Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Право и мораль

Право и мораль

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ……………………………………………………………...3

Глава 1. Право и мораль как часть социальных норм. ……………..5

Глава 2. Общие и отличительные черты права и морали. ………..10

Глава 3. Взаимосвязь права и морали. ……………………………..16

Заключение. ………………………………………………………….22

Библиографический список. ………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания

и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые

являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и

совершенствование.

Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда

выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно

обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются

едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и

подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Целью данной работы является рассмотрение общих методологических

аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.

При написании работы автор рассматривал следующие задачи:

- право мораль как часть социальных норм;

- общие и отличительные черты права и морали;

- взаимосвязь права и морали.

В юридической литературе взаимодействие права и морали получило

освещение ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следует

прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А поставивших ряд

важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности

права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А.,

Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах некоторые

аспекты данной проблемы.

ГЛАВА 1. право мораль как часть

социальных норм

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной

меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации

определенных социальных норм:

- норм права,

- норм морали,

- норм, установленных общественными организациями,

- норм обычаев,

- норм традиций,

- норм ритуалов и т.д.

В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного

характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в

процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими

родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение

человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его

поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые

считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются в

обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле,

справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются

силой общественного мнения или внутренним убеждением.[1]

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности

охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как

нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое

его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в

себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки

зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может

руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного

регулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одни

имеют в виду самого индивида , другие – отношение индивида к обществу.

Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление

об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо

индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность

представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к

человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому

человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или

плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно

хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок

недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с

индивидуальной точки зрения.

С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе

человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной

ситуации, в которой оказывается индивид.. Другие же категорически

утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к

человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и

социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически

переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная

норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному

индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы

регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако

не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.

В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека,

прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его

индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие

индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые

направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее

убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в

значительной мере определяет и его социальную значимость.

Элементами морального регулирования являются:

- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы

о нравственном совершенстве;

- система норм, соблюдение которых является необходимым условием

функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей,

представляет собой по основным своим характеристикам внешне

объективированный иституционный социальный регулятор, который способен

опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались

внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а

также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует

организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях

цивилизации.[2]

Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденным

делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и

реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных

решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы,

связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов,

следователей, других юристов.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов,

которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются

главные свойства и особенности права, придающие ему качество

государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных

отношениях.

Право строится на следующих принципах:

- принцип демократизма в формировании и реализации права,

- принцип законности,

- принцип национального равноправия,

- принцип гуманизма,

- принцип равенства граждан перед законном,

- принцип взаимной ответственности государства и личности.

Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихся

на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в

законодательстве и регулирующих общественные отношения.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

ПРАВА И МОРАЛИ

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты

проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются

ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат

регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные,

экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели –

согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению

достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных

норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-

экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам

свободы и справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

Право и мораль:

- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим

базисом и обществом;

- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую

основу;

- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в

обществе;

- они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю,

то есть направлены на установление и поддержание на необходимом

уровне дисциплины и порядка в обществе;

- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют

санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей

нормы;

- представляют собой средства активного воздействия на поведение

людей;

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в

самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не

ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они

связаны с поведением людей в широких областях их социального

взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным

сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда

общность, тесное взаимодействие норм права и морали.[3]

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали

и права.

Право состоит из установленных в определенном порядке компетентными

государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает

волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила

государственной власти.

Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы и

становления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении.

Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном

кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования

выражаются в общественном мнении, передаются им.

Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой;

искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера

отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту,

коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому

регулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью,

в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали,

связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных

общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший

простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды

обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к

отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий

выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством

людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали

исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним

гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное

мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал

Цицерон.

Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения

авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости

мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в

определенных случаях опираются и на меры принуждения.[4] Но характер мер

принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере

морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия

социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком

аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.

Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы

воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть

осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание,

предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же

правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы

обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный

порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение

же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения

лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения

человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки

зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном

случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.

С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его

намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и

морали:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе

представлений людейо добре и зле, чести, совести,

справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере

осознания и признания их большинством членов общества. Нормы

права устанавливаются государством и после вступления в силу,

сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере

их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных

актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают

выражение в официальных государственных актах – законах, указах,

и т.д.

3. По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом

обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе

понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация

моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а

также общественным мнением. Для правовых же норм этого

недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного

принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее

обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой

детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко

определенные юридические права и обязанности участников

общественных отношений.[5]

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о

глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают

дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных

отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется

тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма,

справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового

государства воплощают в себе высшие моральные требования современного

общества.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с

моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их

всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и

выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с

нравственным сознанием общества.

Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку

жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому

делу.[6] Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-

семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль

зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше

государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали

взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.

Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они

сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия,

справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие

социально-политические отношения, другие формы общественного сознания.

Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-

экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается

нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако

нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия.

Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального

сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.

Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в

ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело

выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты

хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это

основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную

жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение

людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся

действенной основой нравственного поведения человека, когда они

утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются

с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как

составные части культуры общества органически связаны друг с другом.

Правовая система государственно-организованного общества закрепляет

жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру

населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является

важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право

должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права

человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая

реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо

права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное

законом.

На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники

права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом

свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания

законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et

aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает

органическую связь права, юстиции и морали.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в

интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю

вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из

органической взаимосвязи права и морали.

В познании качества закона аксиологический подход предполагает в

оценке содержания закона применение категорий справедливости,

гуманности.[7] Закон может оказаться не соответствующим этим социально-

философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть

признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя

догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из

презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и

общественную нравственность.

Таким образом право активно содействует утверждению прогрессивных

моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют

право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового

регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений

нравственными идеалами.[8]

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества,

само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан

в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании

нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан,

способствующий тому, что требования общественной морали становятся

убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека.

Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового

регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права

воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством,

расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В

жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между

правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп,

«столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы

права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями

нравственности, долгом компетентных государственных органов является

принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует,

что между правом и моралью имеются противоречия в регулировании

имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений.

Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в

определении преступления, административного проступка, мер уголовной,

административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов

в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании

трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного

оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и

способов лечения.

Однако право и мораль хотя и являются двумя своеобразными,

самостоятельными институтами социального регулирования общественных

отношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно как

особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании

общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую

ценность.[9]

Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что все

правовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации в

категориях добра и зла. Такое оценочное отношение –одна из форм связи

правовых и моральных систем. Мораль выступает одной из сторон правовых

отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и

подлежат не только юридическим но и моральным оценкам.[10]

Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к

утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их

становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль

убеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделав эти исследования автор сделал следующие выводы:

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан,

всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с

несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное

судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе

уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и

общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение

правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они

соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить

положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали

непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных

актов государства.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению

общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом

выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего

общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения

«Все, что не запрещено законом - разрешено» в регулировании общественного

порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле,

что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании

индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь,

достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют

с ним, корректируют его правовое поведение.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости

в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при

определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы

непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими

санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных

устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается

тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы

работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.

Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое

нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых

случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных

догм.

Библиографический список.

1. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982.

2. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.

3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

4. Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986.

5. Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. М. 1996.

6. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регулчторы поведения личности. М.,

1972.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000.

8. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М.: «Былина», 1995.

-----------------------

[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000, С.197.

[2] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.

[3] См.: Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986. С.71.

[4] Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. М. 1996., С. 74.

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000, С.199-

200.

[6] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 86.

[7] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 75.

[8] См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000.

С.200-201.

[9] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.

[10] Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986. С.84.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека