Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

МЭСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

Выполнила: Смирнова Ирина

Группа:

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним

городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую

форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно

и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого

родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия.

Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский

период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на

несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой.

Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся

с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины

объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название

синойкизма (греч. – совместное поселение).

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и

способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое

особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.

В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины

воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию

положено политическими реформами Солона.

Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид.

К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую

основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя

в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество

оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их

немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду

простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос.

Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной

земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало

выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и

составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не

пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были

ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан

Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме

).

Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса,

приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность

повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским

государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение

социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за

незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и

смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и

вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.

Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей

численностью свободных граждан.

В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была

инициатива частных лиц.

Процедура:

. Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если

6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:

. Голосование.

Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части:

ЗА и ПРОТИВ).

Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий

спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них

– 20тыс. граждан).

Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в

отличие от социальных структур восточных обществ.

Список используемой литературы:

1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»

Изд.”Норма” Москва, 2000.

2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина”

Москва, 2000.

Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э.

Период Македонской гегемонии – закат государственности.

Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего

времени и удобны. Период существования более 1000 лет.

Хронология:

Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.

Архаический – 8-6вв. до н.э.

Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).

1 период:

Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной

собственности (постепенно).

Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и

хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны.

Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для

демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были

противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).

Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые

славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их

народонаселения» – Аристотель.

Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии

до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:

Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс –

верховный судья – военная демократия.

На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для

преодоления которого были проведены реформы.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека