Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Виртуальные организации как форма бизнес-организаций

Виртуальные организации как форма бизнес-организаций

Виртуальные организации как форма бизнес-организаций

Введение

Виртуальная организация - новейшая и потенциально наиболее важная форма бизнес-организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисовременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет. Современные технологии создают новые экономические формы взаимодействия с потребителем. Данными организациями следует руководить на «пять с плюсом» и менеджмент в них играет едва ли не самую главную роль. Первые компании, всерьез занимавшиеся электронной коммерцией потерпели крах(Вульф 1999, Портенджер 2002) из-за плохого менеджмента и финансирования. В данной среде большое влияние приобретает принцип B2B(business-to-business,поддержка компаний друг другом).

Виртуальные организации имеют много тех же особенностей, что и традиционные: им необходимы финансы, их штат состоит из людей. Но виртуальные организации несут в себе огромный потенциал, и для того чтобы раскрыть его полностью, от виртуальных менеджеров требуется гораздо больше профессионализма, чем от менеджеров традиционных компаний.

Виртуальные организации нельзя рассматривать как форму легкого успеха- это сложная идея, приступать к реализации которой следует очень внимательно. Не думайте, что просто приняв новую модель вы сможете автоматически снизить издержки и увеличить прибыль. Основная цель реферата- показать, что такое виртуальные организации, в чем их особенность, какие «подводные камни» существуют. Итак, начнем.

Определение виртуальной организации

Существует несколько определений этого термина и каждое из них верно, так как характеризует тот или иной аспект виртуальных компаний:

1) Это один из новых типов компаний, возникших на основе сетевых технологий.

2) Это логическое завершение существующих тенденций в стратегии и инновациях.

Следует подчеркнуть, что точное определение, что такое виртуальные организации не дается совершенно намеренно- чтобы избежать жесткой иерархии и бюрократизации.

Однако выделяют общие черты, присущие многим виртуальным компаниям:

· Незначительная физическая структура- она гораздо менее развита, чем у традиционных компаний. Как правило, существуют отдельные децентрализованные объекты, что гораздо менее затратно в плане содержания. Как отмечает ученый Бликер, «виртуальные организации определяются не стенами или физическим местоположением, а объединенными компьютерными сетями». Впоследствии была развита идея о том, что организации смогут полностью существовать в киберпространстве благодаря связи между компьютерными системами.

· Доверие коммуникационным технологиям- виртуальные организации- это новая модель организации, в которой технологии используются для динамической связи активов, людей и идей. И это верно не некотором уровне. Действительно, современные информационно-коммуникационные технологии являются технологическим ядром любой виртуальной организации. Но нужно подчеркнуть, что они лишь облегчают функционирование организации, но не являются ею- точно также, как главное офисное здание корпорации не является ею непосредственно.

· Мобильность работы- физическое местоположение уже не важно. Отпадает необходимость взаимодействия людей в физическом контакте. Команда проекта может состоять из людей, живущих в разных странах. Это очень полезное качество виртуальных организаций, так как действительно позволяет очень сильно сократить расходы на аренду помещений, офисов и т.д.

· Смешанные формы- Голдмен считал виртуальные компании «гибридами для совместной работы людей, которые объединяют основные компетенции, ресурсы и возможности работы с клиентами».Эти объединения могут создаваться на короткий период для реализации дорогостоящих проектов, а могут и на долгий срок, как виртуальные цепочки поставок.

· Отсутствие границ и вовлечение- виртуальные организации не ограничены так, как мы воспринимаем традиционные компании. Они способны объединять поставщиков и дистрибьюторов так, что трудно заметить, где одна компания, а где другая.

· Гибкость и ответная реакция- виртуальные организации(даже крупные) способны достаточно быстро реструктуризовываться в соответствии с потребностями рынка. А поскольку эксплуатационные издержки низкие, то снижаются риски и затраты при радикальном изменении курса.

Цели и структура виртуальных организаций

Подобно традиционным компаниям, виртуальные имеют также 2 характеристики: цель и структуру. Настройка каждого элемента важна для виртуальных организаций так же, как и для традиционных. Чтобы выявить правильную структуру компании, необходимо определить цель и то, чего нужно достичь, а затем постараться понять, какая структура позволит достигнуть поставленных задач.

Стоит отметить, что организациям трудно существовать в киберпространстве на 100%, поэтому задачи менеджеров еще состоят в том, чтобы развивать организацию, в которой реализуются и виртуальные, и материальные элементы. Эти компоненты необходимо собрать воедино так, чтобы они позволяли достигать поставленных целей. Вопрос «виртуальный или реальный?» следует задавать применительно к 2 элементам: к активам организации и к структуре управления. Продемонстрируем возможные комбинации этих элементов с помощью таблицы:

Таблица 1.1 Активы организации и структура управления

Активы

Виртуальные

Материальные

Управление

Виртуальное

1

2

Материальное

3

4

А) Ячейка 1- соответствует случаю, когда и активы, и управление реализованы виртуально. Это могут быть распределенные команды, занимающиеся торговлей и управляемые удаленно через Интернет. В эту категорию попадают и многие финансовые организации, которые, имея офисы в разных странах, продают посредством сетей свой виртуальный товар- финансовые инструменты.

Б) Ячейка 2- соответствует случаю, когда материальные активы могут управляться виртуально. «Чистый» пример такой организации встречается крайне редко в наше время. Как пример- программа Mars Rover,разработка NASA, когда механизм, пилотируемый удаленно с базы одной планеты, собирает данные на другой.

В) Ячейка 3- соответствует случаю, когда виртуальные активы управляются материальным способом. Пример- работа с компьютерными базами данных(информация вводится оператором вручную с клавиатуры, но сведения хранятся в памяти компьютера в виртуальном виде). В качестве организаций можно привести пример большинство издательств(они создают и продают нематериальную продукцию, однако для ее производства требуется концентрация физических средств).

Г) Ячейка 4- соответствует случаю, когда работа с материальными активами и управление ими выполняется традиционными способом. Здесь в качестве примера можно привести все организации, связанные с материальным производством(кораблестроение, ракетостроение и т.д.).

Данная модель показывает, как различные формы активов и процессы управления могут влиять друг на друга и как их удается комбинировать. Необходимо сказать, что для построения успешной виртуальной организации недостаточно выбрать просто 1 ячейку- большинство сложных организаций объединяют несколько способов.

Создание виртуального пространства и управление им

Виртуальные компании отчасти существуют внутри виртуального пространства. Если рассматривать данное утверждение с технологической точки зрения, то в виртуальных организациях для представления их определенных аспектов используются интеллектуальные и технологические конструкции, которые в традиционных организациях существуют на физическом уровне(офисные здания, производственные базы и т.д.).Таким образом, грубые реалии становятся изящными сетями.

Однако ошибочно утверждение, что виртуальное пространство создается информационно-коммуникационными технологиями. Они лишь позволяют строить его, но творцами его являются люди: именно они придумали его, а затем построили, используя технологии. И отсюда проистекает важный принцип, необходимый для создания виртуальной организации: сначала нужно построить виртуальное пространство, в котором она будет существовать, и лишь после этого оснащать ее новейшими ИТ. Каждое виртуальное пространство формируется из 3 составляющих: пространство воображения, пространство технологий, пространство культуры.

Пространство воображения

Организации с развитым пространством воображения чаще всего используют передаваемые знания наиболее эффективно. Их отличает интеллект, хорошая тренированность и высокое мастерство сотрудников, обладающих развитой способностью к творческой деятельности. Именно первоначальное представление способствует работе организации, так как действия менеджеров и сотрудников направлены на расширение или совершенствование созданного пространства. Этот процесс жизненно важен для любой виртуальной организации, он не может быть механическим. И вот уже после этой стадии начинается формироваться пространство технологий.

Пространство технологий

Внутри пространства воображения все организации формируют пространство технологий- каждая свое. Это пространство создается посредством технологических сетей организации, которые характеризуются 2 параметрами:

· Протяженность и износостойкость сетей(пропускная способность и надежность)

· Уровень мастерства персонала, поддерживающего сети и работающего в них

Очень важно наладить согласованную работу этих 2-ух элементов. Пространство технологии необходимо подгонять под пространство воображения. Если пространство воображения масштабнее пространства технологии, то последнее придется модернизировать, иначе компания просто не сможет полноценно функционировать. Но нельзя и делать технологическую систему слишком громоздкой, иначе ресурсы будут тратиться впустую на её содержание.

Пространство культуры

Это особое пространство, в котором определяются потоки знаний и наиболее легко используемые типы знаний. Для его существования необходимо, чтобы все сотрудники согласованно воспринимали организацию: они должны разделять некие общие ценности. Важно подчеркнуть, что пространство культуры- это не сумма взглядов и ценностей всех ее членов, а место, где они сходятся в единой точке. Это самый сложный аспект построение виртуальной организации: как создать пространство культуры, в которой люди «заселяют» одно и то же интеллектуальное пространство и способны эффективно работать в команде. Существует 3 характеристики, по которым можно построить хорошее пространство культуры:

· Сотрудники должны быть способны представлять себе организацию как изнутри, так и снаружи, осознавать собственную роль и взаимосвязи с другими людьми.

· Сотрудники, как индивидуально, так и в команде, должны уметь управлять технологиями того уровня, который удовлетворяет организацию и использовать их, чтобы поддерживать взаимосвязи и управление собственными знаниями.

· Члены коллектива должны разделять ценности и порядок действий, чтобы совместная работа была максимально гармонична и эффективна.

Если хотя бы 1 из этих характеристик не реализована должным образом, виртуальное пространство начнет разрушаться.

Ресурсы знаний

Виртуальное пространство любой организации неизбежно ограничено присущими ей запасами знаний. Чтобы использовать концепцию виртуальной организации в полную силу, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями или создавать их. В связи с этим возникает такое понятие как обучающиеся организации, которое мы рассмотрим позже. Говоря проще, знания для организации- «кровь», и если она не будет циркулировать(поддержка и распределение знаний), то компания попросту засохнет и в конце концов перестанет существовать.

Классы технологий

Типы технологий, принятых на вооружение виртуальными организациями, многочисленны и разнообразны, однако и можно разделить на несколько классов, которые мы рассмотрим далее.

Технологии коммуникаций

В наши дни основу большинства виртуальных организаций составляют Интернет и современные технологии широкополосной связи. Коммуникационные технологии особенно важны для циркуляции и распространения знаний. Из коммуникационных связей формируется «паутина», которая связывает различные узлы организации и позволяет контролировать и координировать работу из головного офиса, а также связывать взаимодействие и работу сотрудников из различных подразделений.

Технологии хранения информации

Данные технологии, например базы или архивы данных, представляют собой другую существенную черту виртуальных организаций. Хранение данных- важный аспект бизнес-деятельности. Хранилища данных облегчают хранение приобретенных или созданных знаний, а вместе с ними и потенциал для дальнейшей деятельности. Знания составляют основной «капитал» таких фирм. Для некоторых организаций знания иногда являются единственным продуктом.

Технологии мониторинга и сканирования

Данный тип технологий предназначен для исследования среды, в которой функционирует организация, с целью сбора и оценки информации. Иногда это делается ради безопасности компаний. Подобные технологии сбора данных особенно важны для реализации «контура обратной связи», посредством которого данные о производительности компании перманентно влияют на работу, что позволяет улучшать процессы. Подобные системы служат средством сбора информации организации о самой себе с целью выявления ошибок, и для анализа внешней среды.

Аналитические технологии

Аналитические технологии предназначены для глубокого анализа наборов данных и предоставления информации в каталогизированном виде. Они являются важным связующим звеном между необработанными данными и реальной информацией. Информационные управленческие системы позволяют запросить сохраненные данные и проанализировать их для составления прогнозов и помощи менеджерам в принятии решений.

Технологии моделирования

Данные технологии пока еще не очень популярны, однако они представляют собой крайне сложное программное обеспечение, которое позволяет менеджерам создавать модели систем для их исследования и анализа, а также их модификации- для изучения альтернативных результатов решения. Системы виртуальной реальности используются для разработки продукции и разных сопутствующих «примочек»; более сложные системы, такие как «микромиры», применяются для изучения рынков, сбережений и прогноза итоговых результатов в зависимости от ситуаций. Основная задача данных систем- помощь менеджерам в моделировании разнообразных сценариев поведения бизнес-среды и рынков.

Комбинации различных типов технологических систем

Большинство виртуальных организаций используют комбинации технологических систем, так как использование только 1 типа попросту неэффективно. Ниже рассмотрены примеры самых распространенных.

Системы коммуникаций

Простые системы коммуникаций предназначены в основном для обмена информацией и координации действий. Они основаны на коммуникационных технологиях, хотя иногда требуют и технологий хранения информации. Примерами таких систем могут служить электронные журналы, виртуальные обучающие сети, телеграфные агентства. Стоит отметить, что системы коммуникаций составляют лишь часть организаций. Они, как правило, составляют сложные интрасети- сети внутри конкретных организаций(«мини-Интернет»).

Системы обратной связи

В системах обратной связи применяются технологии мониторинга и сканирования, а также коммуникационные технологии для сбора информации и передачи ее обратно менеджерам и другим лицам, принимающим решения. Эти системы поддерживают «контур обратной связи».В качестве примера можно назвать электронные точки продаж, а также системы сбора информации о рынке. Опять же, системы обратной связи не составляют всю организацию, а являются лишь ее частью.

Сетевые системы

Сетевые системы представляют собой гибрид коммуникационных систем, в которые встраиваются другие технологии в случае необходимости в сетевых ресурсах и функциях. На простом уровне коммуникационные системы комбинируются с системами обратной связи и некоторыми аналитическими технологиями для выполнения группового анализа и принятия решений. Системы распределенных сетей позволяют обходиться без физического сосредоточения и предназначены для использования коммуникационных технологий для частичного замещения материальных структур, таких как офисные здания и т.д., предоставляя возможности для удаленной работы. Многие банки отдают предпочтение форме распределенных систем, состоящих из центров кредитования, обработки заказов клиентов и т.д.. Сетевые системы также применяются и при построении виртуальных цепочек поставок.

Системы управления знаниями

Такие системы комбинируются из технологий хранения и анализа данных, моделирования и коммуникаций для облегчения процесса управления знаниями. Основная цель таких систем- организовать знания таким образом, чтобы удавалось их быстро извлечь и использовать.

Новые возможности для организаций

Существование и развитие различных классов технологий и технологических систем предоставляет организациям ряд новых возможностей. Бизнес уже не зависит от концентрации капитала: он может распределяться и использоваться в организациях различных типов- сложных, зачастую гибких, иногда имеющих не вполне ясную структуру.

Распределенные организации

Это простейшая форма виртуальной организации; капитал таких организаций сконцентрирован в различных географических точках. Впервые такую форму стали использовать международные торговые компании.

В наши дни с реализацией коммуникативных технологий последних поколений, таких, как электронная почта, распределенные операции стали нормой для большинства компаний любого размера. Организации могут распределять свой капитал- людские ресурсы и др.- в тех местах, где он наиболее востребован и окажется наиболее эффективным, а не концентрировать его в конкретном месте для осуществления контроля.

Обучающиеся организации

Обучающиеся организации объединяют в себе технологии коммуникации, хранения данных, обратной связи и анализа. Это организации, которые учатся, а не обучают. Такие организации должны быть способны преобразовывать свои знания в ценность. Сейчас таких организаций практически не существует, однако современные разработки Всемирного банка реконструкции и развития в сфере построения интенсивной системы управления глобальными знаниями продемонстрировали верное направление движения.

Голографические организации

Это наиболее сложная и инновационная форма из всех, в которой, как в голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица, будь то команда проекта или отдел- копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Такие организации легко переконфигурировать и переструктурировать, используя технологические сети в качестве «хребта» организации, тогда как остальные элементы могут быть перестроены в соответствии с новыми требованиями. Некоторые розничные торговые сети в США осваивают подобную форму организации.

Люди и знания в виртуальном пространстве

Один из парадоксов виртуальных организаций заключается в том, что чем выше уровень технологий, тем важнее роль человеческого фактора. Виртуальные организации зависят исключительно от людей, без которых их системы и технологии становятся безжизненными артефактами. Важность людей в виртуальной организации заключается в том, что они выполняют роли производителей, передатчиков и пользователей информации. Доля знаний в виртуальных организациях невероятно высока. Таким образом, в них необходима большая активность сотрудников для создания и циркуляции знаний и управления артефактами, где эти знания могут храниться. Ничто не способно заменить людей в виртуальных организациях.

CESTA: взаимосвязи между людьми и технологиями

Основное требование баланса между людьми и технологиями в виртуальных организациях таково: технологии должны предоставлять людям возможность выполнять работу творчески(Creatively-C), легко(Easily-E), с соблюдением высоких стандартов(Standard-S), своевременно(Timely-T) и подотчетно(Accountably-A).

· C- технология должна помогать людям выполнять работу творчески и приспосабливаться к инновациям, так как это расширяет возможности работы и параметры продукции. Если технологии сдерживают творчество, то, как правило, случаются 2 вещи: во-первых, ограничивается возможность добавления ценности организации и ее капитал более не работает в полном объеме; во-вторых, сотрудники начинают чувствовать, что их «тормозят», возникает раздражение, в основе которого лежит осознание того, что «можно сделать больше, но система не позволяет».

· E- технологии должны облегчать коммуникации, управление знаниями и другие формы работы, а не затруднять их. Здесь можно наблюдать еще 1 парадокс: техническая система становится более содержательной по мере ее усложнения. Следовательно, система, которая «облегчает» работу, зачастую сама должна быть весьма сложной в том, что касается разработки и поддержки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на эту систему приходится тратить больше ресурсов, чем хотелось бы.

· S- качество остается важным вопросом для виртуальных организаций, и многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, ощутили это по собственным издержкам. Технологические системы необходимы не только для того, чтобы отладить качество с самого начала процесса, но и для того, чтобы помочь сотрудникам контролировать качество собственной работы. В идеале при реализации такой разновидности «виртуального управления качеством» задачи поддержки качества должны рассматриваться как основная часть рабочего процесса, а не как набор дополнительных задач, отвлекающий от основной работы.

· T- наравне с облегчением работы технология должна и ускорять ее. Технологическую систему, которая ту же самую задачу выполняет дольше чем прежняя, можно считать просто тратой ресурсов.

· A- технические системы должны позволять сотрудникам выполнять их работу «прозрачно», особенно если возникают вопросы доверия в отношениях со сторонними заинтересованными лицами(клиентами, инвесторами и т.д.). Необходимо настраивать системы на прозрачность в течение операций, а не на подотчетность после выполнения задачи, так как это дополнительный объем рутинной информации.

Нематериальный капитал: типы и источники

Человеческий капитал. Человеческое, согласно традиционным представлениям, означает материальное, и в такой материальной форме люди осуществляют вклад в производство, известный как труд еще в далекие времена. Однако работа человеческого мозга не вещественна, и именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся к нематериальному человеческому капиталу. Ученый Дейли считал человеческий капитал инвестициями, которые компании вкладывают в развитие потенциала своих работников. Развитие почти всегда касается ментального уровня- другими словами, инвестирование в человеческий капитал означает рост «коллективного ума» организации, ее научных кадров.

Человеческий капитал и капитал знаний неотделимы друг от друга. Так как знаниям для реализации чего-либо полезного требуются активные действия, то человеческий мозг без знаний представляет собой пустой сосуд, содержащий лишь основные инстинкты

Организационный капитал. Согласно определению американского ученого Тремблея, «организационный капитал- это капитал, воплощенный в отдельных личностях(а не в технологиях или машинах)» и считал, что этот капитал не может быть присущ какой-то одной персоне. Таким образом, организационный капитал является специфическим для конкретной организации и включает ее в себя; в идеале он должен отражать суммарные знания и человеческий капитал, накопленные в организации. Уорнер и Витцель уровняли организационный капитал с общим менеджментом- они считают задачей менеджера общего профиля поощрять приобретение, создание, применение и распространение знаний внутри компании. Таким образом, одной из ключевых задач менеджера общего профиля является управление организационным капиталом.

Капитал знаний. Питер Друкер определял знания как «информацию, которая изменяет что-либо или кого-либо - или став причиной действия, или создав возможности для различных и более эффективных действий». На практике капитал знаний бывает представлен в виде различных патентов и торговых марок каких-либо организаций. Взаимосвязи между этими 3 нематериальными активами, а также роль топ-менеджера иллюстрируются на рис.5.1 Организационный капитал, представленный здесь в виде нематериальной структуры организации, устанавливает параметры знаний и выполняет процесс их преобразования. Человеческий капитал состоит из отдельных элементов, функционирующих внутри фирмы, которые, в свою очередь, интерпретируют и используют капитал знаний; последний может быть приобретен у внешних источников или сгенерирован в компании.

Активы организации и структура управления

Нематериальный капитал

Виртуальная организация

Пространство

Капитал знаний

Знания

Реализующий механизм

Организационный

Технологии

Сила

Человеческий капитал

Человеческие ресурсы

Новые задачи виртуального менеджмента

Повышенная сложность управления виртуальными организациями требует дополнительного набора задач вдобавок к современной концепции менеджмента(планирование, организация, мотивация, контроль). Эти 4 задачи можно выразить через концепцию CALV(Communication- коммуникация, Assessment- оценка, Learning- запоминание, Valuation- определение стоимости).

· С- коммуникация позволяет обеспечивать эффективный и постоянный поток знаний, связывающий все элементы организации друг с другом, с поставщиками, инвесторами, клиентами и т.д. Коммуникация играет ключевую роль в превращении знаний в стоимость. Кроме того, она позволяет собрать воедино разрозненные части организации и помогать сотрудникам оставаться мотивированными и вовлеченными в процесс. Менеджерам виртуальных организаций придется потратить немало времени на эффективную настройку данного компонента.

· A- оценка в этом случае означает сравнение целей организации с ее формой и структурой в динамике, а также совершенствование это структуры. Навыки оценки подразумевают планирование, в том числе и планирование познавательного процесса- анализ, прогнозирование, дизайн и конфигурирование компании, а также командное лидерство.

· L- здесь обучение означает пополнение запасов капитала знаний организации посредством таких действий, как тренинг и образование, научные исследования и развитие, сканирование среды и т.д. Задачи обучения составляют часть процесса трансформации знаний. Обучающие навыки представляют собой ключевой элемент в виртуальном менеджменте.

· V- определение стоимости представляет собой непрерывную и динамическую переоценку активов знаний в исчислении их настоящей и будущей стоимости для компании.

Интеграция виртуальных компонентов с физическими: матрица создания ценности

Менеджеры должны развивать организации, которые будут состоять как из материальных, так и виртуальных компонентов. Эти компоненты должны совместно образовывать « творческую» организационную форму, которая, в свою очередь, согласуется с целями компании и способами их достижения. Это задача нового десятилетия для менеджеров в сфере комплексной экономики. Прежде чем решить, какой все-таки будет организация по структуре, компания должна ответить сама себе на несколько вопросов:

1. Каков характер продукции/услуг, производимых ею? Эта продукция материальная или нематериальная, основанная на знаниях?

2. Каковы взаимосвязи между компанией и ее клиентами? Требуются им тесные отношения или можно реализовать связь через Интернет(телефон)?

3. Каковы взаимосвязи между компанией и ее поставщиками?

4. Каковы отношения между организационными элементами компании? Как можно усилить их?

5. Какие виды работ производятся внутри компаний? Можно ли их изменить, чтобы сделать более эффективными?

6. Каковы взаимосвязи между менеджерами и сотрудниками? Как можно их улучшить?

Матрица создания ценности

Необходимый компонент

Виртуальный компонент

Реальный компонент

Характер продукции/услуги

Взаимосвязи с клиентами

Взаимосвязи с поставщиками

Взаимосвязь между элементами фирмы

Характер работы

Взаимосвязи между менеджерами и сотрудниками

Для каждого параметра необходимо отметить положение на стрелке. Сумма всех этих данных составляет матрицу создания ценности. Интегрируя виртуальные компоненты с реальными, всегда следует понимать, что конечным результатом является создание ценности; из всех доступных возможностей выбирается соотношение- единственное, которое создает максимальную ценность для клиентов и заинтересованных лиц.

Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области инноваций

Традиционно отделы научных исследований и развития были главным источником инноваций и стремились к концентрированному расположению. Громадные корпорации, такие, как IBM, могут содержать несколько научных центров по всему миру, однако такой вид инвестиций очень и очень дорогой.

Виртуальные коммуникационные и координационные системы значительно облегчают и удешевляют процесс распределения знаний на расстоянии. В наши дни больше нет необходимости в концентрации инноваций в одном месте. Команды, проводящие исследования, занимающиеся разработкой проекта и его развитием, могут быть укомплектованы сотрудниками, работающими в различных офисах или даже городах, однако все внесут свой вклад в проект.

Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области эффективности

Одна из возможностей, привлекающих интерес к виртуальным организациям, заключается в убеждении, что они снижают себестоимость, особенно из-за сокращений инфраструктуры и гораздо более эффективны, когда дело касается управления знаниями. Однако оба преимущества имеют ограничения. Снижение себестоимости должно быть компенсировано увеличением инвестиций в виртуальную инфраструктуру, особенно в технологии коммуникации. При определении наиболее эффективного набора материальных и виртуальных систем следует рассматривать концепцию эффективности на 2 уровнях. Недостаточно конструировать каждый процесс наиболее эффективным из способов- необходимо, чтобы каждый из них делал вклад в эффективность работы организации целиком.

Влияние виртуальности на обязанности менеджера

Файоль разделил менеджмент на 7 отдельных наборов задач, которые ныне известны под аббревиатурой POSDCRB(Planning- планирование, Organizing- организация, Stuffing- персонал, Directing- управление, Coordinating- координация, Reporting- представление данных, Budgeting- бюджетирование)

· P-В организациях, построенных на основе веб-сетей, организационное ядро небольшое, а в некоторых моделях его и совсем нет; поэтому возникает вопрос, кто занимается планированием и берет на себя ответственность за это. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что границы виртуальных организаций размыты, возникает вопрос о том, какие именно реальные элементы планируются. Вопрос границ относится к наиболее сложным, особенно потому, что члены виртуальной организации зачастую вовлекаются в другие действия вне компании. И не всегда легальные, надо сказать. Планы, разрабатываемые для организации, могут конфликтовать с планами и интересами ее членов. С этой проблемой можно справиться, установив с самого начала четкую ответственность за планирование.

· O-Построение организации в киберпространстве превыше всего требует сосредоточения на целях. Члены любой организации должны ясно представлять себе ее цели и собственную роль в ее деятельности. Для виртуального процесса организации также необходимо рассматривать факторы затрат. Виртуальные компании- более дешевые формы предприятий в том, что касается снижения транзакционных издержек, ускорения потоков знаний и т.д. Но они не полностью свободны от издержек: необходимы затраты на тренинги и поддержку технологий. Установка виртуальной организационной структуры на 1 место может быть дорогостоящей операцией.

· S-Не каждый способен работать в виртуальной организации, однако многие молодые специалисты попадают в этот новый мир работы, так как традиционные формы занятости все больше сжимаются. Лишь у некоторых людей есть навыки для такой работы. Люди по своей природе социальны, и множество сотрудников различных квалификаций понимают, что они демотивированы и не способны работать эффективно, если нет похвалы со стороны менеджеров непосредственно при личном контакте.

Когда компании переключаются на виртуальные модели операций, у них появляется возможность выбрать одно из двух: а) Набрать штат сотрудников, которые обладают навыками и желанием работать виртуально. б) Попытаться обучить тех, кто уже работает в организации. В первом случае возникает проблема отбора: как компании определить необходимые качества и навыки в потенциальных работниках? Какие знания и инструменты следует приобрести, чтобы реализовать возможности? Второй вариант касается тренингов.

· D-Проблемы управления и контроля виртуальной организации относятся к наиболее трудным и долго изживаемым. В виртуальных компаниях большая часть ответственности передается командам и группам; они выглядят относительно менее иерархичными и более «демократичными», чем традиционные компании.

Проблемы возникают, когда организация не способна более вдохновлять своих сотрудников от собственного имени. Когда это происходит, «демократические» виртуальные организации могут попасть в водоворот тех же проблем, что и при развитии демократической политической системы, включая фракционизм и самоуправление. В первом случае сотрудники занимают чью-либо сторону и начинают проталкивать вперед интересы своей группы, при этом мешая конкурирующим группировкам. 2 подобные проблемы сказываются в виртуальных организациях сильнее, чем в традиционных, поскольку сотрудники, отвлекаясь на внутренние конфликты, перестают регулировать процесс движения потоков знаний по организации, а это приводит к скорой гибели компании.

· C- то, что координацию труднее осуществлять на расстоянии- аксиома. Коммуникационные технологии способны решить многие проблемы на расстоянии, но не все. Системные сбои или неудачи- наиболее общая причина неудач координации, причем эти сбои могут происходить как по вине технологий, так и по вине людей. Системы для координации должны быть прочными и иметь возможность справляться с неожиданностями. Но успешное функционирование этих систем зависит не столько от их сложности, сколько от квалификации людей, которые их реализуют и управляют ими.

· R- отчетность- это и часть проблемы, и часть решения. В недавнем прошлом вопросы отчетности рассматривались как критический фактор в неудачах бизнеса. Но в вопросах отчетности речь идет не только о контроле. Сообщения содержат знания, которые весьма значимы для функционирования виртуальных организаций. Из этого следует, что виртуальные компании должны быть прозрачными и что знаниям необходимо не только позволять свободно циркулировать внутри компании, но даже заботиться об их принудительной циркуляции. Отчетность необходима для усиления процесса трансформации знаний. Когда знания распространяют в форме отчетов, важно убеждаться, что они организованы и хранятся в доступном виде. Таким образом, правильно организованная отчетность позволяет существенно повысить системы управления знаниями.

· B- когда наступает необходимость, финансовые менеджеры должны опережать остальных членов организации в умении мыслить виртуально, потому что они уже давно использовали виртуальные сферы в работе и мышлении. Профессионалы в области финансового менеджмента должны стать более знающими, гибкими и восприимчивыми к инновациям, если хотят эффективно работать в виртуальной среде. Другая проблема состоит в регулировании данной сферы. Правительства, как правило, не любят виртуальный мир: они не могут полностью контролировать его и облагать налогами. Компании, работающие в виртуальной среде, все больше испытывают давление национальных и интернациональных агентств, которые требуют прозрачности в ведении финансовых операций. И здесь финансовые менеджеры играют ключевую роль, обеспечивая эластичность виртуальных операций.

Отличительные черты виртуального менеджмента

· Различия в навыках. Общепринято, что менеджерам в виртуальных организациях необходим новый набор навыков, который полностью отметает прежние. На самом деле, этот набор должен дополнять традиционные. Главная потребность в новых навыках лежит в сферах управления знаниями. Важность технических навыков вторична.

· Различия в сетях. Виртуальная организация (и в особенности организации, полностью существующие в киберпространстве)- это сеть, и ее следует рассматривать именно в таком качестве. Здесь уже требуются новые подходы к организационному дизайну, поскольку она не похожа на традиционные статичные иерархии.

· Различия в управлении знаниями. Хотя знания часто обсуждаются в терминах менеджмента, о них редко говорят как о ценном качестве. Однако в виртуальных организациях необходимо именно такое понимание знаний. Знания- это «кровь» любой виртуальной организации и поэтому их следует рассматривать как основополагающее качество компании, жизненно необходимое для нее и которое нуждается в эффективном управлении.

· Различия в границах. Иерархический взгляд на компании создает границы, которые зачастую ограничивают возможности. Размытость границ виртуальных организаций позволяет присоединение таких элементов, которые не считаются часть традиционных компаний.

Виртуальный набор инструментов

Все «традиционные» организации имеют виртуальное измерение, в котором действуют междугородние/международные коммуникации и в котором циркулируют знания. Верно и обратное, что наиболее «виртуальные организации» нуждаются в неком физическом пространстве, в котором выполняются определенные операции, даже если это пространство рассредоточено. Кроме того, виртуальным организациям требуются 2 других материальных компонента: технологии или аппаратное обеспечение, поддерживающее существование виртуального пространства и люди, которые создают виртуальное измерение, используя пространство воображения и технологии, о которых мы уже говорили.

Говоря о менеджменте виртуальных организаций, мы подразумеваем огромное разнообразие различных комбинаций навыков и задач, сценариев и подходов, их которых можно выбрать нужный, а также гибридные модели. Если и можно говорить о единственном искусстве в отношении виртуального менеджмента, то это знание того, как выбрать правильное сочетание элементов, умение конфигурировать организацию таким способом, чтобы она наилучшим образом соответствовала стратегии. И именно с этой задачей менеджер сталкивается в виртуальной организации на протяжении всей ее жизни.

Последствия перехода к виртуальной форме организации

Создание виртуальной организации не происходит бесплатно. Требуются большие инвестиции. Не обойтись и без технологий, составляющих техническую базу виртуального пространства. Кроме того, нужны время и ресурсы для планирования, что позволит корректно структурировать организацию и гарантирует, что инвестиции в технологию соответствуют ее потребностям. При переходе к виртуальной форме организации существует риск, что, даже если менеджеры компании адаптируются к новым условиям, клиенты, поставщики и инвесторы не будут готовы присоединиться к виртуальному окружению.

Но есть и позитивные стороны:

· Более низкие транзакционные издержки

· Более низкие операционные издержки

· Большая гибкость

· Лучшее управление знаниями

· Большие возможности для создания ценности.

В заключение стоит сказать, что хоть и сейчас подобная форма организаций не является популярной главным образом из-за того, что многие компании обанкротились из-за больших инвестиций в эту сферу, за данным типом ведения бизнеса будущее, это неоспоримый факт. Компании обанкротились, потому что вошли в сферу, не изучив ее как следует. На самом деле она открывает огромные перспективы для бизнесменов и, на мой взгляд, является потенциально новым и перспективным объектом для исследования.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека