Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Права ребенка

Права ребенка

Содержание

Введение 3

Глава I. Теория прав человека и ее использование в международном праве. 6

§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное. 6

Вывод по § 1 Главы I. 15

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка. 16

Вывод по § 2 Главы I. 21

Вывод по Главе I. 22

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и

российском праве. 24

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

24

Вывод по § 1 Главы II. 29

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных

стандартов о правах ребенка. 30

Вывод по § 2 Главы II. 36

Вывод по Главе II. 37

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 41

Введение

После Второй мировой войны международное общество приняло несколько

правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18 лет и

намечающих обязательства государства и общества перед детьми.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала

значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во

всех частях мира.[1]

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает

Конвенцию о правах ребенка. Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально

превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который

будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире.

В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в

законодательных актах РФ. На основании Указа Президента Российской

Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-

е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа

1993 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации…»

была разработана Федеральная целевая программа «Дети России»[2]

Также Постановлением РФ в августе 1993 года создана Комиссия по

координации работы, связанной с политикой в интересах детей.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ.

Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного

существования детей как проблему глобальную.

Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей

неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются

вопросы о полноценном развитии вопросы о полноценном развитии ребенка как

члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий

для самореализации детей.[3]

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка

в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно

доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако,

как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение жизни

детей возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

В связи с этим и поставлена актуальность проблемы данной дипломной

работы: необходимость формирования развития и применения международно-

правовых документов, их влияния на законодательство России.

Объектом исследования являются международно-правовые документы, такие

как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция

прав ребенка и др.; а также правовые нормы российского законодательства,

такие как Федеральная целевая программа «Дети России», Семейный кодекс РФ.

Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания,

реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для

всего мира, а также исследование норм российского законодательства в

области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых

стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его

развития, становления международно-правовых документов о правах человека и

ребенка и их влияние на российское законодательство.

Исследование осуществляется на основе анализа основных документов и

нормативных актов РФ, а также использованы труды таких авторов, как

Шнекендорта З. И., Лукашевой Е. А., Мартыновой Л. В., Желановой А.,

Калашкарян Р. А., Косовой О., Кротковой Н. В., Поповой Н., Славкиной Н.,

Хлобустова О.

Методы исследования – историко-правовой, сравнительно-правовой и

системный метод исследования.

В данной работе идет речь о теории прав человека, ее развитии,

становлении, об этапах развития; восстребованности международно-правового

закрепления прав человека и ребенка (от Декларации прав ребенка к Конвенции

о правах детей); более глубокое рассмотрение Декларативных и конвенционных

норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах детей.

Глава I. Теория прав человека и ее использование в международном праве.

§1. Этапы развития теории прав человека: общее и особенное.

1) Права человека и развитие международного права.

В различные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и

свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до

начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно

государственным правом. Государства – участники международных отношений

исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней

юрисдикции.

Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они

исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких

ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные

вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное

право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными

гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно

исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях»

вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и

имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства, а

также национальных и иных меньшинств.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что

каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать

основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Теоретическое обоснование политики вмешательства во внутренние дела

других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как

право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах

юристов-представителей науки международного права.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от

принадлежности его к тому или иному государству признаются определенные

права и свободы, основоположник науки международного права голландский

юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году,

оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных,

если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав

человека: известный профессор Петербургского университета Ф. Мартенес

писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым,

безотносительно к его подданству или национальности, известные основные

права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью».[4] Под этими

правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести т

вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,

естественные права человека «должны быть уважаемы как в мирное, так и в

военное время» .[5]

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и

правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав

и свобод человека разделялась большинством юристов - международников как в

XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали,

что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо

прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его

внутренние дела.[6]

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей,

ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в

одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя

согласиться с тем, - писал Ф. Лист, - что право вмешательства существует

также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне

основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов

человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно

несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)».[7]

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в

практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных

«обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во

имя «гуманных» целей и под предлогом «защиты» национальных и религиозных

меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже

поделенного мира. «Право на вмешательство» официально закреплялось во

многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.[8]

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства

на интервенцию подвергается определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное

право практически признавало право государства на войну, которое

обосновывалось, права, различными предлогами, то Статус Лиги Наций серьезно

ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и

предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в

нарушение постановлений Статуса.

В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений,

направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение

торговли женщинами и детьми.[9]

После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися

державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и

Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить

лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права,

что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты также Албанией, Ираком,

Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем

односторонних деклараций Совету Лиги.

Согласно ст.2 Договора главных союзных и объединившихся держав с

Польшей польское правительство обязалось «предоставить всем жителям Польши

полную и совершенную защиту их жизни и их свободы без различия

происхождения, национальности, языка, расы или религии». [10] За всеми

жителями признавалось равенство перед законом, право на свободу религии им

вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими правами и

политическими. (ст. 7) «Польские граждане, принадлежащие к меньшинствам

этнических, по религии или языку, - подчеркивалось в ст. 8 Договора, -

будут пользоваться тем же режимом и теми же правовыми и фактическими

гарантиями, что и другие польские граждане». Аналогичные статьи содержались

и в других соглашениях о национальных меньшинствах.

В них шла речь только о пользовании лицами, принадлежащих к этническим,

религиозным или языковым меньшинствам, определенными гражданскими и

политическими правами. Договоры о меньшинствах не носили универсального

характера. Они создавали специальных режим для небольшой группы малых

государств.

Главные союзные и объединившиеся державы не брали на себя никаких

обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории

тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов

созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой

Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали

договоры о меньшинствах как неравноправные, несовместимые с суверенитетом

государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под

гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными

статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право

обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих

обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие

предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными.

В случае расхождения мнений по вопросам права или факта … расхождение это

будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий

передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты

не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что

и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне

против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные

решения». [11]

Государства – члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу

выработать универсальный международный документ, который содержал бы

положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод

человека.

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций,

ограниченным числом государств были заключены первые международные

соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые

вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им

конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о

пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и

языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных

конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы

защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В

соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период

рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю

юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным

законодательством.[12]

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и

итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и

безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод

человека – с другой.

Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому

этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым

в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил

основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[13]

Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления

против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее

содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих.

Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и

женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь),

недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.

свобода совести, убеждения и т.п.).[14]

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные

демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении

членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей

свободе».

С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются

соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась

и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего

МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной

организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая

декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм

нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и

другие документы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в

области прав человека и уточнении существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве

своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан

через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря

1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла

Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в

мире как День прав человека.[15]

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и

экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии

международных отношений.[16]

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи

ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не

являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как

юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы

ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором

в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который

формируется в результате международной практики государств и постепенно

признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы,

провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время

государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных

норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы

постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все

новых и новых международных соглашений.[17]

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником

вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о

правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека

и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем

европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании

международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е

годы и явилось результатом идеологического и политического раскола

последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала

Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных

споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября

1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На

сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.

Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве

наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и

эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов

обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому

каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и

международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное

развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного

обеспечения прав человека.[18]

Вывод по § 1 Главы I.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и

свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека

реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и

образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые

меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит

также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством

и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но

целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы

международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав

человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились

недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание

ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу

межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на

государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы

человека.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и

экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии

международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником

вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных

свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным

детищем – Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская

Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов,

синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка.

В научной и монографической литературы по теории государства и права

вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как

общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей

и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности

совершенствования не только норм международного права, но и успешного

осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как

общепризнанный международный правовой стандарт в определенных,

благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-

юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и

реализуемой на практике.[19]

Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали непосредственным объектом международно-правового

регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в

рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ).

Развитие современных международных отношений убедительно

свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав

человека стали объектом международно-правового регулирования. Это

регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ

охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя

конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод

человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости

правопорядка.[20]

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно

недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке

государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола

родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном,

в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства,

детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав

ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания

ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной

Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное

время является главным механизмом международной помощи детям.[21]

В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается,

что дети должны быть объектом особой помощи.[22]

Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от

мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто

декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе

юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие

представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей

приобрела более широкий характер.[23] Потребность в придании правам детей

более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В

этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта

Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей

группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский

профессор Адом Лопатка.[24]

Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой

участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи,

деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира

разрабатывали этот проект.[25]

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла

Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что

многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой

хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка.[26]

С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам

защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем

уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-

министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать

идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего

подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания,

защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в

90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000

году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе,

обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного

развития детей во всем мире.[27]

В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на

одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа

случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания

среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и

нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех

детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них.

Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а

также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и

другие конкретные цели.[28]

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и

развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только

совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о

создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в

том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества

и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень

цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество

защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в

отношении детства, провозглашенной на этой встрече.[29]

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства.

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей,

совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую

деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и

Плана действия по осуществлению этой декларации.[30]

Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских

неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по

правам ребенка независимо от официального государственного документа.

Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения,

в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую

очередь не экономические, а организационные.

Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении

ответственности за ребенка между различными министерствами и

департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи

конретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые

бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных

учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.

Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства,

эффективного осуществления контроля за соблюдением прав детей, содействия

их защите в ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров

по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в

правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством

труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ,

учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

Вывод по § 2 Главы I.

В результате демократических движений за реформы в XIX веке государства

взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка.

Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание

Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав

ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых

принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и

международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового

документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации

многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав

детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей

более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о

правах ребенка (20 ноября 1989 г.).

Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась

Всемирная встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении

выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой

декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это

не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о

создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

Вывод по Главе I.

В данной главе описаны этапы развития теории прав человека в

международном плане и необходимость правового оформления прав человека и

ребенка. Становление международного права и отношений. Если до начала XX

века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в

дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке

и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и

заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод

человека.

Образование Лиги Наций – начало развития и становления международных

отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав

человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации

Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых

международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в

1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году.

Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны

стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня

является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко

используется многими странами для разработки конституций, различных законов

и документов, относящихся к правам человека. В декларации отмечается, что

дети должны быть объектом особой помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис

состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно

имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации,

власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и

достоинства.

Время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от

мирового сообщества принятие нового документа, в котором на основе

юридических норм фиксировались меры защиты прав детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о

правах ребенка. Конвенция свела в один документ права ребенка, которые

раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов,

относящихся к различным областям права.

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и

российском праве.

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка.

Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно

разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это

рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные

положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному

вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему

присоединились (подписали, ратифицировали).[31]

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.[32]

Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и

правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном

и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц,

неправительственные организации, местные власти и правительства признать

изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное

влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях

мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается,

что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал

в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в

частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических

правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих

документах специализированных учреждений и международных организаций,

занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла

Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие

практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в

обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует

положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том,

что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую

ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены

различные культурные, социальные, экономические и политические реалии

отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав,

каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для

выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет

универсальный характер.[33]

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она

утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его

дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития

личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед

потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально

выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально

депривилегированных группах детей:[34] сиротах, инвалидах, беженцах,

правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она

провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным

субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских,

политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция

устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает

специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.[35]

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов

ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые

должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение

активного участия в жизни общества.[36]

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный

из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это

признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному

праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.[37]

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до

достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен

более ранний возраст достижения совершеннолетия.[38]

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития

своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не

только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня

здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и

предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном

порядке, детям.[39]

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен

юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться

Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают

краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического

документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания

Конвенции.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка

в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой

области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо

до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций –

приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство;

сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на

выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались

в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных

категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе

получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны

государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им

правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы

информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением

государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-

правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции

ООН.[40]

Вывод по § 1 Главы II.

Международное сообщество впервые в мировой истории разработало

документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и

Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности,

основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет

обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные

принципы, 10 социальных и правовых принципов.

Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на

политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе

подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году

проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права.

В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное

значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые

присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои

действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные

культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных

государств – это дает основание утверждать, что Конвенция носит

универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть

единой системы международных документов о правах человека.

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных

стандартов о правах ребенка.

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как

существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах.

Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы,

которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом

этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное

законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей

в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по

осуществлению этой декларации.[41]

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована

Верховным Советом СССР, а 15 сентября 19990 года вступила в силу для

Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав

международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития

детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать

соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные

организации в регионах к подготовке программ в интересах детства.[42]

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года

№ 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об

обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 августа 1993 года

№ 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации

об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана

Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена Постановлением

Совета Министров – Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О

федеральной программе «Дети России» и включено в перечень программ,

принимаемых к финансированию из Федерального бюджета.

Целью данной программы является создание условий для нормального

развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их

социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований

и реформ. В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные

целевые программы:

«Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения

проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в

которых они воспитываются. Создание условий для независимой жизни этой

части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и

нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких

детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной

жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее

благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей,

к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке:

предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм

устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа,

развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию

медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы,

обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку

новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального

и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений

ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию

службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования

семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в

нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме

планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей

неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс

мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и

реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях,

подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и

социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению

материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и

дошкольных учреждений.

Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение защиты интересов детей,

живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание

условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них

равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом,

психологическом им социальном развитии в течение всего периода

социализации.

Позднее в состав Федеральной программы «Дети России» были включены

также: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей

беженцев и вынужденных переселенцев».

В содержание этой государственной программы входят акты, направленные

на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие

развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента

РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения,

приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о

порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой) и др.

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных

региональных и территориальных социальных программ и планов,

предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих

детей. Именно через региональные и территориальные программы реализуется

принципы адресности и целенаправленности социальной работы. Некоторые из

них, которые учитывают климатические, экологические, демографические,

экологические, социально-экономические особенности и специфику проживания:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой

области» и многие другие. Во многих регионах созданы целевые программы:

«Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы

семейной политики, реформирования образования и ряд других.[43]

Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по

координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях

формирования единой государственной политики был разработан Национальный

план действий в интересах детей в РФ, утвержденный Указом Президента от 14

августа 1995 года №942. Порядок и источники финансирования соответствующих

расходов определяет Министерство социальной защиты населения по

согласованию с Министерством финансов.

Достижение целей, определенных в Национальном плане, ежегодно

отражается в Государственном докладе о положении детей в РФ. Осуществление

Национального плана ведется в нескольких направлениях: законодательство,

охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов,

образование, государственная поддержка молодежных и детских общественных

объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий

прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от

преступных посягательств и др.[44]

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ.[45]

В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в

семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах

ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе

Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со

стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения

несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено

обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об

изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-

летноего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах

родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи

ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье

любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным

в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс

включена глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме

устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.[46]

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме

многочисленных постановлений глав администрации краев и областей

правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов, на местах

разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные

акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

Вывод по § 2 Главы II.

С учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка,

страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет

деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах

ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года

вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав

международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать

соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия

неправительственных организаций по деятельности в области детства.

Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также

разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы

является создание условий для нормального развития детей, находящихся в

сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных

социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной

программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-

сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные

дети», «Организация летнего отдыха детей».

В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение

воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию

криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через

региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и

целенаправленности в социальной работе.

Вывод по Главе II.

В данной главе раскрывается процесс стандартизации прав человека и

ребенка в международном и российском законодательстве.

Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка является

документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребенка

полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей,

которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических,

культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и

правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и

детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе

которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное

отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит

формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других

людей, уважительного отношения к ним.

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание

благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей –

ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния

детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах

ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по

выполнению которой на себя взяла РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ Правительством РФ разработана

федеральная целевая программа «Дети России».

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных

региональных и территориальных социальных программ и планов,

предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих

детей.

Заключение

До начала XX века права человека регулировались внутригосударственным

правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что

вопросы, касающиеся прав человека относятся исключительно к их внутренней

юрисдикции. Было лишь одно исключение -0 считалось правомерным применение

силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем

порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на

территории другого государства. «Право на вмешательство» официально

закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода

истории. После образования Лиги Наций это право государств подвергается

ограничениям, но целью этого ограничения явилось лишь обеспечение некоторых

прав личности. Создание ООН положила начало качественного нового этапа

межгосударственных отношений в области прав человека. Основные права и

свободы должны соблюдаться повсюду – как на территории независимых

государств, так и на колониальных территориях.

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень

прав и свобод человека, как гражданских и политических, социальных и

культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В

принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что

дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает

Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество

обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены

основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия

детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся

ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия

нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы

меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея

Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах

ребенка.

Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный

стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция

имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она

провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным

субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов

ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям,

которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и

обеспечение активного участия в жизни общества.

В докладе «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ,

отмечается, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила

отношение к детям в мире. Она заложила в международное право новые нормы, к

соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.

15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для

Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года

и постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от

23 августа 1993 года была разработана Федеральная целевая программа «Дети

России». Целью данной программы являются создание условий для нормального

развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их

социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований

и реформ.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный Кодекс РФ. В нем

предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных

отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской

Федерации.

Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем

просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации.

Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих

в основе этих прав.

В связи с этим ООН объявила период с 1995 по 2005 год Десятилетием

просвещения в области прав человека.

Список использованных источников и литературы

-----------------------

[1][2] Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Народное

образование, 1995, с. 3-18.

[3] Президентская программа «Дети России», под ред. Н. И. Полежаевой.

Библиотека Российской газеты. – М., 1994 г. – 160 с.

[4] Шнекендорф З. К. Права ребенка в законодательных актах// История, 1997,

№40. с. 43-47.

[5] Мартинес Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т1

СПб, 1882. с. 327.

[6] Блюнчли И. Соврменное международное право цивилизованных государств,

изложенное в виде Кодекса. Вып. 2М, 1877ю с. 316

[7] Гефтер А. Европейское международное право, СПб, 1880, С. 99

[8] Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев, 1917.

с. 87.

[9] Общая теория прав человека/ под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1996. с.

417-435.

[10] Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод. - ОБЖ. 2002, №5. с. 45-

51.

[11] Ключников Ю. В. Международная политика новейшего времени в договорах,

нотах и декларациях. Ч II, 1926. с. 330-337.

[12] Права человека. Учебник для ВУЗов под ред. Е. А. Лукашевой. – М.,

2000. с. 3-11.

[13] Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека//ОБЖ, 2002, №5.

С. 45-51.

[14] Хлобустов О. Права человека: история и современность. – Диалог, 1998,

№11. с. 17-19.

[15] Крылов С. Б. История создания ООН. - 2-е изд. М., 1960. с. 43.

[16] Международное право/ под ред. В. И. Кузнецова. – М.: Юристъ, 2001. с.

224-227.

[17] Николаинко И. В. Права человека и система ООН. – Киев, 1991. с. 168.

[18] Хлобустов О. Прва человека: история и современность// Диалог, 1998,

№11. с. 17-19.

[19] Славкина Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных

свобод. – Власть, 2000, №4. с. 43-47.

[20] Курс международного права. Т6. Отрасли международного права, отв.ред.

Н. А. Ушаков. – М., 1992. с.166-168.

[21] Права человека как фактор стратегии устойчивого развития под ред. Е.

А. Лукошевой. – 2000. с. 263

[22] Азаров А., Роитер В. Защита прав человека. Международные и российские

механизмы. – М., 2000. с. 96.

[23] См. также: Всеобщая декларация прав человека. ОБЖ, 1998, №2. с. 3-7.

[24] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции прав ребенка. – М.,

2000. с. 3-27

[25] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69.

[26] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000. с. 3-27.

[27] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3

[28] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000. с. 3-27

[29] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8

[30] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка.

Омск, 2000 с. 3-27

[31] Хлобустов О. Права человека: история и современность – Диалог, 1998,

№4. с. 17-19

[32] Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. –

М.: Юристъ, 2001. с. 227

[33] См. также Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов

по правам человека, 1994 г.

[34] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3

[35] Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. – М.:

изд-во НОРМА, 1995. с. 417.

[36] Аширова Э. День защиты без детей// Российская газета, 2002, 1 июня. С.

1-7.

[37] Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69.

[38] Косова О. Особенности международного усыновления. – Законность, 2001,

№1. с. 16-19.

[39] Конвенция о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах,

образовании. – М., 1995. с.3-7.

[40] См. полный текст Конвенции о правах детей. – Педагогика, 1993, №10.

[41] Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. –

Омск, 2000. с. 3-27.

[42] Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. – История,

1997, №40. с. 1-3.

[43] Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика// История, 1997,

№40. с. 33.

[44] См. также: Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН

о правах ребенка…» от 23.08.1993 . Прехиденская программа «Дети России»

[45] Национальный План действий в интересах детей в РФ. Утвержден Указом

Президента РФ 14.08.1995. с. 42.

[46] См. также Семейный кодекс РФ.

[47] Шнекендорфт З. К. приоритет, достойный человечества. – Педагогика,

1999, №8. с. 60-69

См. также Семейный Кодекс РФ.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека