Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Разработка управленческого решения по снижению уровня загрязненности реки Обь г. Новосибирска

Разработка управленческого решения по снижению уровня загрязненности реки Обь г. Новосибирска

Содержание

Введение

1. Логическая часть

1.1 Характеристика лица принимающего решение

1.2 Диагностика проблемной ситуации

1.3Построение дерева проблем и дерева целей

1.4 Метод ранжирования

1.5 Дерево решений

2. Организационная часть

2.1 Подготовка реализации и исполнения решения

2.2 Оформление решения в виде приказа

Заключение

Список литературы

Введение

Водохозяйственный комплекс города играет важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики и создании благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Показатели состояния водных ресурсов напрямую зависят от состояния экономики. Проблемы водопользования значительно возрастают вследствие отсутствия оформленного института водного хозяйства города и России в целом, неразвитости законодательной основы водоохранной и водохозяйственной деятельности.

Очевидно, что сохранение здоровья граждан является одной из приоритетных целей водохозяйственной деятельности, а надежное водообеспечение объектов экономики - условие эффективного функционирования большинства из них. Отсюда можно сформулировать ряд проблем в водохозяйственной сфере, определяемых как угрозы безопасности водопользования.

? Наличие качественной питьевой воды - условие комфортной жизнедеятельности населения.

Факторами, определяющими данную проблему являются: несоответствие водоисточников требованиям, предъявляемым к водным объектам питьевого назначения; моральное и физическое старение основных фондов водопроводно - канализационного хозяйства; низкий технический уровень эксплуатации сооружений; нерациональное использование питьевой воды и пр. Кроме качества потребляемой воды в ряде областей стоит и проблема ее наличия. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории вызывает проблему водообеспечения. Особенно остро этот вопрос может встать в связи с прогнозируемыми климатическими изменениями.

? Продолжается ухудшение качества водных объектов несмотря на снижение сброса загрязненных сточных вод.

? Устойчивому водообеспечению промышленности и развитию производства препятствуют:

- истощение, деградация водных объектов, обусловленная высокой антропогенной нагрузкой и как следствие дефицит водных ресурсов;

- увеличение водоемкости производства, использования устаревших технологий;

- старение основных фондов водного хозяйства водопользователей, их постоянный ремонт вызывают необходимость ежегодного увеличения текущих эксплуатационных расходов; рентабельность понесенных затрат оказывается весьма низкой;

- высокая аварийность на сооружениях водного хозяйства повышает риски производственных аварий и вызывает экономический ущерб от недопроизводства продукции.

? Износ основных водохозяйственных фондов превысил пороговые значения, снизилась исполнительская дисциплина при эксплуатации ВХС и, как следствие, увеличилась частота и количество техногенных аварий. Чаще всего чрезвычайные ситуации имеют небольшие масштабы, и речь идет о проблемах водопользования населенных пунктов или территорий (прорыв плотины, загрязнение водных объектов при авариях на очистных сооружениях, либо вследствие прорыва продуктопроводов).

? Имеет место дефицит водных ресурсов в ряде районов, потеря мелиорируемых земель. Современные агроклиматические показатели, техническая оснащенность сельского хозяйства, загрязнение водных объектов, повлекшее потерю части рыбного фонда -факторы, определяющие угрозу сельскому хозяйству, а следовательно, продовольственной безопасности города.

Целью данной курсовой работы является разработка управленческого решения по снижению уровня загрязненности реки Обь г. Новосибирска.

Задачи:

· определить лицо, принимающее решение;

· построить SWOT-анализ и матрицу SWOT-анализа;

· построить матрицу классификации факторов проблемной ситуации;

· построить деревья проблем, целей и решений;

· применить метод ранжирования;

· описать этапы реализации управленческого решения.

1. ЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Характеристика лица, принимающего решение

Лицом, принимающим решение, является Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее - Горкомприроды) является органом мэрии г. Новосибирска и Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды. Горкомприроды наделяется Облкомприроды правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Горкомприроды наряду с мэрией отвечает за улучшение качества окружающей среды на территории г. Новосибирска. Горкомприроды действует на основании Положения и осуществляет свою деятельность под контролем мэрии г. Новосибирска, а по вопросам, входящим в компетенцию Облкомприроды, - под его контролем.

Решения Горкомприроды (его должностных лиц) по вопросам, отнесенным к его (их) компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в суд. Горкомприроды осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями мэрии г. Новосибирска, органами государственного управления, правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами. Основными задачами Горкомприроды являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории г. Новосибирска, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ) в городе; организация и осуществление на территории г. Новосибирска государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения экологической информацией; содействие в организации природно-заповедного дела на территории города, ведение Красной книги. В соответствии с основными задачами Горкомприроды: разрабатывает предложения по основным направлениям экологической политики мэрии города, совместно с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды организует разработку и реализацию городских и участвует в разработке и реализации областных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-экономического развития города и области; организует и осуществляет в установленном Облкомприроды и мэрией города порядке выдачу (аннулирование) и согласование:

- разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы;

- разрешений на складирование, размещение и захоронение промышленных и иных отходов (материалов, веществ);

- лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов совместно с местными и территориальными специально уполномоченными органами по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;

- лицензий и разрешений на добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение биологических объектов и коллекций;

согласовывает нормы (нормативы) и правила использования муниципальных природных ресурсов; участвует в проведении государственной экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории г. Новосибирска, а также экологических обоснований лицензий и сертификатов;

обеспечивает во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов функционирование экономического механизма природопользования, формирование внебюджетного экологического фонда, осуществляет оперативное управление использованием средств фонда в соответствии со сметой, утверждаемой мэрией г. Новосибирска;

совместно с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в организации и осуществлении учета и оценки природно-ресурсного потенциала города, ведет учет объектов, во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в ведении комплексного кадастра природных ресурсов г. Новосибирска; организует и ведет городской регистр опасных отходов (в том числе радиоактивных);

осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в г. Новосибирске по макету, разрабатываемому Облкомприроды; осуществляет контроль за экологической паспортизацией хозяйственных объектов на территории города; организует и осуществляет государственный экологический контроль (в том числе аналитический во взаимодействии со специализированной инспекцией аналитического контроля Облкомприроды) на всей территории города;

обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги, согласовывает в пределах своей компетенции материалы по созданию другими министерствами и ведомствами особо охраняемых природных территорий.

1.2 Диагностика проблемной ситуации

Для диагностики проблемной ситуации проводится SWOT-анализ - выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угроз. Поиск возможных вариантов решения проблемы проводится с помощью матрицы SWOT-анализа. SWOT-анализ и матрица SWOT-анализа представлены в таблице 1.

При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые факторы.

Классификация факторов проблемной ситуации: разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые представлена в таблице 2.

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа. Снижение уровня загрязненности р. Обь

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

- наличие очистных сооружений;

- наличие специалистов, обладающих соответствующими знаниями;

- достаточные полномочия для разрешения проблемы;

-эффективная система взаимодействия с другими органами власти;

- наличие общественных организаций, добровольно помогающих в решении данной проблемы.

- недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

- недостаточное количество достоверной информации о состоянии р. Обь;

- неудовлетворительная работа большинства очистных сооружений

Внешняя среда

Возможности

- создание специального фонда по поддержке в финансировании водоохранных мероприятий;

- проведение муниципальной водохозяйственной политики

- развитие системы мониторинга р. Обь;

- организация и проведение экологического образования и воспитания населения

- расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов;

- сотрудничество с ОГВ и ОМСУ других муниципальных образований по данной проблеме;

- инвестирования в сферу восстановления, охраны и снижения уровня загрязненности р. Обь;

- инициатива со стороны специалистов научно-исследовательских учреждений для оказания помощи в решении данной проблемы

Угрозы

- проведение целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований и постоянное научное сопровождение крупных мероприятий по очистке р. Обь;

- формирование системы муниципального надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений;

- увеличение вложений в строительство очистных сооружений

- совершенствование управления водными ресурсами;

- разработка нормативно-правовой базы водопользования;

- усиление контроля над предприятиями, загрязняющими р. Обь

- неопределенность в разделении полномочий между государственными органами управления водными ресурсами и ОМСУ;

- недостаточное финансирование водоохранных мероприятий;

- прогрессирующее заболачивание значительной территории бассейна р. Обь;

- несовершенство законодательной базы;

- незаинтересованность большей части населения в разрешении данной проблемы.

Таблица2 Матрица классификации факторов проблемной ситуации

Управляемые

Неуправляемые

Внутренняя среда

- недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

- недостаточное количество достоверной информации о состоянии р. Обь;

- неудовлетворительная работа большинства очистных сооружений

- недостаточный контроль за соблюдением природоохранного законодательства

Внешняя среда

- незаинтересованность большей части населения в разрешении данной проблемы.

- расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов;

- сотрудничество с ОГВ и ОМСУ других муниципальных образований по данной проблеме;

- инициатива со стороны специалистов научно-исследовательских учреждений для оказания помощи в решении данной проблемы

- неопределенность в разделении полномочий между государственными органами управления водными ресурсами и ОМСУ;

- недостаточное финансирование водоохранных мероприятий;

- прогрессирующее заболачивание значительной территории бассейна р. Обь;

- несовершенство законодательной базы;

- инвестирования в сферу восстановления, охраны и снижения уровня загрязненности р. Обь;

1.3 Построение дерева проблем и дерева целей

Для начала поиска вариантов решения проблемы целесообразно разложить проблему на компоненты по уровням и иерархии, установить взаимосвязи между ними.

Основные факторы проблемной ситуации представлены в дереве проблем (рис.1)

Ввиду того, что главная проблема состоит в высоком уровне загрязненности р. Обь, главная цель - это снижение уровня загрязненности р. Обь.

Рис. 1. Дерево проблем

Инструментов целеполагания является дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, в которой выделены: главная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней. Дерево целей представлено на рис. 2.

Рис. 2. Дерево целей

1.4 Метод ранжирования

Для дальнейшего анализа нам необходимо выбрать семейство целей. Для этого мы используем метод ранжирования.

Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в таблице факторов.

Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

Рассмотрим применение экспертных методов для решения нашей проблемы. Составим матрицу опроса, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3 Матрица опроса

Эксперты

Факторы

Улучшение работы очистных сооружений

Организованный контроль за соблюдением природоохранного законодательства

Очищение прибрежных зон

1

1

2

3

2

1

3

2

4

2

1

3

5

3

2

1

6

3

1

2

7

1

2

3

8

1

3

2

Сумма

12

14

16

Далее необходимо составить матрицу преобразованных рангов (таблица 4).

Наибольший коэффициент относительной важности у фактора "улучшение работы очистных сооружений", следовательно, для достижения цели выбираем данный фактор.

Таблица 4 Матрица преобразованных рангов

Эксперты

Факторы

Улучшение работы очистных сооружений

Организованный контроль за соблюдением природоохранного законодательства

Очищение прибрежных зон

1

2

1

0

2

2

0

1

4

1

2

0

5

0

1

2

6

0

2

1

7

2

1

0

8

2

0

1

Сумма, Rj

9

7

5

21

КОВ (Wj)

0,43

0,33

0,24

1.5 Дерево решений

Для того, чтобы улучшить работу очистных сооружений можно использовать следующие альтернативы:

1. Реконструкция очистных сооружений

2. Строительство новых очистных сооружений

Данные альтернативы можно представить в виде дерева решений (Рис. 3).

Рис. 3. Дерево решений

Предложенные альтернативы не являются взаимоисключаемыми, поэтому целесообразно применить их в комплексе.

2. организационная часть

2.1 Подготовка реализации и исполнения решения

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контроль и координацию их выполнения. Комплекс работ по подготовке реализации и исполнения решения включает в себя следующие этапы: планирование, организация реализации решения, контроль. Этап планирования представлен в виде сетевого графика (таблица 5).

Таблица 5 Сетевой график

Содержание действия

Предшествующее действие

0

Начало работ

1

Определение источника финансирования

0

2

Организация обследования очистных сооружений

1

3

Подсчет очистных сооружений не пригодных для дальней эксплуатации

1, 2

4

Подсчет сооружений, требующих реконструкции

1, 2

5

Подсчет сооружений, находящихся в работоспособном состоянии

1, 2

6

Подсчет необходимых средств и материалов на реконструкцию, снос и строительство новых очистных сооружений

1, 3, 4, 5

7

Выбор строительных организаций, осуществляющих реконструкцию и строительство очистных сооружений

1

8

Осуществление работ по строительству и реконструкции сооружений

1, 7, 6

9

Проведение испытаний отремонтированных и новых очистных сооружений

1, 8

10

Сдача сооружений в эксплуатацию

9

На этапе организации реализации решения необходимо провести собрание и инструктаж исполнителей для доведения до их сведения задач, определения места каждого участника в процессе и охарактеризовать взаимосвязь всех участников проекта. Контроль - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. В ходе реализации решения будет осуществляется текущий и заключительный контроль. Текущий контроль будет осуществляется на каждом этапе реализации решения (в соответствии с сетевым графиком): будут отслеживаться соблюдение сроков реализации и отклонения в ходе выполнения работ. Заключительный контроль будет проводиться по окончанию работ. Процесс контроля предусматривает установление стандартов и критериев для сопоставления с ними реальных результатов и осуществления корректирующих действий

2.2 Оформление решения в виде приказа

Управленческое решение представлено в виде приказа, текст которого приведен ниже.

Заключение

Рациональное использование водных ресурсов в настоящее время представляет собой крайне насущную проблему. Это, прежде всего, охрана водных пространств от загрязнения. В частности, следует ограничить сбросы в р. Обь, а также усовершенствовать технологии производства, очистки и утилизации. Необходимо снижать размер платы за загрязнения окружающей среды предприятиям с минимальными выбросами и сбросами, что в дальнейшем будет служить приоритетом для поддержания минимума сброса или его уменьшения. Необходимо строительство новых очистных сооружений, реконструкция старых.

По всей видимости, пути решения проблемы загрязнения водных ресурсов в России лежат, прежде всего, в области разработки развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия, а также изыскании путей реализации этих законов на практике (что, в условиях российских реалий, наверняка столкнется с существенными трудностями).

В ходе данной работы принято управленческое решение: улучшить работу очистных сооружений. Для этого было решено использовать следующие альтернативы:

1. Реконструкция очистных сооружений

2. Строительство новых очистных сооружений

Лицом, принимающим решение, является Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Список литературы

1. Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения. - Новосибирск: СибАГС, 2003. - 140 с.;

2. Фахрутдинова А.З., Марченко Е.В., Кравченко А.А. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 216 с;

3. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 240 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека