.

2. В.Н. Муравьев. Овладение временем. Москва, 1998.

3. Жак Ле Гофф. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2002.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека