Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Теория государства и права (ТГП) в таблице

Теория государства и права (ТГП) в таблице

Теория происхождения государства и права |Представители |Содержание |Оценка

| |

|Договорная |Г. Гроцкий, |Чтобы обеспечить |Отмечая прогрессивность |

| |Г. Гоббс, Д. |нормальную жизнь, |многих положений теории |

| |Лонк, Б. |люди заключают между |общественного договора, |

| |Спиноза, Ж-Ж |собой договор о |которая противостояла |

| |Руссо, А.Н. |создании государства,|феодальному сословному |

| |Радищев и др.|добровольно передавая|государству, царящему в |

| | |ему часть своих прав.|этом обществе произволу, |

| | | |неравенству людей перед |

| | | |законом, следует указать, |

| | | |что нет убедительных |

| | | |научных данных, |

| | | |подтверждающих реальность |

| | | |этой теории. Так же эта |

| | | |теория игнорирует |

| | | |необходимость экономических|

| | | |предпосылок для того, чтобы|

| | | |могло возникнуть |

| | | |государство. |

|Патриархальн|Основатель – |Государство возникает|Основные положения |

|ая |Аристотель(II|из разрастающейся из |патриархальной теории |

| |I век до |поколения в поколение|убедительно опровергаются |

| |н.э.), |семьи. Глава этой |современной наукой. Нет ни |

| |Фильмер, |семьи становится |одного исторического |

| |Михайловский |главой государства- |свидетельства подобного |

| |и др. |монархом. Его власть |способа возникновения |

| | |– это продолжение |государства. Напротив, |

| | |власти отца, монарх |установлено, что |

| | |же отец всех своих |патриархальная семья |

| | |подданных. Из |появилась вместе с |

| | |патриархальной теории|государством в процессе |

| | |(как и из |разложения |

| | |теологической), |первобытнообщинного строя. |

| | |естественно возникает| |

| | |вывод о необходимости| |

| | |для всех людей | |

| | |подчиняться | |

| | |государственной | |

| | |власти. | |

|Теологическа|Многие |Теория отстаивает |Теологическую теорию нельзя|

|я |религиозные |идеи незыблемости |доказать, как нельзя и |

| |деятели |вечности государства,|прямо опровергнуть: вопрос |

| |Древнего |необходимости |об ее истинности решается |

| |Востока, |подчинения |вместе с вопросом о |

| |средневековой|государственной воле,|существовании Бога, |

| |Европы (Фома |как власти от Бога, |Всемирного разума, т.е. это|

| |Аквинский |но вместе с тем, и |в конечном счете вопросы |

| |ХIII в.), |зависимости самого |веры. |

| |идеологи |государства от | |

| |ислама и |божественной воли, | |

| |современной |которая проявляется | |

| |католической |через церковь и | |

| |церкви( |другие религиозные | |

| |неотимисты, |организации. Суждение| |

| |Жак Маритен) |о законности | |

| | |происхождения и | |

| | |использования власти | |

| | |правителя принадлежит| |

| | |церкви. Высказывая | |

| | |такое суждение, даже | |

| | |и ведущее к | |

| | |низложению правителя,| |

| | |церковь не посягает | |

| | |на божественный | |

| | |принцип власти, | |

| | |необходимый для | |

| | |общежития. Подданные | |

| | |не только не должны | |

| | |исполнять приказания | |

| | |правителя, | |

| | |противоречащие | |

| | |божественным законам,| |

| | |но и вообще не | |

| | |обязаны повиноваться | |

| | |узурпаторам и | |

| | |тиранам. | |

|Насилия |К.Каутский, |Возникновение |Чтобы возникло государство |

| |Е.Дюринг, А. |государства |необходим такой уровень |

| |Гумппович |рассматривается, как |экономического развития, |

| | |реализация |который позволил бы |

| | |закономерности |содержать государственный |

| | |подчинения слабого |аппарат. Если уровень не |

| | |сильному. Многие |достигнут, то никакие |

| | |государства появились|завоевания не могут |

| | |именно в результате |привести к возникновению |

| | |завоевания одним |государства. Должны созреть|

| | |народом другого. |внутренние условия, что |

| | |(раннегерманские или |имело место при |

| | |венгерские |возникновении германских |

| | |государства) |или венгерских государств. |

|Психологичес|Г.Гард, Л.И. |Появление |Влияние человеческой |

|кая |Петражицкий |государства и права |психики не является |

| | |объясняется |решающим, а сама психика |

| | |проявлением свойств |формируется под влиянием |

| | |человеческой психики,|соответствующих |

| | |потребностью |экономически, социальных и |

| | |подчиняться, |иных условий. Именно эти |

| | |подражанием, |условия должны учитываться |

| | |сознанием зависимости|в первую очередь. |

| | |от элиты общества, | |

| | |осознанием | |

| | |справедливости, | |

| | |определенных | |

| | |вариантов действия и | |

| | |отношения и пр. В | |

| | |основе его лежат | |

| | |особые эмоции, | |

| | |которые переживаются | |

| | |как внутренняя помеха| |

| | |свободе и которые | |

| | |побуждают человека к | |

| | |какому-либо действию.| |

| | |Нормы как | |

| | |авторитарные запреты | |

| | |и веления есть лишь | |

| | |отражение этих | |

| | |переживаний. | |

| | |Психологическая | |

| | |теория различает | |

| | |этический долг как | |

| | |правовую обязанность | |

| | |и этический долг как | |

| | |нравственную | |

| | |обязанность. | |

|Естественно-|Фундаментальн|Суть данной теории | В цивилизованном |

|правовая |ую разработку|состоит в том, что, |обществе нет оснований для |

| |теория |кроме позитивного |противопоставления |

| |естественного|права, которое |естественного и позитивного|

| |права |создается |права, так как последнее |

| |получила в |государством, |закрепляет и охраняет |

| |работах |существует общее для |естественные права |

| |Локка, Руссо,|всех людей |человека, составляя единую |

| |Монтескье, |естественное право, |общечеловеческую систему |

| |Гольбаха, |стоящее над |правового регулирования |

| |Радищева и |позитивным правом. |общественных отношений. |

| |других |Последнее | |

| |мыслителей. |основывается именно | |

| | |на требованиях | |

| | |естественного права | |

| | |(права на жизнь, | |

| | |свободное развитие, | |

| | |труд, участие в делах| |

| | |общества и | |

| | |государства). Понятие| |

| | |естественного права | |

| | |включает в себя | |

| | |представления о | |

| | |прирожденных и | |

| | |неотъемлемых правах | |

| | |человека и | |

| | |гражданина, которые | |

| | |являются | |

| | |обязательными для | |

| | |каждого государства. | |

| | |Еще римские юристы | |

| | |наряду с гражданским | |

| | |правом и правом | |

| | |народов выделяли | |

| | |естественное право | |

| | |(jus naturale) как | |

| | |отражение законов | |

| | |природы и | |

| | |естественного порядка| |

| | |вещей. | |

|Нормативизм |К. Бергбом - |С точки зрения этой |Исходя из своих научных |

| |в Германии, |теории право творится|представлений, |

| |Г.Ф. |государством - это |нормативистская теория |

| |Шершеневич - |нормы государства, |отстаивала идею правовой |

| |в России, Д. |направленные на |государственности. Многие |

| |Остин - в |удовлетворение |ее сторонники выступали |

| |Англии, |интересов человека. |против противопоставления |

| |Р.Штаммлер |). Главный тезис |государства в права, |

| | |юридического |определяли государство как |

| | |позитивизма - |единство внутреннего смысла|

| | |признание правом |всех правовых положений, |

| | |только норм, |как осуществление и |

| | |создаваемых |воплощение правовых норм в |

| | |государством для |единый правопорядок. |

| | |общего блага или для | |

| | |удовлетворения | |

| | |интересов человека. | |

| | |При этом не | |

| | |отрицается и то, что | |

| | |в праве воплощаются | |

| | |идеи справедливости, | |

| | |и то, что право | |

| | |становится | |

| | |обязательным для | |

| | |самого государства. | |

| | |Однако только та | |

| | |справедливость, | |

| | |которая получает | |

| | |защиту государства, | |

| | |есть право. | |

|Социологичес|Эрлих, С.М. |Социальная норма - |Отвлекаясь от формальных |

|кая |Муромцев и |это норма поведения, |признаков права, |

| |Г.Ф. |прилагаемая к внешним|социологическая теория |

| |Шершеневич. |выражениям |наполняет его социальным |

| | |общественной жизни. |содержанием, доказывает, |

| | |Она источник |что право является |

| | |человеческого |уравновешивающей силой в |

| | |благополучия и стоит |жизни общества. Идеи данной|

| | |выше государства. В |теории четко выражают |

| | |отличие от правового |сущность правового |

| | |позитивизма, |государства, в котором и |

| | |сводившего задачи |само государство, и его |

| | |юридической науки к |граждане должны подчиняться|

| | |формально-логическому|правовым предписаниям в |

| | |изучению действующего|интересах общего блага. |

| | |права, | |

| | |социологическая школа| |

| | |перемещает центр | |

| | |тяжести на изучение | |

| | |«живого права», то | |

| | |есть системы | |

| | |правоотношений, | |

| | |поведения людей в | |

| | |сфере права. | |

Вывод

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами определенного государства,

подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми

предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они

стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения

государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному

отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется

различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному

объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и

осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя

такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из

возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие

умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права,

раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием

человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую

сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие

права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных

принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и

права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и

обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой

точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках

одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли

других членов общества. Суть государства и права составляет силу

принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция

обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что

государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия

противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в

деятельности государства, функционирование права выражается общие

скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и

права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта

позиция обоснована теорией общественного договора.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека