Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Психология религии

Психология религии

6

Министерство образования и науки Украины

Одесский государственный экономический университет

Факультет экономики

и управления производством

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

НА ТЕМУ:

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Выполнил

студент 15 группы

Махров М.А.

Одесса

2005

Оглавление

Стр.

Вступление

2

Основная часть

4

Заключение

7

Список литературы

8

Вступление

Какой смысл следует вкладывать в само понятие «религия»? Простейшее, исходящее из этимологии слова определение религии дал в древности отец церкви Лактаций: «Религия - это связь с Богом посредством благочестия». Это определение совершенно правильно, но чтобы принять его как общезначимое, необходимы некоторые разъяснения. Известно, что существуют религии, исповедующие веру не в единого Бога, а во множество богов или духов или же в некое неопределенное божественное начало, судьбу и т.п. Поэтому, чтобы наше определение подходило и к ним, мы будем употреблять понятие «Бог» в самом общем смысле - как сверхъестественную силу, господствующую над миром. Правда, на это можно возразить, что в примитивных религиях боги отнюдь не властвуют над «миром», да и такого понятия как «мир» у дикаря еще не было. Во всяком случае, наше понимание «мира» как универсума предполагает наличие уже довольно развитого мышления, а на ранних этапах существования человечества вряд ли оправданно определенно говорить о чем-то подобном. Но все же можно уверенно утверждать, что уже дикарь верит в связь «своего мира» (т.е. совокупности явлений, данных ему в опыте) со своим богом как с властвующей над ним силой. В любом случае божество предстает как та сила, которая связывает разнообразные виды бытия с целым, отдельного человека - с социальной группой и природной средой и своей властью каким-то образом упорядочивает это целое.

По отношению к этой высшей силе человек изначально испытывает чувства бессилия и зависимости, зная, что от нее исходят его беды и радости. Страдания, естественно, переживаются сильнее, и поэтому есть доля истины в словах «страх создал богов». Но это не вся правда, поскольку человек считает зависящими от божественной силы не только пугающее его зло, но и те жизненные блага, которые он имеет или к которым стремится. Таким образом, человек чувствует, что с этой силой его связывает не только страх, но и благодарность и доверие. Эту сторону религиозного чувства прекрасно выразил Гете: « В нашей душе живет стремление добровольно, из чувства благодарности, отдаться Всевышнему, Неведомому, самому Возвышенному, и это стремление мы называем благочестием».

Существо, которому человек может с благодарностью вверить себя, вызывает не только страх, но и доверие. Поэтому простой страх превращается в благоговение, а чувство зависимости - в осознание своего долга повиноваться божественной воле, в добровольное смирение и преданность.

С точки зрения атеиста, потребность в религии есть потребность определенных социальных систем в иллюзорном восполнении действительности, в основе которой - практическое бессилие людей, их неспособность подчинить своему контролю объективные условия своей жизни.

О смысле жизни.

Стремление каждого человека понять себя, оценить сделанное, осознать его смысл и определить новые цели, задачи, найти соответствующие ценностные ориентиры в жизни - вполне естественно. Но за кажущейся простотой решения этих вопросов кроются сложные проблемы, ибо человек, как отмечал еще К.Маркс, - это абстрактное существо, живущее вне мира. Человек - это целый мир с бесконечным многообразием человеческих взаимоотношений, это общество с его сложными экономическими, политическими, духовными характеристиками, это, наконец, вся предшествующая история человечества, живущая в каждой отдельной личности. Следовательно, вопрос о смысле жизни - не просто плод человеческой любознательности. Этот вопрос относится к числу т.н. вечных вопросов и обыденного сознания, и теоретической мысли.

Для того чтобы знать, как нужно быть правильно ориентированным нравственно и духовно. Религия формирует систему ценностей и норм. Для многих верующих религия является, прежде всего, созидательницей и хранительницей нравственных ценностей. Созданный христианством нравственный идеал стал для верующих основанием моральных оценок, эталоном в выборе жизненной позиции, критерием всех поступков, образцом поведения. С этой стороны религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром.

Для религии характерно обращение к проблемам человека и смысла его бытия. Проблемы человека находят свое выражение в религиозных учениях.

Основная часть

В истории отчётливо прослеживаются две противоположные группы верований. Первая ищет Бога в мире как основу бытия, как сущность, скрытую за явлениями, как закон необходимости. Вторая понимает Его как идеал свободы, как надмировую благую волю, как владыку и управителя истории, предназначенной для осуществления его целей. Первые - религии политеистические, вторые - монотеистические. Классические религии первой группы мы встречаем у индусов и греков. Оба эти народа начали с по-детски радостной религии природы, которая чтила волю богов, проявляющуюся в природе и в общественных установлениях, и возвышала божественное начало над действительностью постольку, поскольку видела в богах этически возвышенную красоту мира и радость жизни.

Полная противоположность этому - религия целенаправленной борьбы и надежды, классическими представителями которой в древности были иранский пророк Заратустра и пророки Израиля. Бог этих религий - это надмировой идеал блага, самовластная воля, которая не разлита в мире, а царит над ним как его Творец и Властелин.

Если речь идет о религии, нельзя принимать за основу ее низшие ступени. О ее сущности следует судить исходя из высших, развитых форм, поскольку именно в них проявляется ее глубинный смысл, изначально скрытый, как бессознательный инстинкт в детской игре.

Из того очевидного факта, что на низших этапах развития религия превалирует чувственные и эгоистические желания, достижение которых связывается с молитвами и жертвоприношениями, Фейербах сделал вывод, что религия вообще есть не что иное, как порождение эгоистического сердца и мечтательной фантазии, а боги - выдуманные человеком «желаемые существа», необходимые ему для иллюзорного преодоления собственного бессилия.

Но как тогда решить загадку религии, чем объяснить, что чистое заблуждение все же смогло сохраниться у всех народов на протяжении тысячелетий? Как могло случиться, что именно этот ложный образ, рожденный больным эгоистическим сердцем, явился самым действенным средством для преодоления природного эгоизма, для установления и сохранения разумных нравов, порядка и культуры, т.е., как неоспоримо свидетельствует история религий, оказался основополагающим для нравственного воспитания человека?

Бессмертие души.

Концепции богословских теорий проповедуют личное бессмертие в загробном мире как единственное, что может и должно стать смыслом жизни человека. Если человеческая жизнь является высшей ценностью, то антиценностью является смерть. Вопрос о смерти всегда волновал человека. Трагедия смертности заключается не в том, что этого естественного конца не избежать, а в том, что смерть для большинства людей бывает преждевременной. Именно неестественно преждевременная смерть и закрепила в сознании людей страх перед нею.

Развитие общества и прогресс науки автоматически не исключает страха смерти, который создает предпосылки для усвоения религиозных верований. По мнению К. Симонова, «… верующие в загробную жизнь и думающие о том как бы получше к ней подготовиться, способны незаметно для себя превратиться в самых заядлых эгоистов, которые, даже совершая добрые поступки, совершают их не для людей, а в сущности говоря, для того, чтобы обеспечить себе лучшее будущее в загробном мире.»

В книге Буньяна «Путешествие пилигрима», рассказывается о половнике, который отправляется в путь; жена и дети зовут его назад, но он зажимает уши и бежит из дому, крича: « Жизнь, жизнь, вечная жизнь!»

Кризис современной религии.

Современное отношение к Богу - это если не полное Его отвращение, то, по крайней мере, отдаление от Него. Натуралистические взгляды в течение трех веков разъедали западную мысль еще в XV-XVII веках, возникли теории, отрицавшие, в отличие от религиозной мысли Реформации, полноту Божественной власти, непосредственность управления Богом этим миром. Теология, философия и наука во многом поддерживают с тех пор такую точку зрения. В результате сама Библия и многие важные вехи в истории христианства были поставлены под сомнение. Факт сотворения мира Богом оказался под вопросом. Сейчас принято считать, что религиозные представления человека не имеют ничего общего с научными знаниями о внешнем мире, о том, что вне его - ибо Бог, согласно этим понятиям, пребывает не в мире, а только в нашем внутреннем сознании.

« Те, чье воображение намного превышает их возможности, - писал К.С. Льюис, - заслуживают снисхождения. Они легко воображают нечто совершенно им недоступное и описывают обстоятельства, в которых никогда не были сами. Иногда при этом они сами начинают верить в реальность того, что создано их воображением, и заставляют поверить других».

Существует и другая точка зрения. Даниил Андреев в своей книге « Роза мира» пишет, что « с полным правом и основанием такой упрек может быть брошен не религии, а, увы, науке,… которая… не способна дать ответа на самые коренные, самые элементарные вопросы. - Существует ли Первопричина, Творец, Бог? - Существует ли душа или что-либо подобное ей, и бессмертна ли она? - Вечен ли и бесконечен мир, или, напротив, ограничен во времени и пространстве? Ради чего я должен делать добро, а не зло, если зло мне нравится, а от наказания я могу уберечься? - Как воспользоваться наукой, чтобы предотвратишь возможность войн и тираний? - Как достичь, с наименьшим числом жертв социальной гармонии?..»

Психология сект.

Термин «секта» специалисты-религиоведы толкует как «нетрадиционные», «внеконфессиональные» и тому подобные культы. Употребляется также термин «религии «нового века», обозначавший все современные религиозные новообразования.

…Вместо того чтобы увидеть в сектах ядовитую опасность, общественное мнение воспринимает их активность как нечто заурядное, каждодневное, а порой даже забавное.

… Короче, общество, защищающее своих членов от нанесения им физического ущерба, не желает учитывать опасности ущерба морального, психологического. Но ведь можно уничтожить человека духовно, совершенно не причиняя ему видимого физического вреда. Секты знают, как добиваться этого. И они не боятся применять эти навыки на практике!

… Вполне нормальные, психически здоровые молодые люди в течение нескольких дней, а порой и часов превращаются в религиозных фанатиков. Для этого есть эффективный метод, который в негласном сектантском обиходе называется «промыванием мозгов». Результат обычно не заставляет себя ждать: человек надолго становится игрушкой в руках руководителей новых культов.

Много обличий у феномена новых сект! За ним стоит и кризис буржуазного общества в целом, и кризис его мельчайшей ячейки - семьи. «Почему появляется столько сект? Мне кажется, потому, что люди стали очень одиноки и остро ощущают смертность человека, - приходит к выводу французский ученый О. Клеман. - Происходит распад семьи. Люди ищут в секте ощущений спокойствия и любви. Они легко интегрируются в новую структуру и находят в ней «мать» - секту».

Любопытен такой вопрос: почему так много религиозных течений, сект стали распространять свою деятельность на постсоветском пространстве. Экономически это легко объясняется. Ведь секты довольно прибыльное дело, их отцы-создатели выкачивают огромные деньги, причем «прихожане» отдают их добровольно и считают это своим долгом. Из психологических аспектов можно назвать кризис традиционных религий, которые не способны привлечь на свою сторону людей нуждающихся в вере. А таких у нас очень много.70 лет жизни в атеистическом государстве и полном отвержении Бога прошли. Образовался гигантский вакуум духовности, и ни гипертрофированная наука, ни современная религия не в силах его заполнить.

Заключение

Таким образом, вера в Бога удостоверяет свою истинность тем, что помогает человеку узнать и исполнить своё предназначение в мире. Она помогает не только решать задачи, она сама есть наисложнейшая проблема, поставленная перед человечеством. Проблема, над которой оно билось тысячелетиями и будет биться впредь.

Истинность идеи Бога не может быть доказана посредством частных умозаключений. Её нельзя выделить как единичное звено в цепи наших мировоззренческих представлений. Вот почему Бог всегда остаётся предметом веры, а не знания, которое можно обосновать разумно.

Возможно, сущность религии - не заблуждение, а высшая истина. Я считаю, что каждый волен сам выбирать для себя, во что ему верить.

Список использованной литературы

1. Познать Бога…; Пакер, Джеймс; Чикого, 1990.

2. Секты: досье страха; Привалов К.Б.; Москва, 1987.

3. Роза мира; АндреевД.Л.; Москва, 1993.

4. Смысл жизни: две точки зрения; Кобелянская Л.С.; Киев, 1989.

5. Психология религии; Угринович М.Д.; Москва, 1986.

6. Культурологія;Сандюк Л.О., Щубелка Н.В.; Одеса, 2005.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека