Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Стратегическое планирование в управлении

Стратегическое планирование в управлении

2

Содержание

  • 1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. Процесс стартегического планирования и реализация планов
    • 2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений
    • 3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций
    • 4. Ситуационное задание
    • Список литературы
1. Сущность, содержание, цели стратегического планирования. процесс стартегического планирования и реализация планов

Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - это процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 31.

Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности организации и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития системы как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Стратегическое планирование ставит целью комплексное научное исследование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработку показателей развития фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование осуществляется путем реализации следующих процедур:

анализ перспектив развития фирмы (выяснение тенденций и факторов, их определяющих, выявление "чрезвычайных ситуаций", которые могут изменить сложившиеся тенденции);

анализ позиций в конкурентной борьбе (конкурентоспособность продукции фирмы на различных рынках и перспективы фирмы при реализации оптимальных стратегий во всех существующих видах деятельности);

выбор стратегии в различных видах деятельности, выбор приоритетов и распределение ресурсов;

анализ направлений диверсификации (оценка недостатков существующего набора видов деятельности и определение новых направлений).

Схема стратегического планирования представлена на рис.1.

Основные этапы стратегического планирования:

анализ окружающей среды и прогнозирование;

определение целей предприятия;

формирование базовой стратегии и выбор альтернативных вариантов;

формирование функциональных стратегий.

В результате формируется стратегическая программа фирмы, которая включает следующие разделы:

миссия фирмы;

предположения о развитии конкуренции и внешней среды;

внутренние и внешние ограничения развития;

желаемое будещее состояние фирмы;

курс действий и программы развития фирмы и подразделений;

требуемые ресурсы и их источники;

ситуационные планы (сценарии), учитывающие вероятностные изменения окружающей среды;

наиболее общие позиции плана, выраженные в стратегических терминах (объем производства и сбыта, прибыль, издержки).

В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:

чкм более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;

чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;

стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 47.

2. Управленческие решения, сущность и роль в управлении. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений

Управление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.

Под управленческим решением понимается:

творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы;

выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.

Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.

Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.

Решения в управлении выполняют следующие роли:

направляющую - определяют цели и задачи деятельности;

организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников;

обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;

стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.

Решения классифицируются по следующим признакам:

В зависимости от условий, в которых принимаются решения:

решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;

решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.

По сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные.

По частоте принятия:

Разовые (случайные);

Повторяющиеся;

По ширине обхвата:

Общие (касающиеся всех сотрудников);

Узкоспециализированные;

По форме подготовке:

Единоличные;

Групповые;

Коллективные;

По сложности: простые и сложные;

По жесткости регламентации:

Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;

Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:

Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.

Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.

Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.

Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1999 - с. 251.

3. Коммуникации в системе управления. Виды коммуникаций

Основным требованием для принятия эффективного управленческого решения или, по крайней мере, для понимания истинных масштабов проблемы является наличие соответствущей информации.

Сегодня проблема, как правило, заключается не в том, что для принятия решений не хватает информации, а в том, что среди массивов несвязанной информации необходимо найти данные, необходимые для эффективного управления.

Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Общение в управлении осуществляется постоянно и в различных формах. Общение может быть:

Официальным, в рамках служебных отношений, и неформальным, например, во время обеда;

Дружеским и враждебным;

Доступным для понимания и сложным для восприятия;

Четко организованным и беспорядочным;

Эффективным (если достигнуты цели) и неэффективным.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005. С. 131..

Эффект боольшинства посланий создается невербальной информацией. Считается, он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Типы невербальной коммуникации:

Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);

Личные физические качества (строение тела, рост, запах тела и т.д.);

Использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении и т.д.);

Физическая среда (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);

Время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.) Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - с. 131.

4. Ситуационное задание

В торговом предприятии “Супермаркет” к концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов. Какие меры следует использовать менеджеру для решения данной ситуации. Примите управленческое решение. Опишите этапы его принятия.

Этапы принятия управленческого решения представлены в табл.1.

Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения.

п/п

Наименование этапа

Описание этапа

1

Выявление проблемы

К концу 1 квартала наметилась тенденция образования сверхнормативных товарных запасов

2

Анализ проблемы и постановка диагноза

Проводится выявление причин появления проблемы - варианты:

в супермаркете используются неэффективные методы продажи, и товар залеживается;

объемы поставок несоразмерны объемам продаж.

Диагноз: необходимо предпринять меры к снижению товарных запасов.

3

Поиск вариантов разрешения проблемы

Варианты разрешения проблемы:

проанализировать и по возможности улучшить методы продаж (использование мерчендайзинга, методов “promotion”, рекламу и др.) на некоторое время уменьшить размеры закупок у поставщиков, чтобы снизить объемы запасов, затем понаблюдать за развитием ситуации: если тенденция сохранится, снизить объемы закупок на постоянной основе.

4

Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения

Целесообразно использовать оба варианта одновременно.

5

Согласование проекта решения

При наличии вышестоящих звеньев управления проводится согласование проекта решения.

6

Утверждение решения

Одобрение решения.

7

Подготовка решения к реализации

проведение переговоров с поставщиками на предмет снижения объемов закупок;

распоряжение младшему торговому персоналу проанализировать расположение товаров на полках, при необходимости - улучшение.

8

Организация выполнения решения

Список литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002 - 476 с.

2. Кантер З.М. Рубежи менеджмента. Книга о современной культуре управления. - М.: Олимп-Бизнес, 1999 - 397 с.

3. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др.; Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ФБК-Пресс, 2001 - 425 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2003 - 512 с.

5. Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГАЭУ, 2005 - 168 с.

6. Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учебное пособие. - Новосибирск: НИНХ, 1993 - 308 с.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека