Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Влияние религии на воспитание в исламе

Влияние религии на воспитание в исламе

20

ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»

Реферат на тему:

«Влияние религии на воспитание в исламе»

Соликамск 2010

Содержание

Введение

1. Ислам как монотеистическая мировая религия

2. Коран - священная книга ислама

3. Идеологические и воспитательные основы ислама

4. Влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе

4.1 Личность

4.2 Семья

4.3 М
ораль

4.4 Взаимоотношения между людьми

5. Особенности воспитания в Исламе

6. Сунны Пророка Мухаммада как важный момент в воспитании детей

Заключение

Список литературы

Введение

Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии, педагогики и др.

На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.

Ислам провозглашает братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявляет о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни.

Объект работы - религия.

Предмет работы - процесс влияния религии на воспитание в Исламе.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать процесс влияния религии на воспитание в Исламе.

Задачи работы:

- провести анализ литературы по теме исследования;

- охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;

- выделить идеологические и воспитательные основы ислама;

- проанализировать влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе;

- рассмотреть особенности воспитания в Исламе;

- выявить важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.

1. Ислам как монотеистическая мировая религия

Ислам - монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова -- «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам -- это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами [3, c. 76].

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались.

Аллах - имя истинного Бога, Творца и Господа всего сущего. Мусульмане верят в то, что Аллах - Создатель и Управитель всего сущего. Помимо Него, никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие -- невозможным. Ему нет равных, и в этом выражается Его Единственность.

Согласно исламским первоисточникам, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Постижимы лишь Его существование и единственность. В отличие от сотворённой Им природы, Он сам не сотворён никем. Не существует ничего, подобного Ему. Аллах создал всё сущее из ничего и привёл в упорядоченное состояние. Он управляет всеми процессами и событиями в сотворённом Им мире. Аллах -- Творец всех форм жизни.

Всё в мироздании совершается только по воле Аллаха. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит всё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от Его взора. Кроме Аллаха, других богов не существует, и единственным объектом для служения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми [6, c. 34].

2. Коран - священная книга ислама

Коран - священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммаду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству -- «Мы направили тебя, Мухаммад, посланником только как милость к обитателям всех миров».

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимые отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений [1, c. 132].

3. Идеологические и воспитательные основы ислама

Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические и воспитательные основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов [4, c. 28]:

· Вера в Аллаха -- Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.

· Вера в Ангелов. Ангелы -- существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.

· Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех Священных Книг, кроме Корана, искажены.

· Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.

· Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

· Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть -- в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Столпы ислама сводятся к пяти постулатам [2, c. 34]:

· Шахада -- соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие Единобожия и посланническую миссию Пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад -- Его раб и Посланник». В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в Единого и Единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммада достаточно для принятия ислама.

· Намаз -- совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).

· Закят -- материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят -- это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.

· Саум -- соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.

· Хадж -- совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

4. Влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе

Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество [6, c. 132].

4.1 Личность

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления алкоголь и все аналогичные ему вещества, например, наркотики. Запрещены азартные игры.

4.2 Семья

Семья в исламе -- это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей [2, c. 16].

4.3 Мораль

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти [3, c. 54]:

· Правдивость (ас-сидк).

· Надёжность и верность (аль-амана).

· Искренность (аль-ихлас).

· Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).

· Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).

· Сила нравственная и физическая (аль-кувва).

· Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).

· Скромность (аль-хайя).

· Достоинство и самоуважение (аль-изза).

· Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).

· Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).

· Щедрость (аль-джуд валь-карам).

· Терпение (ас-сабр).

· Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

· Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).

· Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).

· Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

4.4 Взаимоотношения между людьми

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама -- как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.

5. Особенности воспитания в Исламе

Одно из самых основных прав ребенка - это воспитание, и поэтому на основе Священного Корана, хадисах и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы рассмотрим этот вопрос шире.

Ислам - религия, которая воспитывает детей в духе свободы, которая исходит из чувства рабства перед Всевышним. В последствии, воспитываясь в духе поклонения Создателю, молодые люди освобождаются от зависимости от страстей, похоти, желаний. В этом суть прав детей в Исламе [2, c. 28].

Считая себя несовершеннолетними, и таким образом, безнаказанными некоторые молодые люди не почитают старых, нарушают порядок в обществе, совершают преступления. В отличие от других законов, которые до восемнадцати лет считают человека ещё ребёнком, Ислам смотрит на права детей трезво и объективно. Ислам делает человека ответственным за поступки, как перед Всевышним, так и перед родителями и обществом с момента полового созревания. С этого момента человек считается полноценным взрослым, имеющим право распоряжаться своим имуществом, своими делами.

Ислам защищает права детей задолго до их появления на свет, так как Ислам призывает молодых людей, желающих вступить в брак, задуматься о своём потомстве при выборе будущего супруга (супруги). Это объясняется тем, что, выбирая жену, юноша должен помнить, что девушка будет не только его женой, но и матерью его детей, которая, как правило, проводя основное время с детьми, должна воспитывать их. То же самое касается и девушки, которая при выборе супруга должна помнить, что тот или иной юноша будет не только её мужем, но и отцом её детей.

Таким образом, религия Всевышнего призывает задумываться о воспитании детей ещё до вступления в брак. Однажды сын спросил отца: «Когда ты начал меня воспитывать?». На вопрос сына отец ответил, что еще до того, как жениться на его матери, он уже начал его воспитание. Действительно, если девушка выбирает в мужья человека, не имеющего веры в Аллаха, или грешника, который несерьёзно относится к своим религиозным обязанностям, она должна знать, что и к супружеской жизни он будет относиться несерьёзно, воспитывая детей далеко не совершенным образом. Также и юноша, который уделяет много внимания внешней красоте будущей супруги, не руководствуясь при этом её нравственностью, покорностью Всевышнему, должен задуматься, сможет ли такая женщина дать должное воспитание детям. Об ответственности за воспитание будущего поколения, за воспитание наших детей Аллах напоминает в Священном Коране (смысл): «О, вы, которые уверовали! Вы оберегайте свои души и свои семьи от Ада, топливом которого будут люди и камни». (Сура Ат-Тахрим, аят 6). Мы несём ответственность не только за себя, но и за своих жён и детей [1, c. 34].

К примеру, в священный месяц Рамадан, когда каждому умственно полноценному и достигшему полового созревания человеку необходимо соблюдать пост, беременные женщины освобождаются от соблюдения поста, если пост представляет какую-либо опасность ее здоровью и здоровью будущего ребенка. Таким образом, Всевышний защищает права детей, даже если матери придётся прекратить на время совершать возложенные на неё обязательства перед Творцом.

6. Сунны Пророка Мухаммада как важный момент в воспитании детей

Чтение азана и икамат

После рождения ребёнка, важной сунной Пророка Мухаммада является, чтобы первое, что услышит новорождённый младенец, был азан (призыв к молитве) и икамат. К сожалению, многие упускают эту важную сунну в связи с тем, что матери находятся в родильных домах, и было бы хорошо, если бы отец находился поблизости, чтобы сразу после появления на свет ребёнка прочитать ему азан и икамат. Для этого вовсе необязательно ждать имамов, так как цель сунны в том, чтобы первыми словами, услышанными новорожденным, стали слова призыва к молитве.

Кормление

Пока ребёнок в родильном доме, его несколько раз может покормить грудью другая женщина. В таком случае Ислам обязывает поставить в известность отца. Осведомлять является обязательным, потому что, если женщина кормит двух разных детей, и не один, а пять раз, то эти дети становятся молочными братьями и сёстрами. Молочные брат и сёстра равносильны, как родные брат и сестра. И поэтому люди и сами дети должны знать, кто являются их молочным братом и сёстрой. Потому что с этим связаны строгие правила, которые должны быть учтены, когда заключается брак, во избежание заключения брака с молочной сестрой, так как это запрещено и такой брак не будет действителен. Поэтому матери тоже должны очень строго подходить к таким вопросам, также руководители родильных домов тоже должны учитывать принципы Ислама и проследить, чтобы молоко рожениц не перемешивали и не давали разным детям, как это делают в некоторых родильных домах [4, c. 231].

Тахник

Следующая сунна Пророка Мухаммада, которую следует выполнять - тахник, то есть, когда кто-то из праведных людей, взяв часть мякоти финика и прожевав ее, просовывает кончиком пальца в рот новорождённого, прикладывая к нёбу. Подобный ритуал совершал и сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.

Имя

На седьмой день после рождения ребёнка долгом родителей является дать красивое, с наилучшим значением, благозвучное имя. В категорию таких имён входят имена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): Мухаммад, Ахмад и т.д. Также особенно приветствуются имена, в которых звучит «раб Аллаха» - Абдулла, Абдурахман и т.д. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день вас будут призывать по вашим именам и по именам ваших родителей, вы давайте только красивые имена», таким образом, очень важно, чтобы имена были красивыми, исламскими. Однажды некий человек подошёл к Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах) с жалобами на собственного сына. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Как зовут твоего сына?», тот человек назвал очень некрасивое имя, на что Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Ты в своё время провинился перед ним, назвав некрасивым именем, а теперь он не выполняет своего долга перед тобой».

Акика

Следующий долг родителей - это акика (заколоть жертвенное животное). После рождения девочки в жертву приносят одну овцу, после рождение сына - двух овец. Если нет возможности принести в жертву двух овец, то для исполнения сунны следует принести в жертву, хотя бы одну. Требования к животному такие же, как и к жертвенному животному, в праздничные дни Курбан-Байрама. Мясо желательно сварить и, разделывая мясо, постараться не сломать кости животного, так как это символ того, что Всевышний сохранит здоровье ребёнка. Далее, сварив и разделав мясо, следует угостить этим мясом родных, близких, знакомых, соседей и т.д. Некоторые стараются полеглому отделаться, передав деньги кому-либо, чтобы за них исполнили этот ритуал, но ведь этому следует придавать важное воспитательное значение. Если условия не позволяют принести в жертву животное у себя дома, то можно принести его туда, где условия позволяют это сделать. Так мы выражаем радость и благодарность дару, которым наделил нас Аллах.

Следующий долг - обривание головы новорождённого, так как это также является важной сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не секрет, что всякая сунна обязательно таит в себе не только пользу для вечной жизни, но и мирскую пользу, так как сунна является для нас милосердием. После бритья следует определить вес срезанных волос и отдать на милостыню деньги, стоимостью золота весом равного весу волос ребёнка.

Обрезание

Уже с седьмого дня от рождения можно исполнить эту сунну.

Заключение

В результате выполненной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризован Ислам как монотеистическая мировая религия; выделены идеологические и воспитательные основы ислама; проанализировано влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе; рассмотрены особенности воспитания в Исламе; выявлены важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.

Анализ процессов влияния религии на воспитание в Исламе позволил сформулировать следующие выводы:

1. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

2. Исламская религия оказывает большое влияние на воспитательный и образовательный процессы.

3. Наблюдая за развитием ребёнка, следует проследить за тем, чтобы первым словом, которое он произнесёт, было, имя Всевышнего, для чего ему надо постоянно повторять имя Создателя. Далее, постепенно обучать ребёнка произнесению слов «Бисмилля!», поскольку эта фраза не содержит каких-либо сложных по произношению букв, и эту фразу очень легко произносить детям, особенно имя Создателя - Аллах. Произнесение этой фразы и имени Всевышнего является весьма желательным, так как в них скрыто множество неописуемых благ и, с произнесением этих слов, постепенно взрослея, подрастающий человек непременно будет воспринимать их благодать. Есть надежда, что эти слова сыграют очень важную роль в его жизни и в целом очень важны для дальнейшего его воспитания. Поэтому не следует торопиться обучать детей произносить такие слова, как «мама», «папа» и т.д.

4. Также следует обучать тому, на что следует смотреть, а на что нет, что разрешено слушать и что запрещено, какие части тела необходимо скрывать от людей и т.д. В этом деле самым лучшим является пример самих родителей. Если ребёнок становится свидетелем того, как родители не пропускают намазы, то ещё тогда, когда он, ползая по полу, уже будет стремиться к молитвенному коврику, стараясь подражать родителям. Таким образом, пример для подражания - всегда самый лучший метод воспитания детей.

5. Когда дети становятся юношами, самым важным становится своевременный брак. Большинство распутств происходят по той причине, что юноши остаются без семьи до 27 лет и выше лет. В среднем к двадцати годам молодые люди должны вступать в брак, и не следует обращать внимание ни на какие обычаи, которые ведут к откладыванию вступления в брак. Пророк сказал: «Когда к вам приходит тот, чья религиозность и нравственность вас устраивает, выдайте за него замуж свою дочь. Если так не будете поступать, будет широкая смута в обществе».

6. В Исламе проявляют огромное усердие в воспитании детей, обучении их религии Ислам, так как дети относятся к категории тех явлений, которые даже после смерти родителей, приносят своим родителям пользу. Таким образом, если правильно воспитанный, праведный сын, подняв руки, станет молить: «О Аллах, прости грехи моим родителям!», то ничто не сравнится с этим. Подобная мольба сына за родителей будет в помощь им.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализе процессов влияния религии на воспитание в Исламе достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока - М., 2006.

2. Кузьмина С.Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. - 2009. - №2 - С.76 - 81.

3. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. - М.: Инфра-М, 2006.

4. Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. - М.: Юнити, 2007.

5. Смирнов Г.В. Мистика. Религия. Наука.- М.: Канон, 2008.

6. Солдатова А.В. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2007.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека