Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)

Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ

Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения

заочного коммерческого отделения

Жаров Николай Борисович

Проверил:

Иваново, 1997

1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

“Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и

того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом,

образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана.

При установлении правового режима морских проливов учитываются, как

правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того

или иного пролива и его значение для международного судоходства”[1].

В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами

Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для

международного судоходства[2]:

1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и

другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные

корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного

транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-

мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных

государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);

2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим

проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный

проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется

столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий

путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную

ширину территориального моря;

3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем

иностранного государства, к которым также применяется мирный проход

(Мессинский, Тирана и др.);

4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями

(Черноморские, Балтийские и др.).

Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые

режимы: мирный проход и транзитный проход.

“Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода

во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для

вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море.

Проход должен быть непрерывным и быстрым”[3].

Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном

море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода

применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том

числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств[4].

Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами

прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного

прохода иностранных судов[5].

“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир,

добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного

государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции

1982 г. и другими нормами международного права”[6].

В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип

свободы мореплавания[7].

Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение

транзитного прохода:

“Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства

и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого

транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической

зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны”[8].

Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе

судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые

положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со

специфическими интересами припроливных государств (например, подводные

лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже

приостановить проход)[9].

Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через

пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего

с проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством для

входа в его внутренние морские воды и порты[10].

Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или

прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в

проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну

часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря

или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его

территориальным морем[11].

“В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы

государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства,

борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и

санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении

права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение

принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой

деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”[12].

“Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов,

проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и

находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к

таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов,

имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в

частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые

ведут лишь к берегам черноморских стран”[13].

2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ

Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией,

заключенной в Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция,

Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.

Статья 1 Конвенции[14] провозглашает принцип права свободы прохода и

мореплавания в Проливах.

В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и

плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью)

(ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе в

Проливы (ст. 3).

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право

свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то

только торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в

войне, пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути,

указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать

содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливается

для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя

поставленной в состояние военной опасности (ст.6).

Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов

нечерноморских держав.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда

пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).

Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не

должен превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся в

Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских

держав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с

возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских

сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).

Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военных

кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.

Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить

Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в

сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа

линейных кораблей не установлено.

Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через

Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству

дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере за 8

дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и за

15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.

Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. В

случае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или

запрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во время

войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для

прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).

Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции

сковывают военную активность Российского Черноморского флота.

Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного

судоходства при условии уведомления Турции и только после такого

уведомления по маршруту, указанному Турцией.

“В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который

предусматривает право турецких властей на временное приостановление прохода

судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов через

пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции[15].

ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное право

в документах. - М.: Международные отношения, 1982

Международное морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:

Воениздат, 1985

Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.

Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987

Молодцов С.В. Международное морское право. - М.: Международные

отношения, 1987

-----------------------

[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.

Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208

[2] См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -

М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право. -

М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228

[3] Международное морское право, с. 86

[4] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220

[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221

[6] Международное морское право, с. 86

[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224

[8] Международное морское право, с. 151

[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225

[10] См.: Международное морское право, с. 151

[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228

[12] Международное право. Учебник, с.208-209

[13] Международное право. Учебник, с. 209

[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме

Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право в

документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514

[15] Международное право в документах, с. 514






Информация 







© Центральная Научная Библиотека