Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Правовое обеспечение управления качеством продукции

Правовое обеспечение управления качеством продукции

39

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский Государственный Технический Университет

им. И. Раззакова

Курсовая работа

По дисциплине: Управление качеством

На тему

Правовые обеспечения управления качеством продукции

Выполнил:

студент гр. ССП-1-05

Озубеков М

Бишкек 2009 г.

Содержание

Введение

1. Принципы управления качеством

2. Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность

3. Государственное регулирование качества и безопасности продукции

3.1 Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества

3.2 Защита прав потребителей

3.3 Охрана прав потребителей за рубежом

4. Техническое регулирование в обеспечении качества и подтверждении его качества

4.1 Понятие и принципы технического регулировании

4.2 Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия

4.3 Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов

4.4 Права и обязанности специально уполномоченных государственных органов по государственному надзору

5. Стандартизация как нормативное условие обеспечения качества и конкурентоспособности

6. Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

7. Список литератур

Заключение

Аннотация

Курсовая работа написана на 42страницах, на русском языке. Данная работа о правовом обеспечении управление качеством продукции и об их роли в настоящее время. Работа содержит права и обязанности лиц участвующих в производстве и оборота продукции а также ключевые слова: качество, объект регулирования, субъект регулирования, цель регулирования.

Введение

Качество продукции формируется под воздействием сложного механизма различных факторов: экономических, организационных, технических, правовых. Поэтому необходимо обеспечить их взаимоувязанное воздействие на качество. Качество продукции - категория политическая, экономическая, техническая, нравственная, правовая. Правовая является важным средством в решении задачи коренного улучшения качество продукции. Сложившийся в экономике «правовой нигилизм», преувеличение роли правовых запретов и соответственно недооценка роли права как конструктивного, регулирующего фактора стали тормозом развития народного хозяйства. Расширение самостоятельности предприятий и объединений, переход к рыночной экономике, деятельность в условиях конкуренции за лучшее спрос удовлетворение потребителей и обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке выдвигают как насущную задачу - творческое, эффективное использование правовых форм, средств, методов обеспечения качества продукции. Правильное и умелое применение правовых норм будет способствовать развитию инициативы и предприимчивости предприятий в деле удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в изделиях высокого качества, продукции, обеспечению надежной защиты интересов потребителей. Изучение вопросов правового обеспечения качества продукции в соответствии с новейшим законодательством, освоение методики применения правового механизма необходимо в свете решения задачи по перестройке правового воспитания, организации юридического всеобуча в условиях формирования правового государства, реформы политической системы и внедрения новых методов хозяйствования [1].

1. Принципы управления качеством

В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Изложим наиболее близкий авторам взгляд на содержание принципов всеобщего управления качеством.

n Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя.

В основе этого принципа - анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

n Принцип 2. Лидерство.

Лидерство - ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК - это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее только можно взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данным ему полномочиями.

n Принцип 3. Вовлечение персонала.

Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду. Следствие такого подхода - принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры.

n Принцип 4. Процессный подход.

Все виды деятельности в организации рассматриваются как процесс. Процесс - это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов полученных результатов для современного принятия управленческих решений.

n Принцип 5. Системный подход.

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение поду дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей.

Принцип 6. Непрерывное улучшение.

При непрерывном улучшении процессов постепенно появляются возможность снижение потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот цепь называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования - это обучение персонала.

Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решение на основе фактов - значить отключать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода - измерения, проводимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комейкершип - «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним - дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношением с поставщиками [2].

2. Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:

Объект регулирования качества продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Субъектом регулирования качества продукции являются управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Цель регулирования - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции. Методы и средства регулирования качества продукции - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Регулирование качеством использует следующие четыре типа методов:

1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;

3) организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;

4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Правовое регулирование в обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Но правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел. Социальное управление, игнорирующее факты, неизбежно теряет свою эффективность, превращается, в конечном счете, в бесполезную деятельность. Это в полной мере справедливо и для правового регулирования - одной из форм социального управления. Проблема качества и безопасности товаров и услуг ныне актуальна для любой страны мира. XXI век должен стать веком качества и безопасности. Такова общемировая тенденция. Правительства многих государств различными способами, в том числе и через национальное законодательство, активно поддерживают усилия по улучшению качества и безопасности товаров и услуг. Что касается нашей страны, то мы пока только в самом начале этого пути. Основу государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества товаров и услуг составляют: Конституция Кыргызской Республики, законы КР: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также постановления Правительства КР и иные нормативные акты.

Анализ действующего в нашей стране законодательства в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг свидетельствует, к сожалению, о его несоответствии требованиям ВТО (Всемирной торговой организации) и межправительственным соглашениям, хотя за последние годы в этом направлении сделано не мало. Кроме того, многочисленные правовые нормы буквально "распылены" по различным документам, их содержание во многом не отвечает требованиям рыночной экономики; часто функции надзорных и контролирующих органов неоправданно дублируются.

Несовершенство законодательной базы в условиях масштабного реформирования экономики, увеличения объемов импорта, либерализации производства и реализации товаров значительно осложняют ситуацию в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг в нашей стране.

Цель государства - поддержка отечественных товаропроизводителей через создание равных возможностей конкуренции с зарубежными предпринимателями. Это предполагает формирование для отечественных товаропроизводителей сертифицированных систем обеспечения и управления качеством, а также развитие добровольной сертификации; стимулирование их перехода на работу по международным стандартам. Думается, Правительству КР целесообразно предусмотреть особые премии и знаки отличия для производителей, работающих по международным стандартам качества.

Необходимо также формировать щадящую налоговую политику и систему льгот для предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, предоставлять им возможность рекламировать свою продукцию в государственных СМИ по льготным тарифам. Кроме того, важна поддержка СМИ, публикующих информацию о некачественных товарах, рейтингах отечественной и зарубежной продукции, составленных в результате независимой потребительской экспертизы. А по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, поставляющим на потребительский рынок некачественную продукцию, государству следует, применять эффективные экономические санкции. Кроме того, обычный потребитель тоже может внести свой вклад, стараясь все-таки покупать качественный товар, тем самым, поощряя производителей, стремящихся к производству безопасной и качественной продукции.

В последнее время во всех странах мира проблема повышения качества промышленной продукции приобрела чрезвычайное значение. В ряде стран она стала разрабатываться на государственном уровне и составила основу национальных экономических программ.

Уже давно и небезуспешно ведутся работы в области теории и практики управления качеством продукции.

В последнее время проблема качества резко обострилась.

Есть несколько объективных причин, которые потребовали особого внимания к проблеме качества продукции, особых усилий для её разрешения. Основными причинами являются следующие:

1. Прежде всего, высокие темпы научно-технического прогресса привели к появлению принципиально новых видов изделий, резкому усложнению их конструкций, созданию и широкому освоению сложных технических систем. Усложняются технологические процессы, появляются новые методы и способы переработки исходных материалов. Создаются новые, раннее не известные материалы.

2. На международном рынке обострилась конкуренция, которая, как известно, зависит от уровня цен и качества предлагаемых товаров. На первом месте по этой причине в конкурентной борьбе вышло качество продукции. Побеждает тот, кто предлагает продукцию высокого качества по умеренным ценам. Из этого правила нет исключения, и с этим надо считаться. Чтобы торговать, иметь валюту и покупать за рубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты.

Проблема качества продукции является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития. Управление качеством продукции является составной частью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся. Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.

Механизм управления качеством продукции заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах. При изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции. За исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие. Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых. Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу, удару. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов существенно снижает их ударную вязкость.

Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью количественных показателей качества. Итак, первый элемент государственного механизма управления качеством - стандарты, концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное - в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве. Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции. В свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции, регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования. Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции смежников. Второй элемент механизма управления качеством - планирование, которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. Третий элемент государственного механизма управления качеством продукции - оценка качества продукции методами контроля, испытаний и сертификации. В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильно действовать сам экономический механизм.

Под сертификацией продукции понимают установление соответствия отечественной продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между изготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия качества, для изготовителя - гарантия успеха. Вопросы сертификации продукции очень актуальны для западных фирм. Что касается отечественных предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них, которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции их контакты с внешним рынком будут убыточными.

Обязательной сертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования по безопасности для здоровья и жизни людей и экологии. Сертификация продукции базируется на результатах её испытаний. Мировая практика свидетельствует о том, что объективная оценка качества может быть достигнута только при её проведении специальным органом, независимым от разработчика и изготовителя продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимых сертификационных центров, соответствующих международным требованиям. Необходимым элементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков, цехов и производства в целом. Обязательным требованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов на закупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятии системы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых странах мира не жалеют средств на разработку и внедрение стандартов, устанавливающих требования к системам управления качеством продукции на предприятиях, в частности, стандартов ИСО серии 9000. Внедрение этих стандартов и гарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу нашей продукции на внешний рынок. Высокое качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс. Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как именно в этот момент определяются главные свойства и параметры будущей продукции. Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер технологической подготовки производства продукции.

Современные металлургические и машиностроительные предприятия не могут достигнуть требуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателей и их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контроля качества продукции. Возросшие требования к металлопродукции со строго регламентированным составом и заданными физическими свойствами вызывают необходимость повышения точности определения и регулирования её химического состава, содержания вредных примесей и неметаллических включений, тщательного контроля химических и физико-механических свойств. До сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: получение прибыли. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства. По всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что из многих рекомендуемых средств достижения качества продукции первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне - тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокое качество. Вывод однозначен: ставку надо делать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех “p”: “peoplе-product-profit” (человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видите, человек, работник, а следовательно, его квалификация и положительные личностные качества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к сотрудничеству и дух соперничества. Однако всё сходиться в одном - качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции. Для предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получение максимально полной информации о системах сертификации продукции, действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические документы (международные стандарты). Одной из таких организаций является Генеральная ассоциация по тарифам и торговле (ГАТТ), занимающаяся общими вопросами регулирования международной торговли. В состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности стали разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений обязывающего характера для входящих в нее стран.

Помимо межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них - материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы. Другой межправительственной организацией является Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран. На региональном уровне вопросами организации сотрудничества между странами в области сертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции занимаются региональные межправительственные организации, в том числе региональные экономические комиссии ООН. Среди них необходимо в первую очередь отметить Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами стран Европы.

3. Государственное регулирование качества и безопасности продукции

3.1 Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества

В настоящее время политика в области качества становится общенациональной идеей, так как проблема качества на современном этапе - это проблема выживания в острейших условиях конкуренции. Важную роль в обеспечении качества играет государство, прерогативу которого включается формирование механизмов и стимулов экономического развития, направленных на обеспечения качества продукции конкурентоспособности предприятий. С одной стороны, государство стремится не допустить на внутренний отечественный рынок товары низкого качества, которые могут нанести ущерб жизни, здоровью и безопасности членов общества; с другой - выпуск продукции низкого качества подрывает экономику страны, тем самым снижает ее экспортный потенциал, что не способствует укреплению авторитета на внешнем рынке. В современных условиях значительной проблемой для нашего рынка является высокий уровень контрафактной (фальсифицированной) продукции. Проблема увеличения оборота контрафактной продукции непосредственно связана с экономической составляющей. Так, например, в розничной торговле норма прибыли от продажи DVD может достигать 1378%, CD - 700% по реализуемым новинкам. Норма прибыли при продаже легальной продукции составляет соответственно 207 и 217%. При этом размер требуемых капиталов для «входа» на рынок у «пиратов» значительно ниже, чем у производителей лицензионного товара, а расчетная окупаемость инвестиций в два раза короче (5 лет - от 1,5 до 2,5 лет).

Наиболее высокий уровень криминализации сферы оборота фальсифицированных товаров отмечается в крупных промышленных городах, где проживает значительная часть населения страны, находятся международные и региональные транспортные узлы, морские порты, крупные рынки сбыта.

Серьезная проблема - нахождения даже на территории режимных предприятий коммерческих структур, которые, по существу, бесконтрольно производят и хранят оптические носители, лекарственные средства и другие товары.

Проблема контрафактной продукции носит международный характер. Производство подделок превратилось в масштабный и очень привлекательный бизнес с разветвленными сетями поставщиков, реализаторов, построенный по принципу корпораций. По данным Всемирной таможенной организации, контрафактные товары составляют от 5 до 7% общего объема мировых товарных рынков, что наносит компаниям более $500 млрдежегодного ущерба.

Так например, во Франции ежегодные убытки от контрафактной продукции составляют 6 млрд евро., потерия рабочих мест - 30 тыс. Человек, каждое второе предприятие сталкивается с проблемой подделки. Законодательно-правовое обеспечение качества и безопасности в Кыргызской Республике определяется законом КР и нормативно-правовых актов, их развивающих. К ним прежде всего относятся:

· Гражданский кодекс КР;

· Закон «О защите прав потребителей»;

· Закон КР «Об основах технического регулирования»;

· Закон КР «Об обеспечении единства измерений».

Среди вышеназванных законов в системе государственного регулирования качества и безопасности Гражданский кодекс КР и общество по защите прав потребителей главным образом регулирует взаимоотношения потребителей и изготовителей (продавцов, исполнителей) товаров (работ и услуг).

3.2 Защита прав потребителей

В условиях рыночной экономики государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя законодательно-правовую основы и организационный механизм действий в этом направлений. Развитие законодательства в странах с рыночной экономикой в области защиты прав потребителей приходится на 1960-1980-е гг., когда не качественные товары потребительского назначения (пищевые продукты, косметика, электроприборы и т. п.) все чаще становились причиной материального ущерба, болезни и смерти людей. В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в котором сформулирована необходимость защиты потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также принципы защиты экономических интересов потребителей. В законодательстве стран с развитой рыночной экономикой можно выделить два вида законодательно-правовых актов в области защиты прав потребителя:

1) гражданские и торговые кодексы, регламентирующие вопросы обеспечения качества и защиты прав потребителя в общем контексте договорных отношений (например, гражданские кодексы Франции, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Единый торговый кодекс США);

2) специальные законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, их экономических интересов, охрану окружающей среды (например, Закон США о безопасности потребительских товаров, Закон Японии о защите интересов потребителей, Закон ФРГ о безопасности оборудования); кроме общих законов о защите прав потребителей в ряде стран существуют многочисленные законодательные акты по вопросам качества и безопасности отраслевых видов продукции; так, в США действует более 150 таких законов (например, Закон о контроле качества мясных продуктов).

В соответствии с этим законами национальные государственные органы утверждают обязательные стандарты или придают обязательную юридическую силу добровольным стандартам, содержащим требования в области безопасности продукции, и соответственно осуществляют контроль за их соблюдением. В настоящее время на международном уровне идет процесс гармонизации права в области защиты прав потребителей, т. е. развитие национального права в данной сфере в отдельных государствах в направлении его сближения с национальными системами права, существующими в других государствах. Развитие гармонизации права связано прежде всего с влиянием соглашений, принимаемых на межгосударственном уровне. Так римский договор 1957 г. обязал участников стран ЕС гармонизировать национальные законодательства. В развитие этого положения в 1985 г. принято унифицированное законодательство стран ЕС «Директивы по сближению законов государств - членов ЕС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции» [5].

3.3 Охрана прав потребителей за рубежом

Необходимость сохранения среды обитания населения, охраны его здоровья, обеспечения безопасности граждан в быту и на производстве поставила перед законодательными органами и правительствами, в первую очередь экономически развитых стран, задачу создания правовой базы гарантий качества продукции и защиты потребителя. Рассмотрим несколько примеров. В США 1962 г. президент Дж. Кеннеди представил конгрессу билль «О правах потребителей», в котором декларировалось право потребителей на безопасность товаров, информацию, на выбор, право быть услышанным. А в 1972 г. в стране принят закон об обеспечении безопасности потребительских товаров, в соответствии с которым была комиссия по соблюдению данного закона. Этой комиссии представлен широкий круг полномочий. Ее основная задача заключается в разработке обязательных стандартов на потребительскую продукцию (совместно с заинтересованными организациями).

Федеральной торговой комиссией США установлены специальные правила гарантийных обязательств, известных как закон Магнусона-Мосса. Многим государственным ведомствам США дано законодательное право налагать штрафы на фирмы и привлекать их к судебной ответственности за несоблюдение законов. В США Союз потребителей образован в 1936 г., в настоящее время в его составе около 5 млн. членов, призванных защищать права потребителей. Главные из этих прав - право быть информированным, право выбора, право быть услышанным. Право быть информированным означает, что потребители имеют право знать:

1) что именно они покупают;

2) условия продажи и разнообразные гарантии;

3) вероятный риск, который может сопутствовать потреблению этого продукта.

Право выбора вытекает из природы конкуренции и опирается на нее. Конкуренция - основа свободного предпринимательства. Поэтому федеральное правительство принимает антитрестовские законы, запрещающие любые попытки устранить конкуренцию.

Право быть услышанным означает следующее. И предприятие, и правительство осознают необходимость знать мнение потребителей. Большинство крупных фирм имеет специальные отделы по приему и расследованию жалоб и предложений покупателей. Многие компании даже обеспечивают специальные бесплатные телефонные номера, по которым потребитель легко может с ним связаться. Со своей стороны, правительство проводит публичные слушания по потребительскому законодательству. Любой человек может принять участие в их работе (написать, позвонить, выступить на них). Все это делается для помощи потребителям и защиты их интересов.

На государственном уровне для проведения политики по защите интересов и прав потребителей созданы Комиссия по безопасности потребительских товаров, Федеральная торговая комиссия, Управление по безопасности движения, Агентство по защите окружающей среды и др. Координацию их деятельности осуществляет Управление по делам потребителей.

Действует целая сеть федеральных агентств помощи потребителям.

Приведем примеры некоторых:

· Office of Consumer Affairs (взаимодействует с общественными организациями по вопросам защиты интересов потребителей);

· Consumer Product Safety Commission (предохраняет потребителей от риска расстройств из-за некачественных товаров);

· Federal Trade Commission (FTC) (охраняет потребительские права по многим аспектам; проводит в жизнь правительственные антимонопольные законы, препятствует ложной или ошибочной рекламе, упаковке, штампу и отстаивает правительственные кредитные законы);

· Food and Drug Administration (FDA) (охраняет потребителя от некачественных и вредных для здоровью пищи, медикаментов, косметики и др.);

· Government Printing Office (осуществляет широкую продажу печатных изданий об интересах покупателей);

· Department of Agriculture (осуществляет широкую продажу печатных изданий об интересах покупателей);

· Postal Service (охраняет население от использования почтовыми службами жульнических схем).

В Японии принято более 50 общенациональных законов, десятки указов и распоряжений на местном уровне, действующих сфере правовой защиты потребителей. Во Франции помимо эффективно действующей системы законодательства права потребителей защищают несколько ведомств. Это Национальный институт потребителей, Ассоциация по информированию и защите потребителей, Комиссия по обеспечению безопасности потребителей.

Таким образом, в экономики развитых странах действует принципы жесткой ответственности за качество выпускаемой продукции. В странах Восточной Европы правовая база защиты прав потребителей создается заново или совершенствуется [6].

4. Техническое регулирование в обеспечении качества и подтверждении его соответствия

4.1 Понятие и принципы технического регулирования

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [5].

Законодательной основой технического регулирования в Кыргызской Республике является закон КР от 22 мая 2004 г. № 67 закон КР «Об основах технического регулирования». Этот Закон закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.

Понятие о технических регламентах

Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных растений; предупреждения действий ,вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения), отношении которых устанавливаются требования ТР;

- идентификации объекта технического регулирования;

- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ЖЦП,

В ТР в целях его принятие могут также содержатся: а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определимые с учетом степени риска; б)предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования; в)требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их перенесения.

Технический регламент-это документ, принятый международным договором, вступившим в установленном законом порядке в силу, закон Кыргызской Республики или постанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования.

Виды технических регламентов:

Общие технические регламенты;

Специальные технические регламенты;

Общий технический регламент содержит требования. Обязательный для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой на рынок продукции, процессов (методов) производства, хранения, перевозки. Реализации, эксплуатации, утилизации и принимается по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасности строительства зданий и сооружений;

биологической безопасности;

взрывобезопасности;

безопасности излучений;

механической безопасности;

пожарной безопасности;

термической безопасности;

электрической безопасности;

экологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

промышленной безопасности;

химической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности;

Общий технический регламент может быть принят только законом.

Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические или иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальный технический регламент применяется только в том случае и в отношении только тех отдельных видов продукции и процессов (методов) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если цели, определенные настоящим Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общего технического регламента и в отношении которых степень риска причинения вреда выше степени риска, учтенной общим техническим регламентом. Необходимость разработки специального технического регламента определяется в общем техническом регламенте. Специальный технический регламент принимается постановлением Правительства Кыргызской Республики. Техническое регулирование в Кыргызкой Республике осуществляется в соответствии с принципами: единства правил установление требований к продукции, процессам (методам) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации работам или услугам;

сооответствия технического регулирования интересам национальной экономики и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилами независимости органов по акридитации , органов по серти-фикации и органов контроля от изготовителей, рподавцов, исполнителей и покупателей;

единой системоы и единства правил акридитации: (м.с.) ИСО/МЭК 17011;

единства системы измерений;

единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки соответствия: (испытания м.с. или акредитация по м.с.) ИСО/МЭК 17025;

единсва применения требований технических регламентов независимо от вида или осбенностей сделок;

проведение работ по образовательной оценке соответствия специально подготовленным в исследуемой области персоналом (серт. соот. экс.);

недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения в одной организации функции специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти по правилу соблюдения требований технических регламентов и органа по сертификации;

недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

4.2 Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия

Разработкой стандартов, технических регламентов в области стандартизации в оснсвнсм занимаются технический комитет. Технический комитет - это общие объединение заинтересованных лиц, организации, предрпиятии, органов власти, в том числе национальный орган по стандартизации, которые созданы для разработки национальных, межгосударственных стандартов, а также для проведения подготовительных и спомогательных работ в области национальной и международной стандартизации по закрепленным объектом стандартизации.

Основной работой технического комитета создание обеспечение документами по стандартизации. Способами развитии производства продукции, повышение уровня безопасности жизни и здоровью физических лиц, а также животных и растений. Основными функциями технического комитета в области стандартизации разработка, согласия, экспертиза, по закрепленным группам продукции и областью деятельности соответствии с кодексом добросовестной практики принятия и применение стандартов соглашение по техническим барьером в торговле всемирной торговой организации.

Техническими регламентами с учетом - степени риска причинение вреда устанавливают минимально необходимые требования по обеспечению всех видов безопасности, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.

Технические регламенты также могут предусматривать:

особые, научно обоснованное требование продукции, процессам (методом)

производство хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации,

обеспечивающие защиту отдельных категории физических лиц (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей и инвалидов)

Особые, научно обоснованные требование к продукции, процессам (методам) производства хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации в отдельных местностях, если отсутствие таких особых требований в силу климатических и географических особенностей не приведет к достижению целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. Технические регламенты разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или)место их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями, с исключениями, предусмотренными пунктом настоящей статьи. Международные стандарты, нормы и правила должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Правила и методы испытаний и измерений применяются в порядке, установленном техническими регламентами. Целесообразность разработки технического регламента, а также выбор норм и схем оценки соответствия определяются с учетом степени риска не достижения целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. Обоснование целесообразности принятия технического регламента должно содержатся в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании и проекту технического регламента.

Требования технических регламентов не должно создавать препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.

4.3 Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов

Постановление Правительства КР от 27 сентября 2006 года №702 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственного надзора»

Основными принципами осуществления государственного надзора являются:

презумпция добросовестности субъектов предпринимательства, то есть субъект предпринимательства не признается нарушившим обязательные требования и условия, если не установлено иное;

Финансирование деятельности специально уполномоченных государственных органов осуществляется только из средств государственного бюджета;

проведение государственного надзора допускается только органами, уполномоченными на это техническими регламентами;

государственный надзор в отношении конкретного вида продукции осуществляется только одним специально уполномоченным государственным органом;

открытость и доступность для субъектов предпринимательство актов, устанавливающих обязательные требования условия, соблюдение которых проверяется при проведении государственного надзора;

непрерывность и оперативность проведение государственного надзора, т.е. полное максимально быстрое осуществление его в течение установленного срока;

соответствие предмета государственного надзора, проводимого специально уполномоченным государственным органом, его компетенции;

возможность обжалование действии (бездействия) специально уполномоченного государственного органа, нарушающего требования, установленные настоящим Законом и техническими регламентами;

ответственность специально уполномоченных государственных органов за нарушение законодательства Кыргызской Республики при осуществлении государственного надзора

Объекты государственного надзора

1. Государственный надзор за соблюдением требовании технических регламентов (далее - государственный надзор) осуществляется в отношении соблюдения требовании технических регламентов.

2. В отношении продукции государственный надзор осуществляется исключительно на стадии обращении продукции.

Осуществление государственного надзора

Государственный надзор осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с техническими регламентами.

Постановление Правительства КР от 30 ноября 2005 года № 546 «О национальном институте стандартов и метрологии Кыргызской Республики»

4.4 Права и обязанности специально уполномоченных государственных органов по государственному надзору

1. На основании положении настоящего Закона и требовании технических регламентов специально уполномоченные государственные органы государственного надзора имеют право:

требовать предъявление изготовителями (исполнителями, продавцами) декларации о соответствии или сертификата соответствия, если наличие таким документом предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

привлекать изготовителя (исполнитель продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

2. Государственный надзор не должен создавать препятствий осуществлению изготовителями (исполнителями, продавцами) деятельности в большей степени. Чем это минимально необходимо для достижения целей государственного надзора.

3. Специально уполномоченные государственные органы обязаны:

в ходе мероприятий по надзору проводить разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать изготовителей (исполнителей, продавцов) о требованиях действующих технических регламентах;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;

соблюдать порядок проведения и оформления мероприятий по государственному надзору, установленный действующим законодательством;

принимать по результатам по государственному надзору меры для устранения последствий для устранения последствий нарушений требований технических регламентов, минимально влияющих на осуществление изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности;

4. В случае выявления нарушений требований технических регламентов специально уполномоченные органы вправе:

требовать устранения нарушений в срок, обоснованный с учетом характера нарушения;

оповещать непосредственно или через средства массовой информации заинтересованных лиц и потенциальных потребителей о производимой и (или) реализуемой опасной продукции;

предпринимать предусмотренные законами Кыргызской Республики действия по запрету отчуждения (реализации) и (или) передаче продукции другим лицам;

на основании решения суда предпринимать действия по полному или частичному запрещению (приостановлению)процессов производства, хранения перевозки, реализации и эксплуатации, а также по отзыву продукции из обращения;

принимать иные предусмотренные законодательством Кыргызской Республики меры с целью недопущения причинения вреда[4].

5. Стандартизация как нормативное условие обеспечения качества и конкурентоспособности

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.

Стандартизация осуществляется в целях:

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного имущества, экологической безопасности, безопасность жизни или здоровью животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

· представление в договорах (контрактах) достоверной информации продукции в удобной и понятной форме;

· повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и соответственно разработка направлений их повышения;

· внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;

· увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;

· взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;

· эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Социальная функция стандартизации проявляется при создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции (работ, услуг), который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасности людей при производстве продукции, ее обращении, использовании и утилизации.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы объективного восприятия обществом различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформление документов и т. п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания, и расширяет возможности взаимообогащающего обмена информацией.

Стандартизация основывается на следующих принципах:

· добровольное применение стандартов;

· максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

· недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это установлено целями стандартизации;

· недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

В мире развитие стандартизации осуществляется на международном, региональном и национальном уровне управления.

В табл. 1 приведены примеры организаций по стандартизации функционирующих на различных уровнях управления.

Таблица 1 - примеры организаций по стандартизации, функционирующих на международном, региональном и национальном уровне управления [5].

Уровень управления

Примеры организаций по стандартизации

Все области (кроме электрической)

Электрическая область

международный

ISO (ИСО)

IEC (МЭК)

Региональный (ЕС)

CEN (СЕН)

CENELEC

(СЕНЕЛЕК)

Национальный

Например:

DEN (германия),

AFNOR (Франция)

Например:

DKE (Германия)

UTI (Франция)

2.2 Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техническом регламенте или в Директиве. В регламентах (технических регламентах) ссылки могут носить разный характер:

ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номера, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -- единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Ответственность специально уполномоченных государственных органов государственного надзора и их должностных лиц при осуществлении государственного надзора

1.Специально уполномоченные государственные органы государственного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведений мероприятий по надзору за соблюдением требований технических регламентов, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, специально уполномоченные государственные органы государственного надзора обязаны в месячный срок сообщить лицу, права и законные интересы которого нарушены [3]. Ответственность за несоответствие продукции, процессов (методов) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации требованиям технических регламентов

1. В случае неисполнения предписания специально уполномоченного государственного органа об устранении выявленных при осуществлении процессов (методов) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации нарушений требованиям технических регламентов изготовитель законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае выявления несоответствии выпущенной в обращении продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

3. Обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) возместить вред не может быть ограничена договором или односторонним заявлением, сделанным до возникновения основой для возмещения. Соглашения или заявления об ограничении ответственности, заключенные до возникновения права на возмещение, ничтожны.

Ответственность органов по оценке соответствия

Орган по оценке соответствия, их руководители, а также эксперты и специалисты, виновные в нарушении положений настоящего Закона и технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики [4].

Заключение

Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов - качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование:

Управление качеством продукции на предприятии - это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Список литератур

1. Брославский Л.И. Правовые основы стандартизации и качества. - М.: Издательство стандартов, 1991. - 112 с.

2. Управления качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 2-е издание - В.А. Никитин, В.В. Филончева, 2005. - 226 с.

4. Закон Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования»

5. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.: ил. - (Серия «учебное пособие»)

6. Ершова А.К. Управления качеством. - М.: Университетская книга: Логос, 2008. - 288 с. - (Новая университетская книга)






Информация 







© Центральная Научная Библиотека