Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Ислам

Ислам

15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический национальный университет им М.И. Вернадского

Контрольная работа

По дисциплине

«Религоведение»

Тема: «Ислам»

Работу выполнил

Студент Семерунь А.

Работу проверил

преподаватель ___________

_______________________

Симферополь, 2009

План

Введение

1. Возникновение ислама

2. Основные положения вероучения ислама

3. Основные направления в исламе

4. Ислам и современность

Список использованных источников

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является предмет религиоведения.

Объект изучения - ислам, как одна из основных мировых религий.

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что каждая из религий влияет на развитие общества и определяет общественные взаимоотношения и отношения людей.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

- описать возникновение ислама, как религии;

- представить основные положения религии - ислам;

- охарактеризовать основные направления, возникшие в исламе за время его существования;

- оценить современные постулаты исламской религии.

1 1 Возникновение ислама

Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Эту территорию населяли арабские племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством. В то время через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению на Аравийском полуострове таких крупных городов, как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями. Появлению ислама предшествовали учения Хамифов -- ранняя форма арабского монотеизма. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых.

Самым влиятельным было племя курейшитов. принадлежало древнее святилище Кааба (от араб. -- куб), находящееся в Мекке и построенное задолго до возникновения ислама. И наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более трехсот племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки.

Племенного бога мекканских курейшитов -- Аллаха (от араб. "аль-Илах"-- бог) сторонники ислама пили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство. Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570--632), одного из активных мекканских халифов. Рано осиротев, он воспитывался в доме деда, а затем дяди Абу Талиба. В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами.

Отправившись по торговым делам в Сирию, Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, другими вероисповеданиями. Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадижи. К тому времени Мухаммед имел не только опыт караванной торговли, но и репутацию амина (т. е. надежного и верного человека). За торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Мухаммед любил Хадиджу. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там в одиночестве погружался в глубокое созерцание. Суровая красота аравийской природы переполняла его. Он смутно сознавал в себе призвание к огромному делу, к великому открытию. Однажды, когда ему было уже сорок лет, после долгого жаркого дня, проведенного в ущелье Хира, ему приснился сон.

Кто-то приблизился к нему и велел: "Читай!", но Мухаммед не мог. Тогда неизвестный сдавил его со страшной силой и повторил: "Читай!" Проснувшись, Мухаммед почувствовал, что слова, которые от него требовали прочесть, записаны в сердце. Он испытал небывалый прилив сил и воспринял это как веление Бога: читать эту книгу мироздания и рассказывать о ней людям, дать арабам новую книгу, сравнимую с книгой соседних народов. Слово "Коран" и означает "чтение", "книга". Коран представляет собой книгу, продиктованную человеком, практически не владевшим грамотой, но это не помешало Корану стать книгой великого вдохновения.

Первые пророчества Мухаммеда захватывают внутренней открытостью красоте мира, обостренным восприятием, превращающим весь мир в чудо. У русского художника Н. Рериха есть картина, изображающая Мухаммеда в ущелье Хира в тот момент, когда замысел Корана вошел в его душу. Напряженная по краскам картина дает ощущение такой перенасыщенности чувств, которая уже сама по себе есть чудо. Н. Рерих написал звенящий и пылающий мир, увиденный глазами Мухаммеда. Первое, что открылось Мухаммеду, -- это истина о единстве мира.

Так еще раз было сделано открытие, которое уже делали легендарный Моисей и грек Ксенофан. Человек еще раз постиг, что Вселенная -- единое целое, и все люди в ней -- братья. Этот шаг человеческого ума сделал возможным нравственный сдвиг, переход от морали враждующих друг с другом племен к единой нравственности, к выходу за рамки не только личного, но и племенного эгоизма. Единый Бог означал (в понимании Мухаммеда и его первых последовать лей) единый нравственный закон и, следовательно, прекращение вражды, сознание всеобщего братства и конец распрям. На первых порах в Мекке Мухаммед с большим уважением отзывался о "народах книги" -- христианах и иудеях. Последователи Мухаммеда молились, повернувшись лицом к Иерусалиму. Различие между отдельными формами монотеизма (единобожия) казалось несущественным. У каждого народа, считал Мухаммед, есть свой пророк, "читающий" и возвещающий книгу жизни, но суть их учения одна: "Бог всех нас создал из одного человека".

Мухаммеда как посланника божьего одними из первых признали Хадиджа, Абу Талиб и его сын Али, а затем и именитый мекканский купец Абу Бакр. Большинство же мекканцев поклонялись прежним языческим богам, относясь неприязненно к новой вере. Вражда досгла апогея после смерти Хадиджи и Абу Талиба. Мухаммед и его последователи стали подумывать о бегстве из Мекки. И тут-то на помощь пришли два арабских племени из Ясриба. Во время очередного паломничества к языческим святыням в Мекке их представители познакомились с Мухаммедом и его учением, пообещав встать на их защиту. Год переселения первых мусульман в Ясриб (622 г.) стал началом мусульманского летоисчисления.

А сам Ясриб получил новое название - Медина (от "мадинат аннаби" -- город пророка). В Медине Мухаммед основал первую мечеть и провозгласил большинство вошедших в Коран откровений. Оттуда, собравшись с силами, мусульмане совершали вылазки против мекканцев. В конце концов, Мекка подчинилась Мухаммеду. И он, простив прежних врагов, приступил к распостранению ислама среди арабских племен Аравии. Мухаммед создавал сообщество людей, которых объединяли не узы кровного родства, а духовная религиозная общность, ставившая человека над родственными отношениями. Если аравийские племена традиционно вели свое происхождение от конкретных предков -- родоначальников, то исламе все человечество объявлялось имеющим единого первопредка -- Адама.

В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, после чего Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, под названием Арабский Халифат. Мухаммед стал религиозным и мимическим руководителем этого государства. И процессе восьмилетней ожесточенной войны между Мединой и Меккой в Мухаммеде формируется помимо пророка и другой человек: государственный деятель, полководец, дипломат. И политическими и начинают оправдывать обычные в тот век средства. Учение Мухамеда получило авторитет, и пример пророка (или халифа) становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем ревнивее он относился к своему авторитету. Призывы к единству мира уступают место призывам к священной войне - джихаду. В 632 году Мухамед был похоронен в Медине.

2 Основные положения вероучения ислама

Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной книге" -- Коране. Согласно преданию, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила (библейский архангел Гавриил; служил посредником между Богом и людьми). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам -- Моисею, Иисусу, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в полном и истинном виде. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст, объявленный каноническим (Мусхаф). Этот текст относится к концу VII в.

Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) -- от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (в зависимости от вариантов счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Коран состоит из эсхатологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора.

Для того чтобы охарактеризовать Коран как источник мусульманского права, важно иметь виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения и, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство из них было сформулировано пророком при разрешении конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на задаваемые ему вопросы. Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (от араб, "шариа" -- надлежащий путь) -- свод морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне -- святом предании ислама.

Сунна -- сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное, в конце действия были разделены на пять категорий: 1) такие, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные; 3) добровольные; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные.

Соблюдение комплекса юридических норм, принципов и правил поведения, предусмотренных шариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина к идеальному устройству общественной жизни на земле и обеспечивающей попадание в рай после смерти. В исламе нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) и истолкованному в шариате.

Согласно ортодоксальному толкованию суннитской доктрины, ислам, основанный на идее таухида -- абсолютного единобожия, -- представляет собой всеохватывающую систему, в которой при безусловном и абсолютном суверенитете Аллаха находят свое место и религиозная вера, и социальная и политическая структуры. Жизнь общины и каждого мусульманина обусловлена божественной волей и регулируется ниспосланным Богом сводом законов -- шариатом. Только община в целом способна безошибочно толковать волю Аллаха. Основная же функция земной власти -- избираемого общиной руководителя -- халифа, совмещающего духовную и политическую власть в рамках шариата при консультации с общиной (принцип шура), -- состоит в том, чтобы обеспечить верующим возможность выполнять предписания шариата.

Ислам содержит следующие основные догматы:

1. Вера в Аллаха. В противовес христианскому учению о 6ожественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

2. Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это 6естелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти -- Накира и Мункара, стража рая -- Ридвина, стража ада -- Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или в аду.

3. Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим, Божественным "Откровением, которое передавал Аллах в виде видении Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.

4. Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Мой-рви), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.

5. Вера в рай и ад. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. И в аду -- бесконечные пытки и муки.

6. Вера в божественное предопределение. Это один из важнейшим догматов, согласно которому не существует ничего, не зависящего от воли Аллаха.

7. Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность -- исповедование веры, т. е. произнесение шахады ("Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед -- посланник его") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждений в ее истинности.

Вторая обязанность -- ежедневный пятикратный ритуал -- намаз (молитва). Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершать ритуальное омовение. Пятница (яум-джума) является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью.

Третья обязанность -- соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить, в исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Четвертая обязанность-- закят -- обязательная уплата налога, которого предписано в Коране, а размеры обложения в шариате. Размеры закята -- 1/40 часть годового дохода.

Питая обязанность -- хадж -- паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама -- гробнице Мухаммеда в Медине, а также посещение других священных мест Хиджаза. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование -- хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний, в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и поклонение святым местам -- мазарам, к которым относятся различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами. Их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Значительную роль в культовой системе ислама играют религиозные праздники. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

По учению мусульман люди должны жить в соответствии с волей Аллаха и предписаниями, изложенными в Коране. Чувство духовной избранности и осознание того, что послание Аллаха записано на арабском языке, помогло мусульманам-арабам легко ассимилировать высокоразвитые культуры, восходящие к древним государствам Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Эгейского моря, Греции, Египта, и преодолеть гегемонию христианского мировоззрения на Ближнем Востоке. С самого начала мусульмане объявили, что арабский язык является языком Корана, языком Аллаха, поэтому Коран не может быть адекватно переведен на другие языки. Когда люди принимали мусульманство, им приходилось учиться читать Коран по-арабски, что привело к разработке арабской грамматики, лексики и правил стихосложения. Поэзия и изящная словесность стали частью исламской культуры, которая, в свою очередь, формировала искусство "красивой жизни".

В период арабского завоевания Ирака в местных христианских школах изучали греческую философию, медицину, астрономию, логику, математику и другие науки, многие из основных греческих работ были переведены на сирийский язык, язык тогдашней учености. Перевод иноземных трудов на арабский язык начался еще до IX в. Однако этот процесс получил широкий размах после того, как в 800 г. в Багдаде была построена первая бумажная мельница, на которой стали изготовлять бумагу по китайским рецептам. (Для сравнения: бумажные мельницы появились в Италии и Германии лишь в XIV в.) В конце I тыс. сложились крупные научные центры в Медине, Дамаске и Багда де, мусульманская наука оставалась на высоком уровне по крайней мере до XVII в. Ислам не только дал Европе новые знания, но и существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания. ( само понятие "христианская Европа", да и вообще представление о Европе как определенной территориальной и культурной целостности складывалось у европейцев только в ходе Реконкисты (отвоевание с 718 по 1492 г. испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных арабами) и крестовых походов (XI--XIII вв.), т.е. оно возникает из противопоставления себя мусульманскому миру. Более того, контакты Европы с миром ислама ускорили интеллектуальную революцию в Европе, известную как Ренессанс (XV--XVI вв.), благодаря ознакомлению европейцев с мусульманской наукой, особенно г грудами арабских толкователей творчества Аристотеля.

3 Основные направления в исламе

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII в. возникли три направления ислама: хариджитизм, суннизм и шиизм. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской властей.

Хариджиты (от араб, "хариджи" -- вышедший, восставший) обрастали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман независимо от происхождения и цвета кожи.

В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины, халифом, может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов, главой религиозной общины, халифом, может быть любой последователь ислама, Избранный общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникали особые течения или секты. Только в новое время как специфическое религиозно-политическое течение появились ваххабиты. Разделение ислама на суннизм и шиизм промочило в результате политической борьбы за престол халифата. Сунизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -- двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти -- его потомкам (так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам -- Мухаммед бен аль-Хасан -- таинственно исчез ("ал-Ка'им" -- скрытый).

Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" -- ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак) Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджта-хиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удостаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим рангом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских богословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусейн.

Ислам не создал церкви, он создал теократическое государство. В противовес другим религиям он стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество. Это означало слияние духовного и религиозного начал. В отличие от христианства ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди -- пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т. е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам стал мощным фактором формирования в сжатые сроки такого феномена, как "мусульманский мир".

Из небольшой группы семитских племен выросла этнокультурная общность на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстро развивавшаяся арабо-мусульманская культура в средние века на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы.

Остановимся подробнее на суфизме. Термин "суфизм" происходит от слова "суф" -- грубая одежда из верблюжьей шерсти. Вероятно, первые суфии испытали влияние христианских монахов Сирии и может быть, и аскетов Индии). Однако суфизм никого не копирует. Самое мощное духовное движение, одно из глубочайших в истории религии, и его главный стержень -- в чувстве вечности, а не в том, что приносит и уносит время. Суфизм развил основы, заложенные уже в Коране, но не выявившиеся сразу после хиджры. Только в VIII в., относительно спокойном, могла привлечь всеобщее внимание не отмеченная никакими подвигами женщина, рабыня-танцовщица Рабийя, познавшая высокие экстатические состояния, очень близкие к первым откровениям пророка.

Эта рабыня-танцовщица стала одним из зачинателей суфизма, который открывает особую страницу в мусульманской мистике, мистике Единого. Главное место в суфизме занимает учение о любви к Богу и о пути, ведущем к слиянию с ним. Суфизм существенно повлиял на все области духовной жизни мусульманского Востока -- религиозную догматику, философию, этику, литературу. Однако наиболее замечательным вкладом в культуру ислама и в мировую культуру была суфийская поэзия.

В поэзии суфиев переплетается высокое и низкое, земное и небесное, опьянение вином и опьянение чувством единства мира, любовь к богу и к женщине. В стихотворениях персидских классиков любовь соловья к розе наряду с правоверным религиозным толкованием (отношение мусульман к Аллаху) имеет и более отвлеченный философский смысл (стремление постичь единство мира), и сохраняет простое понимание символа: любовь юноши к девушке. Все эти оттенки, переплетаясь, делают стихи суфиев неповторимыми по богатству душевной жизни. Даже поэты, не склонные к мистицизму, писали стихи в той же манере.

Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении за другими индивидами общества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подражанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются, и это вызывает у них чувство почтения и благоговения. Религиозный лидер представляет собой такую модель, которой всячески пытаются подражать ученики. В исламе уникальным примером является Мухаммед, завершающий цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может сравниться. Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусульманина: от вершин метафизической теории до мелочей быта -- одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели -- это дисциплина и самоотречение, затем бедность, заключающаяся не только в отсутствии собственности, но и в отсутствии желания ее иметь. Так, в суфизме успешность обучения зависит от степени идентификации последователя со своим шейхом. Это основной путь и к личностной интеграции, и к мистическому союзу. Шейх является не только учителем, но и образцом для подражания. Существующие в некоторых суфийских братствах ритуальные моменты, в частности связанные с новой, единой для братства одеждой для обращаемых, служат целям той же идентификации: сначала -- внешней, затем -- деятельной, наконец -- внутренней. Идентификация, слияние с шейхом -- путь к слиянию с Аллахом.

4 Ислам и современность

Если упадок религии представлялся в XIX и XX в. многим как триумф человеческого разума, результат просвещающего и освобождающего действия современной науки, то М. Вебер видел в нем симптом духовного заболевания общества, вызванного гипертрофированной до чудовищных размеров "рациональностью": технологии и бюрократия подчиняют себе мир, колоссально сужая человеческий опыт. В сознании человека угасают величайшие страсти -- поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические чувства, религиозный опыт -- они уступают место прагматическому расчету, заботе о комфорте, банальной тяге к "полезности". Для понимания веберовской концепции роли религии в развитии общества нужно имей, в виду посылки, из которых он исходил и которыми руководствовав м в своих исследованиях. М. Вебер считал, что все общественные институты, структуры, формы поведения регулируются смыслом, которыми их наделяют люди. В своих социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведение ориентировано на определенный смысл, то это означит что "смыслы", ценностные ориентации регулируют социальный действия людей, определяют то, что М. Вебер называл "рационализацией различных видов деятельности. Если это так, то это означает, что решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, в культуре.

Полемизируя с К. Марксом, М. Вебер доказывал необходимость видеть в "идеях" важный фактор развития общества, связь между этическими принципами, религиозными верованиями, правовыми и другими нормами, а также экономической, политической деятельностью и т. д. При этом специфику религии М. Вебер видел в ее "смыслополагающей" деятельности. Отсюда -- сама задача: поднять значение религии в историческом развитии, выявить связь религии с социальными изменениями, в том числе самыми радикальными, знаменовавшими собой крупные повороты в истории. В эти новые подходы вписывается и анализ истоков и форм воздействия ислама на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных стран и на международную ситуацию в целом, степени его адаптации к изменяющимся условиям при сохранении догматики, ритуала и обрядности. Эти принципиальные вопросы являются предметом дискуссий о роли религии в истории цивилизации, в развитии национального самосознания, в формировании нравственных ценностей и об использовании религии в политических целях. Некоторые авторы рассматривали ислам как нечто архаическое, уходящее в прошлое, не влияющее непосредственно на непрерывно изменяющуюся жизнь. При этом вспоминали Г. Гегеля, который в ти- время утверждал, что ислам будто бы уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности.

Ислам встретил XXI в. как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры. Сегодня ислам представляет собой одну из наиболее влиятельных мировых религий, занимая по количеству последователей второе место после христианства. Общая численность мусульман в мире давно уже превысила 1 млрд. Зона распространения ислама охватывает все обжитые континенты -- его общины существуют более чем в 120 государствах. И хотя "исламский бум", по всей вероятности, завершился, тенденция к повышению роли религии в общественно-политической жизни стран зоны распространения ислама и в международных отношениях в последние годы сохранилась. Это связано как со спецификой социально-экономического и политического развития восточных сообществ, так и особенностями самого вероучения. Согласно концепциям некоторых европейских и американских ученых, причины усиления роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народом следующие:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно, но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, про является в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость объясняется также отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет, как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам является образом жизни, всецело определяющим мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность ислама. Простота этой религии проявляется в ее догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнан колониальной политикой и т. д. По мнению многих исследователей, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах. ч

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народи и особом положении ислама в сравнении с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. По мнению западных исламоведов, аутентичность -- это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Люди, сформированные исламом, составляют единую общность -- "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

Резкое возрастание политической роли ислама, усиление международного влияния исламских движений, тем не менее, не принесли спокойствия в политическую жизнь мусульманских государств. В последив годы возрастает напряженность как в отношениях между мусульманскими и христианскими общинами, так и между мусульманскими общинами различных толков и даже между политическими группировки в пределах одной и той же общины. Наиболее ярким примером уфиисламской вражды на межгосударственном уровне стала ирано-иракская война, на национальном -- ливанский конфликт, где линия конфронтации прошла не только между христианами и мусульманами, но и между различными исламскими силами. Именно Ливан демонстрирует, как далеко может зайти отчужденность между представителями различных религиозных общин, если их политические исповедуют крайние взгляды, а стремление к компромиссу отсутствует. И сегодня трудно представить себе, как ливанские конфессиональные общины смогут снова свободно сосуществовать в том случае, если вмешательство внешних сил будет прекращено и кровопролитный конфликт будет остановлен.

Ислам и мусульманская культура -- часть общечеловеческой цивилизации, весомый элемент духовного потенциала миллионов людей. От того, в каком направлении, как будет развиваться мусульманский мир, в немалой степени будет зависеть будущее мирового сообщества и, конечно, непосредственно ислама.

Список использованных источников

1. Васильев Л. С. История Востока. -- М., 1999. -- Т. 2.;

2. Гараджа В. И. Религиоведение. -- М., 1995;

3. Гараджа В. И. Социология религии. -- М., 1996;

4. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. -- М., 1999;

5. Радугин А. А. Введение в религиоведение. -- М., 1996.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека